Ремесленники: тринадцать лет спустяОбщество    08 декабря 2021, 09:36
История фестиваля началась в 2009 году, когда Казанский государственный университет культуры и искусств (ныне институт) впервые выпустил курс режиссёров драмы. Руководителем курса был главный режиссёр Камаловского театра Фарит Бикчентаев. Из дипломных спектаклей его учеников и сложилась афиша первого «Ремесла». За прошедшие тринадцать лет формат фестиваля претерпел значительные изменения. В нём теперь участвуют молодые постановщики разных театров и разных режиссёрских школ, работающие как на татарском, так и на русском языке, для взрослого и подросткового зрителя. Поменялся и организатор «Ремесла» - с 2018 года им является Татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева. В один из дней работы фестиваля корреспондент «Вверх» встретился с главным режиссёром Татарского ТЮЗа Ренатом Аюповым, чтобы побеседовать с ним о театре молодых и для молодых. «Табор» ушёл в прошлое– Ренат Мирзахасанович, в ходе нашего последнего разговора вы поделились амбициозными планами по реконструкции здания бывшего Дома офицеров, в котором мы сейчас находимся. Всё ли из задуманного удалось воплотить? – Я мечтал о едином пространстве для актёров и зрителей, которое можно было бы менять под задачи конкретного спектакля простым перемещением зрительных рядов. Подрядчики возразили, что высота-ширина здания не позволяют обустроить внутри него сцену-трансформер, и этот «гениальный план» так и остался на бумаге. Но я не считаю его списанным. В строительстве какие-либо конструкционные изменения возможны через пять лет. В 2023 году этот срок истечёт, и я постараюсь-таки добиться реконструкции имеющегося, по сути клубного пространства в современное театральное. Кстати, при Доме офицеров была библиотека. Сегодня это здание пустует, но оно наше, и в нём тоже можно обустроить сцену-трансформер. Она, конечно, по размерам получится сильно меньше нашей основной сцены, но для экспериментальных, камерных постановок, каких-то водевильных, может быть, стендаповских проектов её возможностей вполне хватит. Ну и давайте скажем: самое главное чаяние коллектива исполнилось. Наконец-то ушла в прошлое таборная система, когда мы кочевали из здания в здание. У нас теперь свой дом, который не нужно ни с кем делить. – Как на ваш взгляд изменился фестиваль за последние десять лет? Срок не случайный – в 2011-м я впервые побывал в Татарском ТЮЗе, и было это именно в рамках «Ремесла». – У нас тогда показывали спектакль «Ашик Кериб» в постановке Искандера Сакаева… Мне кажется, в тот период молодые режиссёры работали больше над формой, чем над содержанием. Под формой я имею в виду перформанс, музыкальный спектакль, различные мультимедийные средства, площадной театр и так далее. Лет пять назад это начало надоедать, режиссёры постепенно переключились на психологию героя, его душу, то есть на содержание. Этому во многом способствовала фестивальная коллегия критиков. Она не играет с молодыми режиссёрами в поддавки, а честно указывает им на недостатки. Зачастую недостатки обусловлены бездумным копированием приёмов именитых коллег. Я поясню свою мысль на примере. На нынешнее «Ремесло» Мензелинский театр привёз «Преступление и наказание» в постановке молодого башкирского режиссёра Ильсура Казакбаева. После просмотра спектакля Нияз Игламов, председатель коллегии критиков, признался: «Если бы я не видел фамилию режиссёра в афише, я бы подумал, что этот спектакль поставил Потапов». Это к вопросу о копировании. Хотя Потапову (Сергею Станиславовичу, российскому театральному и кинорежиссёру, якуту по национальности – А.Е.) сильно за сорок, его приёмы пользуются спросом у молодёжи. Раскольников нашего времени– В спектакле занято всего три актёра… – А также мальчик и девочка, изображающие старуху-процентщицу. У Ильсура получился камерный спектакль, в котором Раскольников рассказывает зрителю о своих побуждениях, о том, что он сделал и что собирается сделать. Раскольников в интерпретации режиссёра – герой своего времени. Было бы время другим, и не пошёл бы он на преступление. В каком-то смысле это спектакль-предостережение всем нам – мы ведь тоже живём в не самое благополучное время. Ильсура я хорошо знаю. Для нашего театра он поставил спектакль «Долгое-долгое детство» по одноимённой повести Мустая Карима, который в этом году попал в лонг-лист «Золотой маски». Если в «Преступлении…» акцент смещён на персонажа, раскрытие его психологии, то здесь в приоритете – форма. На сцене мы видим статичный мир, сложенный из старых фотографий. – Как вообще устроен процесс создания спектакля в театре? – Финансово нам, как и многим другим театральным коллективам, помогает «Единая Россия». У партии есть грант «Культура малой Родины». Театр подаёт на него свои заявки и, слава Богу, пока ещё отказов не было. Но надо ведь ещё и режиссёра найти. Для этого на базе театра третий год подряд