Шурале и АполлонОбщество    25 сентября 2020, 14:04
Казанский камерный оркестр La Primavera наконец-то выходит из длительного вынужденного отпуска. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, какие изменения ждут зрителей и музыкантов из-за не прошедшего до сих пор коронавируса, как совместить куклы и современный балет в одном фестивале, и в чём не стоит экономить на детях. Где больше всех звёздочек в Татарстане?Официальное открытие XXXII концертного сезона состоится 30 сентября в 18:30 в ГБКЗ им. С. Сайдашева, а 28 сентября состоится перенесённый с 1 июня финал республиканской творческой программы для юных музыкантов «Звёзды из Завтра». В прошлом сезоне оркестр перестал выступать после открытия своего фестиваля L’arte del arco. Это было немного неожиданно, поскольку часть приглашённых со стороны звёзд всё-таки смогла добраться до Казани, несмотря на сложные условия. Но решение властей не проводить массовые мероприятия было безапелляционным. Под угрозу попало ещё одно детище Рустема Абязова – детский проект «Звёзды из Завтра». До этого года он проводился в Казани и пользовался большой популярностью. Дети и педагоги музыкальных школ ждали это событие и готовились к участию. Тем более, что в прошлом году маэстро решил вывести «Звёзды из Завтра» на республиканский уровень. Подготовил приложение Минкульту, написал письмо Президенту РТ Рустаму Минниханову, мол, в год столетия образования республики подобный проект был бы вполне уместным, и получил добро. В итоге для того, чтобы деткам было удобно выступать, Татарстан был поделён на пять зон вокруг крупных городов: Альметьевска, Бугульмы, Набережных Челнов, Нижнекамска, Буинска. Сначала желающие предложили номера. Затем Рустем Абязов ездил по этим пяти городам, чтобы отобрать лучших для зонального гала-концерта. Фишка в том, что дети на них уже должны были играть в сопровождении оркестра, а это огромная ответственность – как для них, так и для педагогов. Да и для музыкального взрослого коллектива нужно написать оркестровку – в общем, работы проделано было много. И в момент, когда всё уже было готово, грянула самоизоляция. «Была реальная угроза тому, что проект может не состояться, – говорит Абязов. – Но посовещавшись, мы решили перенести его на сентябрь. Несмотря на то, что к этому моменту уже можно было заполнять зрителями зал до 50 процентов, решили, что продавать билеты на эти концерты не будем, поскольку речь идёт о детях, мало ли что. То есть родители и педагоги могли находиться в качестве публики, и этого вполне хватало, чтобы поддержать юных музыкантов. При этом трансляция велась через интернет. И надо отдать должное, детки отлично сыгрались с оркестром». И сейчас лучшие 28 номеров 28 сентября выступят в БКЗ им. Сайдашева, что называется, в полном формате. «Сказать, в какой части Татарстана проживает больше всего талантов, сказать трудно, в разные года ситуация может быть разной, – уверяет Абязов. – В этом году больше всего номеров было в Набережных челнах, 110. Неплохой уровень подготовки в Альметьевске. А вот Буинск немного разочаровал. Мне показалось, что город немножко оторван от происходящего. Но вообще мы там первый раз, и когда я предложил администрации города организовать отдельное выступление оркестра, они этого не сделали. Или не захотели. И ни одного представителя городской власти хотя бы на уровне начальника управления культуры, к сожалению, на гала-концерте не было. То есть, по всей вероятности, местные власти недооценили масштаб мероприятия. Это не просто оркестр сорвался и приехал сам по себе. Это серьёзный конкурс при поддержке Президента Татарстана». По словам маэстро, конечно, ему бы хотелось, чтобы больше всего развитие в республике получили академические инструменты. Но на деле больше всего детей играет на фортепияно, поёт и музицирует на народных инструментах. И, к его удивлению, на конкурс заявились несколько виолончелисток. Абязов будет ходатайствовать перед Президентом о том, чтобы конкурс получил статус республиканской программы. «Я понимаю, что сейчас с деньгами тяжело, но это тот случай, когда денег жалеть нельзя, – объясняет маэстро. – Во-первых, это дети, а во-вторых, это может дать отличный вектор развития для них. Посмотрите, как разрослось движение «Созвездие – Йолдызлык». Это очень востребованный проект, в котором задействовано огромное количество участников. Это эстрадное направление, а в академической музыке подобного конкурса в Татарстане не существует». Абязов отметил, что по результатам республиканского проекта запись лучших номеров будет передана в фонды имени Спивакова, «Новые имена», на проект «Синяя птица»… Почему бы и нет? Может быть, одарённых детей заметят там и пригласят поучаствовать к себе… Пропустят ли «иностранцев»?