«Запрос на детей до 7 лет»: как стать приёмным родителем в ТатарстанеОбщество    29 марта 2021, 20:33
Вопросы обязательного психологического тестирования для будущих приёмных родителей, которые хотят усыновить ребёнка, подняли сегодня на заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прошедшем в Кабинете Министров РТ под председательством главы комиссии, вице-премьера республики Лейлы Фазлеевой. Также были озвучены причины, по которым детей из приёмных семей возвращают в специализированные учреждения, и принципы работы школы приёмных родителей. В Татарстане сокращается численность детдомовПо данным Минобрнауки Татарстана, на начало 2021 года в Татарстане в 7 380 замещающих семьях на воспитании находятся 9 486 детей. В их числе 1 292 приёмные семьи, 3 602 опекунские семьи, 2 470 семьей усыновителей, 16 семей опекунов на возмездной основе. Начиная с 2014 года, численность детских домов республике с 12 сократилось до 8. На базе ликвидированных детских домов созданы Центры содействия семейному устройству в Казани, Бугульме, Набережных Челнах, приоритетным направлением в работе которых является профилактика вторичного сиротства, сопровождение замещающих семей и постинтернатное сопровождение выпускников. При Центрах открыты социальные гостиницы для детей-сирот, школы приёмных родителей, службы сопровождения. В ходе заседания Лейла Фазлеева подняла вопрос необходимости обязательного психологического тестирования родителей, которые хотят взять на воспитание ребёнка. Клинический психолог, системный семейный терапевт, тренер-преподаватель школы приёмных родителей Ксения Трушкова признала, что это очень актуальный вопрос: «Было бы здорово, если бы вопрос решался на межведомственном уровне. Психологи в школе приёмных родителей не все имеют образование клинического психолога, медицинское образование. Граждане, которые хотят стать приёмными родителями, должны получить заключение психиатра, но по факту они получают его в окне в регистратуре без осмотра специалистом», – посетовала она. В свою очередь Лейла Фазлеева подчеркнула, что Минздрав Татарстана должен активнее включиться в эту работу с приёмными родителями. Портрет приёмного родителяДиректор государственного казенного учреждения «Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства» Министерства образования и науки РТ Диана Хабибуллина сообщила, что если семья захотела усыновить ребёнка, она должна обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства. Там будущим родителям предоставляют перечень документов для сбора, направляют в школу приёмных родителей и начинают подбор ребёнка. По словам специалиста, в настоящее время на учёте стоят около 300 родителей. Основная часть их них – более 200 – будущие усыновители, которые хотят взять ребёнка в семью безвозмездно. Большая часть приёмных родителей – это полные семьи, граждане в возрасте от 30 до 40 лет. В большей степени идет запрос на детей до 7 лет. Диана Хабибуллина пояснила разницу между приёмной и опекунской семьей. «Что касается приёмной семьи, туда берут в основном детей, которым хотят дать семейную ласку, любовь, но которых практически невозможно устроить под усыновление. Это дети-подростки, дети из больших семьей – сиблинги, дети с ограниченными возможностями здоровья. Большая часть приёмных семей проживают в сельской местности», – сказала она. «Иногда будущие приёмные родители говорят, что им неинтересно копаться в грязном белье»Клинический психолог Ксения Трушкова рассказала, что в Татарстане функционируют 11 школ приёмных родителей. «В них обращаются граждане, которые решили взять в свою семью ребёнка. Они к нам направляются через органы опеки или по личному заявлению», – пояснила она. По словам Трушковой, с 2012 года внедрена система обязательного обучения для будущих родителей, изъявивших о намерении взять в свою семью ребёнка. Программа обучения включает в себя 80 часов и 3 блока. Занятия проходят очно и длятся 2,5 месяца – по одному занятию в неделю. Случается, что в школу приёмных родителей обращаются не только татарстанцы, но и жители ближайших республик, где таких учреждений нет. Специалист заверила, что специалисты осуществляют индивидуальный подход ко всем обратившимся. Большой блок в школе для будущих приёмных родителей посвящен психологическим травмам детей. «Важна предыстория их жизни, очень важно знать о том, что было с ребёнком перед тем, как он пришёл в приёмную семью, – подчеркнула психолог. – Иногда граждане говорят, что им неинтересно копаться в грязном белье, знать о том, что было с ребёнком до них. Но на самом деле, это очень важно – все эти травмы проявляются в приёмной семье в период адаптации. Бывает, что этот травматический опыт родители часто списывают на гены, испорченного ребёнка, трудное поведение. Незнание этого травматического опыта, который ребёнок пережил до прихода в приёмную семью, иногда приводит к возвратам. Бывают, что родители отказываются от детей». По закону при отказе опекуна от ребёнка какие-либо действия в отношении опекуна не предусмотрены. По её убеждению, родители, несмотря на медицинское, психологическое, педагогическое образование, всё равно должны обучаться в школе приёмных родителей. «По факту, в группе риска как раз оказываются граждане, которые имеют вроде бы специальное образование. Лучше обращаться к специалистам, которые знают психологию сиротства. Мы в нашей школе работам на уровне чувств, работаем с чувствами через упражнения, просмотр фильмов. Наши родители имеют возможность общаться с действующими приёмными родителями, имеющими хороший опыт воспитания приёмных детей. Часто родители тянут время и не обращаются или обращаются к специалистам, которые не обладают такими знаниями. Бывает, что доходит до такой стадии, что помочь семьям невозможно», – предупредила она. Консультантами на курсах приёмных родителей зачастую выступают именно состоявшиеся приемные родители. «80 процентов помощи приёмным родителям оказывают не узкие специалисты, а такие же приемные родители. Но будущие родители часто стесняются обращаться за помощью – они боятся критики, осуждения и теряют время, не обращаются вовремя», – посетовала Ксения Трушкова. По её словам, в школе также говорят и о профилактике эмоционального выгорания приёмных родителей. Как в самолёте кислородную маску советуют надеть сначала на себя, так и приёмным родителям советуют заботиться о себе, чтобы избежать эмоционального выгорания. «Приёмные родители зачастую нацелены на то, чтобы вкладываться в ребёнка. Конечно, в первые годы они отдают много сил в воспитание и нередко выгорают настолько, что не в силах себе помочь. Но нужно заботиться в первую очередь о себе», – предупредила специалист. Для справки: Усыновление (удочерение), опека и попечительство – это все формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. При этом усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребёнка, так как юридически устанавливаются родственные связи между ребёнком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновлённого ребёнка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. Опека – это форма устройства детей, не достигших возраста четырнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|