Не расстраивайтесь, всё будет хорошоПолитика    11 февраля 2022, 11:34
Татарстан принципиально выступает «за» проведение поселковой реформы, устроенной федеральным центром. Однако парламентарии республики внесли свои 13 «палок» в колёса казалось уже смазанной машине. Но услышит ли Москва голос из республики?.. В целом – за, но есть замечанияВ то время, как на улице бушевала метель, в стенах Госсовета кипели страсти на очередной сессии. На повестке дня – поправки к скандальному федеральному законопроекту Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в единой системе публичной власти». Госдума приняла его в первом чтении ещё 25 января, дав время на внесение изменений до 23 февраля. «Прошу внимательно выслушать, коллеги», — призвал спикер татарстанского парламента Фарид Мухаметшин коллег-депутатов, поскольку доклад председателя комитета по госстроительству и местному самоуправлению Альберта Хабибуллина был непростым для восприятия. С одной стороны, Госсовет концептуально поддержал этот закон ещё в конце декабря. Но уже тогда была создана рабочая группа по разработке поправок к этому документу, в работе принимали участие представители аппарата Президента республики, исполнительных органов власти, представители науки и всех уровней самоуправления. Некоторые главы муниципальных образований даже выезжали в регионы страны с целью изучения опыта перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. С другой стороны рабочая группа подготовила сразу 13 концептуальных поправок к данному законопроекту. Суть реформы в том, что все поселения будут объединены в городские или муниципальные округа в границах нынешних муниципальных районов. По мнению разработчиков законопроекта, таким образом должна повыситься эффективность самого местного самоуправления за счёт консолидации финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов. Дескать, на местах и денег не хватает, чтобы обеспечить все интересы граждан, да и депутаты не обладают достаточными полномочиями, чтобы проблему сдвинуть с мёртвой точки. Хабибуллин не стал перечислять все 13 поправок, а остановился на трёх основных. К примеру, Татарстан не согласен с тем, что избранный глава не может одновременно быть депутатом думы или совета депутатов. «Такое положение неоправданное и необоснованное, – говорит глава комитета. – Появление данной нормы не продиктовано объективными предпосылками, а эффект от введения неочевиден. Применяющиеся в настоящее время модель избрания главы МО не приводит к конфликту интересов, не нарушает статусное ограничение, понятна муниципальному сообществу и вполне успешно апробирована на практике. Установленная законопроектом модель избрания главы муниципального образования, при которой он продолжает возглавлять депутатский корпус, но утрачивает статус депутата, носит, на наш взгляд, искусственный характер, снизит легитимность главы муниципалитета, ослабит его позиции и авторитет в депутатском корпусе, что окажет негативное влияние на работу представительного органа и в целом всей системы функционирования муниципальной власти. Кроме того, сложение полномочий только что избранного депутата приведет к утрате его связи с избирателями и нарушит сложившиеся отношения». По словам Хабибуллина, за счёт упразднения поселенческого уровня только в нашей республике численность представительных органов городов и районов сократится на 7 570 человек. Именно столько местных депутатов насчитывается на этот день. «А почему мы с этим согласились»?Второй момент – полномочия упраздняемых поселений передают неким территориальным органам на местах. По сути они и должны будут решать весь спектр всплывающих проблем вопросов жизнедеятельности населения. Но как они формируются, в законе не прописано. «Это, в свою очередь, приведёт к риску необоснованного образования указанных органов без наличия объективной на то необходимости, либо наоборот, отсутствие территориальных округов там, где они просто необходимы», – уверяет глава комитета. Татарстан просит передать эти полномочия регионам, на местах, дескать, больше видно, где и что создавать, нежели из федерального центра. С другой стороны, Москве ничего не мешает просто прислушаться к рекомендациям с мест. Ну, или не прислушаться… И последний аспект, на котором остановился Хабибуллин, – это дополнительные выборы депутатов действующих представительных органов МО в случае досрочного прекращения их полномочий. Сам переходный период будет длиться до 1 