Что касается самого сезона оркестра La Primavera, то в этом году он слегка необычный. Обычно программа составляется вплоть до самого окончания сезона. Сейчас же известны концерты до конца этого года. Естественно, по понятным причинам в афише поубавилось количество приглашённых иностранных музыкантов, но они не исчезли совсем. К примеру, на открытии, 30 сентября, один из самых известных виолончелистов мира Марк Дробинский везёт в Казань сразу две музыкальные премьеры. Сочинения Броннера и Красильникова казанская публика услышит впервые. Но вопрос о том, пропустят ли его на границе с Россией, когда тот полетит из Франции через Стамбул сразу в Казань, решается на уровне зампреда РФ Татьяны Голиковой. По поводу остальных иноземных музыкантов ситуация пока и вовсе не ясна. Некоторые раздумывают, стоит ли в столь непростые времена ездить в Россию, ведь после приезда к себе на родину им придётся отсидеть двухнедельный карантин. А это значит, работа может застопориться... 25 октября Абязов продолжает цикл концертов Tatar stars с европейских сцен. В этот вечер на сцену должна выйти альтистка Эльвира Мисбахова и пианистка Дания Хайбуллина из Новосибирска. В этот проект «Таtar Stars» приглашаются музыканты, так или иначе связанных с Татарстаном. «Мы не ставим условие, чтобы они обязательно были татарами и имели татарские корни, может быть, они когда-то жили в Татарстане. Или были связаны с татарскими традициями и завоевали право выступать на лучших мировых сценах», – говорит Абязов. Эльвира Мисбахова когда-то даже играла в La Primavera, но позже выросла до очень хорошего уровня. Данию Хайбуллину маэстро приметил на одном из концертов в Барнауле. И родом она хоть из Казахстана, всё равно подпадает под концепцию проекта. Очень необычным в этом году будет VII Абязов-фест, хотя пока есть некоторые сложности в его финансировании. Главной темой, рефреном проходящей через все концерты, станет «мифы и легенды». Уже на открытие публика наряду с оркестром увидит и кукольный театр «Экият». «Гениальная музыка Фарида Яруллина из балета «Шурале» найдёт совершенно новую жизнь в кукольном спектакле, – говорит маэстро. – Одновременно с живым исполнением зрители увидят и кукольное представление «Новые похождения Шурале». Если постановка будет успешной, позже для кукольного театра она сможет стать репертуарной. Мы готовы сыграть на премьере спектакля в самом здании «Экият», а потом записать фонограмму – и представление заживёт своей жизнью». Также на открытие ожидается группа «KOSMONAVTY» (Швейцария – Россия – Армения) с замечательной вокалисткой из Перми. Абязов говорит, что в Казани ещё ни разу не ставили балет «Аполлон Мусагет» Стравинского. А так как La Primavera часто существует на границах не только разных жанров, но ещё удачно микширует и разные виды искусств, то и сейчас должен получиться очень оригинальные проект. Пластику обещают от казанского камерного балета «Пантера», музыкальные мифы Древней Греции исполнит квартет Росса Дейли (Греция-Россия). Поскольку БКЗ им. Сайдашева не предполагает подобных представлений, выступление переносится в прекрасный отреставрированный ДК «Сайдаш». И завершится фестиваль, если всё будет хорошо с финансированием, музыкальным действом «Слово о полку Игореве» в исполнении ансамбля им. Дмитрия Покровского. Это далеко не все сюрпризы, связанные с Абязов-фестом. «Лишь бы нас вновь всех не закрыли»Многие поклонники оркестра с нетерпением ждут заключительный концерт в году, поскольку Абязов, как правило, готовит для публики особый сюрприз. На этот раз приезжает воспитанник Санкт-Петербургской фортепианной школы Александр Маслов. У него очень интересная программа – он классические произведения обрамляет джазом, и всё это связано с Новым годом и Рождеством. Абязов уверен, что если не будет никакого форс-мажора, все эти планы должны сбыться. Проблема в том, что аренду зала оркестр платит из собственного кармана. А учитывая, что сегодня по закону можно заполнять не более 70% кресел, есть определённые издержки. Но маэстро не хочет идти на повышение стоимости билетов. «У людей сейчас тоже проблемы с финансами в связи с тем же коронавирусом, – говорит он. – У кого-то ничего не изменилось, у кого-то доходы стали меньше. А кто-то, как мой хороший друг рок-музыкант Олег Сакмаров, заработок которого целиком зависит от количества концертов, полгода сидел вообще без доходов. И ничего с этим не сделаешь, не изменишь. И таких людей очень много. Так что отпугивать публику повышением цен на билеты мне совсем не хочется. Уж лучше оркестр даст какой-нибудь коммерческий концерт, но стоимость посещения наших сезонных выступлений останется прежней. У нас ситуация в момент самоизоляции была попроще, мы бюджетники. Нам повезло гораздо больше, мы не лишились зарплаты, её выплачивали в полном объёме. За что государству – огромное спасибо». Однако Абязов признался, что три с половиной месяца простоя для оркестра – это довольно серьёзное испытание. Нужно иметь силу воли, чтобы каждый день оттачивать своё мастерство в виду отсутствия каких-либо концертов. Сейчас снова приходится наращивать мускулы. «Я думаю, что мы это быстро сделаем, – говорит маэстро. – Только лишь бы нас вновь всех не закрыли на карантин, не лишили работы и общения». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|