Докатились до тротуараОбщество    15 февраля 2021, 19:14
Чем ближе лето, тем все больше разговоров о том, что же делать с новыми мобильными средствами передвижения: электросамокатами, сигвеями и прочими скоростными двухколёсными аппаратами. В прошлом году в Татарстане наблюдался резкий рост ДТП с участием самокатов. Как власти республики готовы ограничить свободу передвижения по тротуарам для быстрой техники, и в чём им готовы помочь федералы–единоросы – в материале корреспондента портала «Вверх». Не быстрее пешеходаВ республике произошло 13 происшествий, в которых один человек погиб и 13 получили ранения. И при том, сколько случаев не попало в официальную статистику, когда шустрые водители наезжали на пешеходов, а позже скрывались с места. Иногда и сами водители самокатов попадали в ДТП. К примеру, в прошлом году на улице Вишневского водитель электросамоката оказался под колёсами «Лады Гранты» — мужчина получил перелом и ушибы. Смертельный инцидент случился в Атнинском районе. Там водитель электросамоката выехал на обочину, не справился с управлением и упал. От полученных травм он скончался на месте происшествия. Кроме того, в Татарстане произошёл уникальный случай: водителя с 22-летним стажем лишили прав за управление… самокатом в нетрезвом виде. ЧП произошло 30 августа в Казани на улице Татарстан. По словам самого нарушителя, виной всему неуверенное умение владения данным транспортным средством. При первой попытке поехать электросамокат резко дёрнулся и помчался в сторону проезжей части. Чтобы избежать аварии, водитель врезался в бетонный блок и упал на 5-летнего ребенка. При этом он не стал убегать с места ДТП, а дождался сотрудников ДПС. Медосвидетельствование отказался проходить потому, что сотрудники давили на версию, что он передвигался на транспортном средстве. Однако в правилах дорожного движения и вовсе нет понятия «электросамокат», а сам самокат приравнен к пешеходам. В этом, по версии республиканского ГИБДД и заключается вся загвоздка. Министерством транспорта России в 2019 году были внесены поправки в ПДД, касающиеся электросамокатов. К ним отнесли и сигвеи, и различные гироскутеры. Всех их окрестили одним понятием – средства индивидуальной мобильности. Это была первая попытка регламентировать данные транспортные средства, чтобы все ездили по единым правилам. «Я хочу напомнить, что скорость пешехода, если он даже очень быстро идёт, – не более 7 километров в час, – говорит глава ГИБДД РТ Ленар Габдурахманов. – Соответственно мы понимаем, что тротуары – это то место, где ходят пешеходы с детьми. И когда скорость самоката в четыре раза выше, чем скорость прохожих, мы считаем, что создаётся большая опасность, в первую очередь, для тех, кто ходит пешком. Очень сложно определить, с какой скоростью двигался двухколёсный электрический транспорт, да и на каждый самокат не поставишь инспектора с радаром. Скорость сигвея должна быть абсолютно такой же, как и скорость основного потока. Это первое правило предотвращения дорожно-транспортного происшествия. А у некоторых транспортных средств мощности хватает для того, чтобы развивать скорость до 80 километров в час. Куда это годится!» В ГИБДД РТ хотят внести поправки в федеральное законодательство, чтобы считать все двигатели, которые больше мощности 0,25 кВТ, мопедами. Сейчас таковыми считаются транспортные средства с сидением. Однако татарстанские гаишники против такой формулировки. Правила для прогресса«Моя позиция всегда такова: всё, что связано с двигателем, – это транспортное средство. И тот, кто на нём находится, привлекается к ответственности как водитель, – говорит бывший главный инспектор республики, а сегодня директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. - Тогда бы и вопросов не было, связанных с электросамокатами, и дети на них бы не катались». По его мнению, для управления таким средством необходимы уже были бы права категории «М», и это резко сократило бы количество лихачей на дорогах города. При этом спикер против того, чтобы развивать инфраструктуру для этого вида транспорта. В защиту этой позиции можно сказать, что и в мире нет