января 2028 года, но в Татарстане полномочия избранных слуг народа закончатся уже в сентябре 2025 года. Новых выборов после этого не ожидается. Представлять поправки на федеральном уровне доверили депутату Госдумы от Татарстана Айрату Фаррахову. Ему в помощники назначили Ильдара Гильмутдинова. Естественно, у депутатов было время, чтобы задать вопросы по непростой теме. И неожиданно «проснулся» глава ТНВ Ильшат Аминов: «Если я правильно понял, мы как бы уже согласились с тем, что на поселенческом уровне органов местного самоуправления не будет? А почему мы с этим согласились, это же уже устоявшаяся система! Поселковые депутаты знают все потребности людей на местах! По сути, мы ломаем работающую систему! Зачем это делается, я не понял?» «По мнению разработчиков законопроекта, он идёт в развитие нашей Конституции, за обновление которой мы проголосовали ещё в 2020 году, – отвечает Альберт Хабибуллин. – То есть Госдума РФ приняла закон о публичной власти, а в систему публичной власти входят и органы МСУ. Поэтому нам предложили переход на одноуровневую систему, то есть дальнейшее выстраивание, будем прямо говорить, вертикали власти. Вначале в нашей рабочей группе мы хотели прописать, что хорошо было бы, если регионам дали право самим определить, какую форму местного управления выстраивать, то есть сохранить, если это необходимо, поселенческий уровень. Но потом мы посоветовались и пришли к выводу, что это предложение идёт в разрез концепции данного закона, принятого Госдумой». «Двухуровневая система, которая сегодня существует, она не совсем правильная, – считает Президент Татарстана Рустам Минниханов. – Вы правильно говорите, Ильшат Юнусович, что местные депутаты ближе всего к народу. В любом случае все эти структуры остаются. То есть люди будут наделены полномочиями уже в рамках муниципального округа. Мы оценивали все плюсы и минусы грядущих перемен, и если честно, не видим, что будет хуже. Я знаю, как эта система выстроена, и мы также будем эти наши структуры на местах поддерживать. Мы продумаем все их полномочия и возможности в новой вертикали». «Мы ничего менять не хотим»«Уже очевидно, что политическое решение о ликвидации местного самоуправления на самом верхнем уровне принято, – не унимался депутат от ЛДПР Эдуард Шарафиев. – Не настало ли время провести в Татарстане административно-территориальную реформу? Может быть, нам можно разукрупнить ряд муниципалитетов? Части городов дать статус городских округов, а сами районы сделать муниципальными округами? Это позволит нам не очень сильно удалять муниципальную власть от населения. Сделать её более доступной. Если мы берём посёлок городского типа Васильево, так он по численности населения превышает даже некоторые муниципальные районы республики. А сейчас все эти вопросы, которые касаются жизнедеятельности населения, они просто перенесутся на уровень района. И какие-то вопросы мы просто упустим, они будут копиться на местах. Я тоже имею опыт работы главой сельского поселения, и не всегда руководители районов могут дотянуться до тех вопросов, которые есть на местах». Шарафиев отметил, видимо, исходя из собственного опыта, что главы сельских поселений – это фундамент муниципальной власти. «Но мы ведь ничего менять не хотим, – наконец-то признался Рустам Минниханов. Система хорошо работала. И мы всегда опираемся на наши поселения. Мы их не отторгаем! То, что глава района куда-то не дошёл – его недоработка. По Васильево – да, мы можем посмотреть. Но лучше – как сложилось. Зачем трогать? Если район будет функционировать как единая система, а представители с полномочиями работать на местах, я думаю, от этого система хуже работать не будет. Но в любом случае, этот вопрос – непростой. По сути, конкретно для простого гражданина, который живёт на определённом месте, ему не важно, какого уровня власть решает его проблемы. Ему нужно, чтобы все его интересы были решены». Мухаметшин отметил, что комиссия по поправкам не упраздняется после принятия данного закона, а будет заниматься и работать над татарстанским законом о местном самоуправлении. Тем не менее, татарстанские парламентарии и политики сделают всё возможное, чтобы донести свою позицию до федералов. «Если не получится продвинуть свои замечания к закону, это не смертельно, – отметил Рустам Минниханов. – Но если нас услышат, то мы безболезненно пройдём этот этап. Не расстраивайтесь, всё будет хорошо». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|