«Шурале» приструнилиОбщество    23 июня 2021, 17:38В эти дни оркестр La Primavera занимается записью «Большой сюиты» из балета Фарида Яруллина «Шурале». Запись приурочена к 80-летию первого татарского балета. Корреспондент портала «Вверх» выяснил секреты звукозаписи и узнал, почему для этого таинства был выбран ДК им. Ленина. Новое слово в татарской музыкеОдин из самых лучших способов, как избавиться от наступившей жары, нашёл маэстро Рустем Абязов со своим оркестром La Primavera. Вместо того, чтобы распустить коллектив на летние каникулы, музыканты собрались в прохладном культурно-досуговом комплексе им. Ленина, что находится в Соцгороде. Здание было спроектировано таким образом, что даже в самый зной там царит приятный холодок. Истинная причина того, что оркестр поменял своё привычное место дислокации, заключается в том, что Абязов и команда выиграли грант благотворительного фонда «Татнефть» на запись «Большой сюиты» из балета Фарида Яруллина «Шурале». «До сих пор существует единственная запись отдельных фрагментов музыки из балета «Шурале» – на грампластинках фирмы «Мелодия». Она была сделана в 1970 году оркестром Большого театра под управлением Фуата Мансурова с оркестром Большого театра, – говорит Рустем Абязов. – Как рассказал мне сам маэстро, он просто взял ноты и сыграл их с музыкантами. Между тем, эта музыка заслуживает того, чтобы быть доступной и профессионалам, и любителям. Фарид Яруллин – это совершенно новое слово в татарской музыке. Если бы он был жив и развивался как композитор, это было бы большая величина. Сейчас об этом мы можем только гадать, но то произведение, которое он оставил после себя, достойно восхищения. Оно выходит за рамки чисто татарской музыки. Мне кажется любая публика, если она попадет в зал и услышит сюиту, останется в восторге», – рассказывает Рустем Абязов. То, что эта музыка стала существовать в виде сюиты, это действительно дорогого стоит. Сегодня необязательно идти в оперный театр для того, чтобы послушать «Шурале». При этом Рустем Абязов не просто собрал воедино музыкальные номера, у него получилось объединить их в определённом хронологическом порядке. Всё это было написано довольно давно, лет 10 назад. А для своего оркестра партитуру написал только в этом году. «Я даже не думал переводить симфоническую музыку для струнного состава, меня вполне удовлетворяло, что есть большая сюита для симфонического оркестра, – говорит маэстро. – А когда я начал готовиться к «Абязов-фесту» и придумал для него тему «Сказки мифы и легенды в музыкальном отображении», я подумал, как же можно обойтись без «Шурале»? Тогда и пришла идея оркестровать это произведение. И придумать что-то такое, чтобы это было не простое исполнение, а фестивальное», – делится маэстро. Большая сюита прозвучала в программе VII «Абязов-фестиваля». Это было феерично, поскольку состоялась совместная с театром «Экият» премьера музыкального спектакля «Новая фантазия SHURALE». Для каждого из коллективов это был новый опыт такой работы, но всё прошло великолепно. Партитуру для камерного оркестра впервые аранжировал Рустем Абязов. Ранее он же сделал концертную редакцию «Большой сюиты» для симфонического оркестра. И теперь наступило время увековечивания этого произведения при помощи студийной звукозаписи. Особенно если учесть, что в этом году исполняется 80 лет со дня создания первого татарского балета. После этого и возник вопрос с площадкой. По словам Игоря Сиденко, доцента кафедры режиссуры кино и телевидения Казанского государственного института культуры, а по совместительству звукорежиссёра проекта, привычный для оркестра ГБКЗ никак не подходит для этих целей. Причина в том, что там очень сложная «каменная» акустика. И звукорежиссёру управлять звучанием оркестра в этих условиях очень сложно. А для большого звука должно быть большое помещение. Была огромная студия на ГТРК «Татарстан», но на ней в последнее время подобных масштабных проектов не производится. Была отличная студия с прекрасным «деревянным» звуком у Союза кинематографистов РТ – так её разбомбили и растащили… Остаются дворцы культуры. И одной из главных причин, почему было выбрано ДК им. Ленина, помимо великолепной акустики, – это наличие рояля. Оказывается, в Казани с этим инструментом большие проблемы. У симфонического оркестра он есть, у консерватории – тоже. А у La Primavera – нет. Им приходится постоянно арендовать его на время своих выступлений. В КЦ «Московский» акустика – отличная, инструмента – нет, в КЦ «Сайдаш» – не совсем подходящий рояль для звукозаписи. И только в ДК им. Ленина всё сошлось. Самое главное – ничего не испортитьПо словам звукорежиссёра, в зале ДК – отличная акустика. Она создает элемент присутствия, что для студийной работы очень важно. «Самое главное – это ничего не испортить и донести до слушателя то, что хотел сказать автор, – говорит Сиденко. – Художественный руководитель знает, что хотел сказать автор, и он пытается добиться этого от музыкантов. Задача звукорежиссёра – не портить и постараться донести всё, что хочет высказать дирижёр». Игорь Сиденко использует на этой записи своё собственное изобретение. С Абязовым совместное сотрудничество началось ещё в 2008 году на фильме «Бибинур». Тогда состоялась запись музыки к этому фильму. А с 2012 года началось плотное сотрудничество по записи концертов. Это первая совместная студийная работа. «В 2012 году я понял, что штатные микрофоны, которые мы использовали в записи, звучат не так, как хотелось бы, – говорит звукорежиссёр. – В зале я слышу одно, а делаю что-то в студии – получается что-то другое. Я начал изучать этот вопрос, и пришёл к выводу, что наиболее близким по звучанию человеческому уху является ленточный микрофон. Но он очень дорогой. И поэтому я решил попробовать сделать его сам путём экспериментов. После общения с коллегами в российских чатах сформировалась концепция принципиально новых капсульных микрофонов, которые звучали очень достоверно, и звук в них получался открытым. Это и есть одно из ноу-хау, и эти микрофоны я сделал сам. Они звучат так, как мне нужно. Настоящий звукорежиссёр все-таки делает технику под себя сам». Сиденко говорит, что не собирается патентировать своё изобретение. Но уже сейчас появляются микрофоны, созданные по его разработкам. Один человек ошибся – весь оркестр страдаетАбязов уверяет, что без спонсорской помощи «Татнефти» этот проект мог бы не состояться. Точнее, концертная программа случилась, а вот на студийную запись пришлось бы деньги искать. Для оркестра эта работа – очень большая ответственность за каждый звук. Один человек не попал в нужную ноту или ударил по пульту смычком – запись испорчена, и оркестру заново нужно играть этот фрагмент. По словам маэстро, всего будет сделано три дубля. В зале в это время сидит помощник звукорежиссёра, который отмечает каждый испорченный элемент, чтобы потом при монтаже записи было проще найти и заменить его. «Конечно, волнение у оркестра есть. Но в любом случае это менее волнительно, чем выступление в Карнеги-холл. Там единственный раз выходишь на сцену, и от этого зависит, как тебя примет публика. Тут-то всегда что-то можно переписать», – говорит дирижёр. Несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, весь оркестр в сборе, никто не болеет. За исключением одной скрипачки, которая «отпросилась» по причине того, что скоро станет мамой. Концерт-презентация данной программы состоится осенью в двух городах: в Казани и Альметьевске. При этом будет вестись онлайн-трансляция в социальных сетях. В концертах примет участие поэтесса Альбина Абсалямова. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|