«Вверхшифтеры выходного дня»: Ширданцы. Часть 4: ТатЧуМара, монгольские гольфы и явление «свинки Пеппы»Общество    12 сентября 2020, 14:07
К октябрю рутины должно стать меньше и мы с сыном, даст Бог, продолжим начатое в июле-августе большое дело – знакомство с природой и деревнями Чувашии. Ширданы – КурочкиноПервое появление в двадцать первом регионе было незапланированным. Шли с сыном по руслу Германки (здесь), я достал телефон, чтобы узнать, скоро ли устье реки и, опа, приложение maps.me выдало сплошное серое пятно, для прояснения которого требовалось скачать карту соседней республики. По возвращении домой загрузил карту, начал её изучать и наметил новый перспективный маршрут. В общих чертах он выглядел так. День первый – дойти от Ширдан до Германки и там заночевать. День второй – от Германки подняться до грунтовой дороги, ведущей к деревне Курочкино. Разбить лагерь в лесу неподалёку от деревни. День третий – на автобусе доехать до города Козловка, от него пешком пройти к деревне Новородионовка. Рядом с деревней, судя по карте, находится туристическая база «Птичий полёт» и три смотровых площадки. Вид на Волгу с них должен открываться улётный. В Курочкино, кстати, дача у моего хорошего приятеля Димы Вохмина, тоже туриста, с которым я познакомился в уже упомянутом зимнем походе второй категории сложности. Можно будет позвонить ему утром второго дня – вдруг он окажется в деревне и пригласит нас к себе в гости. Кроме того, Курочкино интересно тем, что напротив него, посередине Волги находится ТатЧуМара – точка пересечения границ Татарстана, Чувашии и Марий Эл. Дом советского бытаЗдесь я должен признаться, что с самого начала проекта «Ширданцы» водил читателей за нос. Говорил о 20 ночёвках на природе, а на самом деле их было 18. Разницу в две ночи мы провели на даче у Димы Вохмина. Я позвонил ему без особого энтузиазма. Дима был в городе, но выразил желание приехать на ближайшем автобусе в Курочкино, чтобы показать нам, как он выразился, «свою усадьбу». «А как найти твой дом в деревне?» – спросил я приятеля по телефону. «Спускаетесь к Волге, от Волги идёте к огромной иве, – пустился в объяснения Дима, – это главная достопримечательность Курочкино, её все знают, – и до конца улицы. Там увидите дом с советским флагом. Это и есть наша усадьба». «С советским флагом?!» – удивился я. «Именно так, – подтвердил Дима, – ты вообще много чего интересного увидишь у меня в усадьбе. Это настоящий музей советского времени». Флаг оказался малюсеньким красным флажком, с которым до 1991 года наверняка ходили на первомайские демонстрации. Внутри дома – сочетание элементов традиционного крестьянского уклада (печь-голландка, чугунок, угольный утюг) и предметов советского быта. Из последнего отмечу опасного вида проводку («она надёжная, но старая»), проигрыватель грампластинок и допотопный холодильник «Свияга». Время, проведённое в гостях у Димы, запомнилось стрельбой из стракбольных и пневматических пистолетов, ожиданием обещанного хозяином шашлыка, который в итоге обернулся приготовленной в чугунке картошкой без всякого гарнира, и соблюдением специфических представлений Димы о чистоте. Он то и дело замечал на столе свидетельства нашей нечистоплотности в виде капелек чая или мельчайших остатков ужина и требовал, чтобы я их вытирал… половой тряпкой. Другой тряпки в «усадьбе» почему-то не оказалось. Ман КуславккаДеревня деревней, скажете вы, увидев Козловку. Даже местные жители сомневаются в том, сохранила ли она городской статус. И, тем не менее, здесь есть все приметы большого туристического потенциала. Это и ухоженный пляж под окнами местной полиции, и обилие дорогих иномарок с казанскими номерами, и туристы со всей России… Так, девушки, которых я попросил сфотографировать нас на фоне надписи «Ман Куславкка» («Моя Козловка» по-чувашски) оказались из Сургута. В пяти километрах от Козловки находится туристическая база «Птичий полёт», представляющая собой несколько юрт, закрытых от посторонних проволочным заграждением. В Интернете можно найти информацию о том, что юрты «оригинальные монгольские», и