проводится лаборатория «Тамга». В 2020-м участникам лаборатории предложили создать эскиз по одному из четырёх заранее выбранных произведения. Эскиз Марфы Горвиц по татарской народной сказке о Камыр-батыре мне и труппе показался интересным, и мы предложили Марфе развить его в спектакль. Марфа в свою очередь обратилась к детскому драматургу Алексею Житковскому. Он один из немногих, кто сегодня пишет для подростковой аудитории. Житковский приехал в Казань, собрал детей в возрасте от 12 до 15 лет, провёл для них мастер-класс по созданию коротких историй и дал задание написать таковую для будущего спектакля. Отдельные эпизоды из детских текстов в итоге попали в пьесу «Камыр-батыр», которую и поставила Марфа. Этот спектакль был показан в первый день работы фестиваля «Ремесло». – Сюжет спектакля сильно отличается от оригинальной сказки, которую я читал в детстве… – Иначе и не могло быть, дети же не зря свои истории придумывали. Получился синтез оригинальной сказки и сюжетов, интересных нынешним подросткам. У главного героя божий дар – он очень сильный. Это не понравилось среде и Камыр-батыру пришлось покинуть родную деревню. В пути он встречает других персонажей с необычными способностями. Один быстро бегает, другому достаточно надеть шапку, чтобы вызвать стужу, у третьего из ноздрей вырывается сильный ветер… К слову, все эти персонажи есть и в сказке. Чего там точно нет, так это финала, в котором герои побеждают коварную ханскую дочь и открывают кафе «Камыр-хаус». Пекут в нём эчпочмаки, беляши и прочие изделия из теста. Получилась динамичная постановка о поиске своего призвания, о силе совместных действий, и о том, что всякая способность во благо, нужно лишь направить её в правильное русло. Вот только с хронометражом режиссёр, на мой взгляд, переборщил. Без перерыва на антракт спектакль идёт час пятьдесят – многовато для подростковой аудитории. Татарстанский акцент– Какие другие спектакли этого «Ремесла» вы бы хотели отметить? – Открытием фестиваля я считаю спектакль «Цацики идёт в школу» от питерского театра «Суббота» и режиссёра Юлии Каландаришвили. Спектакль понравится и детям, потому что в нём показаны переживания мальчика-первоклассника от столкновения с новой для него средой, и взрослым, которых не оставит равнодушным образ мамы Цацика. Эта дамочка умеет разговаривать и со своим ребёнком, и со школьником-хулиганом, и с директором школы. Изюминка спектакля в том, что всё многообразие школьных персонажей играет двоё актёров. И как играют! Я от души посмеялся, когда впервые увидел этот спектакль на фестивале «Арлекин». – Мне лично понравился момент, где мамаша Цацики поставила на место хулигана Мортона… – А в конце спектакля выясняется, что Мортон не на пустом месте такой агрессивный. У него, оказывается, отец – алкоголик, и он своими нападками на слабеньких ребят типа Вилли прячет свои комплексы. Это к вопросу о природе буллинга… Однако вернёмся к разговору о фестивале. Из-за пандемии не все приглашённые режиссёры смогли приехать. Но в этом, как мне кажется, есть и свой плюс. Нынешний фестиваль дал возможность максимально показать себя именно татарстанским театрам. Приехали коллективы из Мензелинска, Челнов, Нижнекамска, Атни, Буинска. – Расскажите о творческих планах театра на следующий год. – Если продолжить тему молодых кадров, то Тимур Кулов будет ставить спектакль «Другая жизнь Уве» по роману Фредрика Бакмана. Главную роль в нём сыграет Нуриахмет Сафин, один из основоположников нашего театра. В декабре у Нуриахмета абый юбилей, и это ему такой подарок. Для другого нашего юбиляра – Рамзии Закирзяновой – драматург Айгуль Ахматгалиева написала пьесу «Матур-сити». Кроме того, мы хотим поставить «Ромео и Джульетту» и рассказ Аделя Кутуя «Приключения Рустема». О мальчике, который нашёл цветок папоротника, с его помощью стал невидимым и отправился на фронт, чтобы защитить своего папу. Совершенно фэнтезийная, приключенческая вещь. – А лично у вас запланирована новая постановка? – Выше перечисленные планы мы хотим реализовать при поддержке «Единой России». Лично я, уже не на грантовые деньги, хочу вернуться к теме «Сказания о Юсуфе». Прошлая моя постановка по данному сюжету основывалась на поэме Кул Гали, теперь меня интересует кораническая история. Других деталей я пока раскрывать не буду. Продолжится работа по привлечению молодых кадров. Запланировано проведение режиссёрской лаборатории «Тамга» и драматургической «Асыл». Нас интересуют именно пьесы для подростков – причём, не важно, на каком языке они написаны. Хоть на чувашском – переведём. Одна из премьер 2021 года – спектакль «Мио, мой Мио» Кати Гороховской – родился именно из текста, который Катя написала как участница лаборатории «Асыл». Мы продолжим с ней сотрудничество, но пока ищем, чем удивить самых маленьких наших зрителей. Следите за афишей театра – будет интересно! Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|