Завкафедрой астрономии КФУ: «Астрономия сейчас никак не связана с бизнесом»Интервью    12 апреля 2021, 14:25
Кандидат технических наук, доцент Владимир Михайлович Безменов возглавил кафедру астрономии и космической геодезии Казанского федерального университета в конце прошлого года. В День космонавтики в интервью порталу «Вверх» ученый рассказывает об изменении подхода к профориентации школьников и преобразовании учебной программы под современные реалии, а также перспективах астрономического «Сириуса» в обсерватории и проекте карты звездного неба в рентгеновском диапазоне. «Необходимо менять подход к профориентации школьников»- С какими чувствами вы встречаете 12 апреля 2021 года - 60-летнюю годовщина полета первого космонавта Земли Юрия Гагарина в космос? - Каждый год в этот день у меня бывают самые положительные чувства. Я горжусь тем, что совершила наша Родина тогда, 60 лет назад. Я сам родом из тех мест, откуда запускали «Восток» – из-под Байконура. В детстве я очень часто наблюдал, как пролетали ракеты буквально над крышей нашего дома. Мы забирались повыше и всегда с интересом смотрели. Так что для меня День космонавтики – это значимая дата. - Вы возглавляете кафедру астрономии и космической геодезии. Насколько тяжело сейчас заниматься профориентацией школьников, ведь в школах в обязательно программе нет астрономии. Как дети приходят к этой сложной науке? - Да, я возглавил кафедру совсем недавно – в декабре прошлого года. Наша кафедра располагается в здании городской астрономической обсерватории. Конечно, я специалист в области картографии, геодезии, дистанционного зондирования, но это не значит, что я совершенно не знаком с астрономией. Есть школы, в которых астрономию всё же преподают – хотя бы в качестве факультатива. Но профориентацию школьников действительно проводить достаточно сложно. Астрономия в настоящее время никак не связана с бизнесом. Очень сложно родителям понять, кем могут работать их дети, закончив обучение по специальности «астрономия». Детям, конечно, нравится, астрономия. Поэтому работа по профориентации должна, в первую очередь, проводится с родителями. Астрономия, астрофизика – это фундаментальные науки, так что абитуриент, поступающий на эту специальность, прежде всего, идёт по пути науки. Конечно, находится и прикладное применение, как правило, далекое от астрономии. Кто-то уходит преподавать и так далее. Но в целом подход к той же профориентации надо существенно менять. Мир очень сильно меняется. Знания в области астрономии можно применить достаточно широко. Можно найти применение своим знаниям, работая в области создания космических систем. В связи с развитием космической области, это работа в конструкторских бюро, участие в исследованиях Земли, космоса, работа в структурах Роскосмоса. Как привлечь молодёжь, и куда она пойдет работать? Астрономия астрономией, она интересна, и все любят читать статьи в Интернете, где какие галактики открыли, где сколько чёрных дыр. Но надо видеть и другую составляющую – более прикладную. У нас помимо астрономии на кафедре готовят и по специальности «геодезия и дистанционное зондирование». Она сильно связана с астрономией, потому что аппараты дистанционного зондирования Земли так или иначе опираются на астрономические знания. За словом «астрономия» иногда не видят таких более конкретных вещей. «Планы по созданию астрономического «Сириуса» прорабатываются»- На днях Казанский университет проводил большую пресс-конференцию в «Татмедиа», посвященную включению астрономических обсерваторий КФУ в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. На ней проректор КФУ Дмитрий Таюрский рассказал о планах создания своеобразного астрономического «Сириуса» для школьников и студентов на базе загородной обсерватории. Что даст реализация этого проекта? - Планы по созданию такого центра пока прорабатываются. Если он получится наподобие центра «Сириус», это будет замечательно. В 2019 году я стал взаимодействовать с Университетом талантов, который создан по подобию центра «Сириус». Это определённая альтернатива существующей системе образования. Между КФУ и Университетом талантов заключено соглашение о сотрудничестве. И если на базе нашей обсерватории будет создан центр наподобие «Сириуса», это хорошо. В «Сириусе» подход отличается от школьного. Мне приходилось бывать в «Сириусе» в Сочи. Это значимо для развития наших специальностей. Будет здорово, если все планы реализуются. Обсерваторию надо развивать в любом случае. У неё интересное расположение, уникальная история, замечательное место, в котором работают замечательные люди. У нас есть энтузиасты своего дела, которые достаточно активно работают со школьниками. Такой центр будет нам помощью и в плане привлечения абитуриентов. «Мы пытаемся переосмыслить подготовку студентов по специальности «астрономия»- Какие ещё изменения грядут в работе вашей кафедры? - Мы сейчас меняем учебный план в соответствии с новым стандартом. Прежде всего, наши выпускники должны найти применение не только в науке. Не каждый мыслит себя учёным, не каждый пойдёт преподавать в школу. А в последнее время учебная программа была рассчитана именно на то, что многие после окончания вуза пойдут преподавать астрономию и другие дисциплину – физику, математику. Ежегодно на первый курс в группу по астрономии набирают порядка 25 человек. И не все видят себя преподавателями. Кто-то ищет иные области применения. Поэтому мы пытаемся в современных условиях переосмыслить подготовку студентов по специальности «астрономия», чтобы она была связана с текущим развитием общества, экономики и, в частности, космической отрасли. И чтобы в перспективе выпускники больше себя находили в прикладных вещах. В этом направлении есть, над чем работать и как развиваться. Я специалист в области аэрокосмических съемок, дистанционного зондирования Земли. Я заканчивал эту кафедру в Казанском университете. И моя реальная деятельность лежала не в области астрономии, а в области создания пространственных данных – а это аэрофотосъемка, космическая съёмка, картографирование поверхности Земли. И некоторых наших студентов тоже привлекает дистанционное зондирование Земли. Хотя специальность «геодезия и дистанционное зондирование Земли» появилась у нас не так давно – порядка 10 лет назад. Студентов этой специальности всё больше привлекает обработка аэрокосмических изображений. Количество выпускных работ в этой области стало увеличиваться, поскольку у нас цифровая экономика, цифровые пространственные данные, цифровые карты. Студенты эти процессы чувствуют и задумываются, куда пойдут работать, закончив нашу кафедру. До этого 80 лет кафедра готовили по специальности астрономогеодезия. Название этой специальности, а также содержание учебных программ и реалии жизни уже не соответствовали друг другу. То есть была несостыковка между подготовкой кадров и реальным сектором. Примерно к такой же ситуации мы пришли со специальностью «астрономия». - А куда ваши выпускники идут работать?