чёткой позиции, как должны передвигаться сигвеи в городских условиях. «Преференции в пользу производителей этих транспортных средств, в том числе и в улучшении логистики передвижения по городу я бы не стал делать, – заявляет эксперт. – Всё это чревато смертельными случаями и нарушением безопасности. Я считаю, что правила безопасности должны быть первостепенными. Когда я возглавлял ГИБДД Татарстана, при мне появились мопеды. Тогда была такая же история, тоже было непонятно, как их характеризировать, в каком статусе должны быть участники дорожного движения, и кто имеет право управлять этими средствами. Сначала мопеды появились на улицах города, стали создавать проблемы, а потом власти задумались, что же с ними делать. А можно было бы сделать и наоборот. Сначала разработать правила, по которым можно передвигаться в городе, а потом по ним уже пустить прогресс. Любое производство продукции изначально должно прорабатываться нормативно. Если её можно эксплуатировать на дорожно-уличной сети, то нужно получить соответствующее разрешение. Это должно касаться той техники, которая может нести потенциальную опасность для какой либо части населения». Можно было бы предположить, что Минниханов пытается наступить на пятки прогрессу. Однако, с другой стороны, в некоторых странах запрещают использовать дроны и беспилотные автомобили на улицах городов, поскольку правила ещё не выработаны, и это действительно может нарушить безопасность граждан. Покататься через ГосуслугиЕщё одна проблема, связанная с самокатами, – это большое количество пунктов проката. По мнению Ленара Габдурахманова, нужно что-то делать с их доступностью, поскольку чтобы взять в аренду сигвей, не нужно даже удостоверение личности, достаточно просто банковской карты и мобильного приложения. А она может быть и родительской, поэтому часто этот транспорт доступен и для детей. В республиканском ГИБДД нашли решение, как это можно было бы осуществить. Теперь главное –провести эти поправки через Госсовет РТ. По мнению правоохранителей, арендовать самокат можно будет только через портал Госуслуг. Там все зарегистрированы, и в случае какого ЧП информация о нарушителе уже будет в правоохранительных органах, что значительно упростит работу силовиков. Правда, пока не понятно, как на это отреагирует сам каршеринговый бизнес. Проблема с электросамокатами сегодня актуальна для всей страны. В этом уверен Олег Морозов, депутат Госдумы РФ от Татарстана. Но в отличие от Рифката Минниханова слуга народа уверен, что запретами технический прогресс не остановить. «Действительно, появляются новые средства передвижения, – говорит единорос. Сегодня это электросамокат, скутер. Завтра ещё что-то появится, о чём мы даже не знаем. Мы представить себе не можем, как новая техника будет выглядеть, и как нам передвигаться лет так через 10-15. Но я тоже соглашусь с тем, что если движение происходит за счёт какого-нибудь двигателя, то это уже не пешеход. И эксплуатация таких транспортных средств должна регулироваться сводом отдельных правил. Важно, чтобы субъекты федерации сформулировали свои позиции по этим вопросам и внесли свои предложения и замечания к действующему законодательству. И правила эти должны быть универсальными. Трудно представить, что Татарстан выберет для себя одну модель поведения в отношении электросамокатов (пользование прокатом только через портал Госуслуги, - авт.), а в другом регионе будут действовать другие законы. Опасность в случае ДТП для всех одинакова, вне зависимости от места проживания. То же касается и аренды этих транспортных средств. Всё это должно иметь универсальный характер, согласованный со всеми регионами. Мы ждём комплексных предложений от регионов для того, чтобы сформировать общую модель, которая может отрегулировать федеральное законодательство». Пока непонятно, смогут ли депутаты принять и утвердить новые поправки к ПДД в ближайшее время. Однако лето уже не за горами, и люди на двух колёсах повылезают на улицу как подснежники после зимы. Надо ли с ними бороться, и что с ними делать, остаётся загадкой. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|