по предварительному заказу здесь можно приобрести «товары из Монголии», а именно «носочки, пояса, жилетки и гольфы из шерсти верблюда и яка» и монгольский чай. Я предварительного заказа не делал. Наверное, поэтому база встретила нас ворчанием пожилого охранника и тявканьем его собачонки. Ну, и ладно с ним с чаем, ни ради него мы сюда приехали! А ради совершенно фантастических видов на Волгу, открывающихся, внимание, с самой высокой точки Чувашии – целых 190 метров. Особенно рекомендую кусочек пейзажа с рекой Аниш. В том месте, где Аниш впадает в Волгу, виднеется множество островов, а о цивилизации напоминают только очертания лэпок на горизонте. Голубое на серомСледующие две поездки в двадцать первый регион были на электричке. Надо сказать, электрички в Чувашии обходятся значительно дороже, чем в Татарстане. Так, проезд взрослого и ребёнка шести лет от станции «746 километр» (это ещё в Татарстане) до станции «Батеево» обойдётся в 356 рублей. Тогда как за билеты до Казани нужно выложить всего сто рублей с копейками. В любом случае, природа и деревни Чувашии стоят потраченных денег. Выбор станции определялся просто. Рядом должны быть река или озеро (для готовки и чтобы покупаться) и лес как источник дров и грибов. Грибов в начале июля в окрестностях станции «Батеево» было много, а земляники с клубникой так и вовсе – видимо-невидимо. Были моменты, когда мы заставляли себя идти дальше, потому как на ягодных полях можно пастись часами, а поставленные цели от этого ближе не становятся. В списке целей поначалу значились только водоёмы. Такие, например, как река Малый Аниш или озеро Аль. Однако в деревне Батеево обратила на себя внимание деревянная церковь Симеона, сродника Господнего, а в селе Шоркистры – величественный храм Иоанна Богослова. Колорит второй постройки я бы определил так – простота форм и органичное сочетание оттенков голубого, серого (цвет выцветшего на солнце дерева) и золотого. После Шоркистр я целенаправленно начал искать на карте деревни с церквями. Увы, многие старые храмы сгорели в нулевые, а те, что построили им на смену, не отличаются выразительностью. Хотя и в ряде случаев берут размерами. Так, храм Казанской иконы Божией Матери в селе Малые Кибечи – это целый комплекс сооружений, рассчитанный на приход не меньше городского. Не ждалиВ путеводителях по Чувашии много заманчивого написано об озере Аль (другое название Элькюль). Есть даже такой пассаж: «Местная легенда гласит, что когда-то, по всей чувашской земле было разбросано семь озёр-братьев, которые могли ходить друг к другу в гости, поднимая вихрем воду, образуя грозу и извергая ливни. Одним из них было озеро Элькюль». Аль действительно очень живописен, но лично мне больше приглянулся крохотный водоём между речкой Лашман и деревней Нюшкасы. Подходишь к берегу, чтобы искупаться, делаешь шаг и, бултых, ты в озере по самую шею. И плывёшь в чистой холодной воде к полуострову, поросшему елями и лиственницами. После утомительной прогулки под палящим солнцем, чувствуешь себя на верху блаженства. Запомнился и безымянный пруд недалеко от станции Батеево. В лесу рядом с прудом мы разбили лагерь, и вот как-то вечером лежу в палатке, прислушиваюсь к сопению спящего уже сына, и вдруг сопение заглушается чьим-то удовлетворённым хрюканием. Я вылезаю из спальника, открываю палатку и вижу метрах в десяти от себя свиной силуэт. Начал будить сына, доставать фотоаппарат, и тем видимо спугнул животное. К тому моменту как мы оба выглянули из палатки, животного и след простыл. Надо отметить, что кабан вёл себя предельно деликатно – разворошил землю под сенью ближайшего дуба, но не прикоснулся к повешенному на сук котелку с булгуром и тушёными белыми грибами. «Ты знаешь, я ведь с ним разговаривал», – говорю я на следующий день сыну. Сын: «И что ты ему сказал?» – «Спросил: «Ты кто?» – «А он?» – «А он в ответ: «Свинка Пеппа». Другими словами, хорошо на выходные выбираться в чувашские леса. Скоро наступит бабье лето, а вместе с ним и золотая осень – надо будет повторить. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|