- Как я уже говорил, у нас на кафедре готовят по двум специальностям: «астрономия» и «геодезия и дистанционное зондирование». На специалитете у нас обучаются шесть лет. Предусмотрены как бюджетные, так и коммерческие места. Обычно после окончания вуза стоит вариант между преподаванием в школе, занятиями наукой или третьим вариантом. Бывает, из наших выпускников получаются и неплохие программисты. Но это во многом за счёт того, что они сами себя развивают в этой сфере. Наши выпускники уходят в разные отрасли. Если говорить о специальности «геодезия и дистанционное зондирование», то выпускники работают в «Татнефти», «Роснефти», «Транснефти», «Газпроме», занимаясь картографированием, кадастром, кто-то работает на строительных площадках инженерами-геодезистами. Кто-то уходит просто в картографию, создание пространственных данных. В этой второй специальности у выпускников выбор более конкретный. Здесь есть из чего выбирать. И далеко не все компании устраивают наших выпускников. Многие наши выпускники – серьёзные специалисты и серьёзные личности, которые устраиваются на достойную работу. «Наши учёные великолепно решают поставленные перед ними задачи»- Если говорить об исследованиях ученых КФУ, широко известен международный космический проект Спектр-рентген-гамма. В его рамках на 1,5-метровом телескопе в Турции совместно с группой почётного профессора КФУ, академика Рашида Сюняева из Института космических исследований РАН выполняются исследования ренгеновских источников излучения. Кроме того, научная деятельность в области астрономических исследований ведётся в Казанском университете по многочисленным проектам, в том числе, международным с Институтом Макса Планка. Расскажите о наиболее интересных и успешных из них… - Спектр-рентген-гамма – это действительно наиболее значимый проект. Мы ведём сотрудничество с различными международными организациями, в том числе, с Институтом Макса Планка. Там работает сотрудник нашей кафедры. Наши учёные в основном занимаются очень качественной обработкой информации, полученной из различных источников, к том числе, с турецкого телескопа, обработкой результатов наблюдений. И они великолепно решают поставленные перед ними задачи. Мы не разрабатываем системы, наши учёные занимаются именно обработкой данных. Планируется, что по данным космического аппарата Спектр-рентген-гамма станет возможно построить карту звёздного неба в рентгеновском диапазоне, чего раньше не было. У нас есть карта звёздного неба в видимом диапазоне, а в рентгеновском – это что-то новое. В 2019 году космическая обсерватория «Спектр-РГ» стартовала с космодрома Байконур. Это очень серьёзный проект, на котором заострено внимание учёных нашей кафедры в области астрономии и астрофизики. А в области геодезии и дистанционного зондирования на здании нашей кафедры стоит спутниковая геодезическая станция. На нашей кафедре этим направлением стали серьёзно заниматься ещё с 90-х годов прошлого века. В настоящее время станция включена в международную систему. Это тоже серьёзный результат в космической геодезии. Мы также активно занимаемся дистанционным зондированием, у нас в университете даже есть тематическая лаборатория. Мы сотрудничаем со многими ведущими организациями по дистанционному зондированию в России. В целом я надеюсь, что представление о нашей кафедре станет более комплексным, а то нередко её воспринимают только как кафедру астрономии. Четвёртую промышленную революцию не остановить, так что и процессы дистанционного зондирования будут развиваться. Это видят как абитуриенты, так и их родители, об этом пишут СМИ. Цифровизация, трансформация общества неизбежна. И мы должны вписываться в эти процессы. Желательно, чтобы обе наши специальности вписались в этот процесс, чтобы был большой выпуск. Задача – чтобы, сколько к нам поступало абитуриентов, столько же и выпускалось. Необходимо повышать уровень подготовки с учётом современных тенденций. Процессы цифровизации неизбежны, и мы должны найти себя в них. - Что для вас значимо среди достижений учёных кафедры?- Здесь можно гордиться публикациями в области астрофизики. В области геодезии и дистанционного зондирования у нас также есть определённые разработки. Их можно использовать при реализации программ дистанционного зондирования Земли, реализации других космических проектов. Они направлены на обработку полученной информации, которая формируется на борту космического аппарата. Эти космические аппараты находятся в космосе, движутся по орбите, фотографируют либо поверхность Земли. Потом по этим изображениям нужно получить различную информацию – уточнение координат планет, той же Луны, построение трехмерной модели небесного тела. Идёт обработка космических снимков дистанционного зондирования Земли. И всё это должно получаться с требуемой точностью, которая устанавливается условиями эксперимента и данные должны быть надежными. Мы занимается и этими вопросами. Хотя зачастую акцентируют внимание только на том, кто какие звёзды открыл. Но астрономия – это не только звезды. Она многогранна. Если говорить о привлечении студентов, надо говорить и о других составляющих этой науки. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|