«Любимая Ольга Борисовна»…Общество    16 сентября 2020, 14:34
Министр культуры РФ Ольга Любимова приняла участие в первом в истории республики отраслевом Совете при Президенте РТ. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, как в регионе планируют заманить «культурных» работников на село, о чём федеральный чиновник секретничал за завтраком с журналистами, как Рауфаль Мухаметзянов показал свою неготовность к современности, и чего Салавату не хватает на местной эстраде. Рабочая поездка Ольги Любимовой в Татарстан была организована для того, чтобы оценить, как же выполняется реализация нацпроекта «Культура». А заодно она приняла участие в обсуждении стратегии развития данной отрасли в республике до 2025 года. «Что говорить, если в Татарстане совет по вопросам культуры курирует сам президент, другим регионам на вас только равняться и равняться», – призналась она в ходе визита. Но перед началом интенсивной программы федеральный чиновник решила позавтракать. Да не одна, а с журналистами, да ещё и в довольно необычном для этого месте. Приезд министра культуры РФ в здание театра имени Качалова некоторыми журналистами ожидался особенно. Дело в том, что Ольга Любимова является правнучкой народного артиста СССР Василия Качалова. И очень уж хотелось посмотреть, как она реагирует на экспонаты из музея МХАТ, которые сейчас выставляются в театре. Сама выставка посвящена 145-летию со дня рождения Качалова. Однако этим желаниям не суждено было сбыться. Экскурсию худрук Александр Славутский провёл чиновнице в отсутствии журналистов. Мало ли, на дворе коронавирус. Однако одна эмоция всё же не ускользнула от корреспондента портала «Вверх». Когда Любимова возложила цветы к единственному в России памятнику Качалова, установленному прямо в театре, то призналась, что раньше видела своего прадеда только на фотографиях. А вот так вот, в большом обличии – никогда. И что глаза в её семье очень похожи. И что глаза, по всей видимости, и ей, и родственникам достались от её прославленного предка… Но дальше сюрпризы не закончились. Как только почётные гости уселись за свои места (работники СМИ в тревожной нервности уже успели слегка опустошить тарелки с закусками), оказалось, что из зала необходимо выйти всем операторам и фотографам. По всей видимости, бывшая коллега как никто другой понимает все тонкости съёмки в момент, когда человек ест. А молодая женщина не может плохо выглядеть в кадре. В общем, пишущая пресса возрадовалась. Сегодня из-за пандемии на всевозможные экскурсии или открытия объектов с чиновниками берут только несколько камер, а рыцари пера остаются не у дел. А тут произошло всё наоборот… И всё же чувствуется, что Ольга Любимова умеет найти контакт с аудиторией. «Коллеги, вы извините, что я позволяю в гостях хозяйничать, но надо общаться и завтракать. Я понимаю, что театр Качалова славится своей бутафорией за счёт своего замечательного цеха, но это настоящая еда. Давайте сделаем живую понятную и нужную всем дискуссию». И почти тут же призналась, что в позиционировании ведомства тяжело соблюсти государственную и частную грань. Что страшно оступиться, перейти эту черту между официальной риторикой и формой полуразвлечения. Национальным проектом против пиратстваТем не менее, реализация национального проекта «Культура» тут же всех вернула на серьёзный лад. А как иначе, если первый год, когда и стартовала эта федеральная акция, оказался удачным, поскольку ведомство успело потратить все выделенные госсредства на развитие отрасли, не вернув в бюджет по окончанию года ни копеечки. По итогам 2019 года в Татарстане выполнены все поставленные задачи и целевые показатели. Построены и капитально отремонтированы более 70 объектов, уже открыты 3 модельные библиотеки, 5 виртуальных концертных залов, 6 кинозалов. И плюс ко всему республика должна стать примером для отрасли в целом. Для этого на реализацию госпрограммы Татарстан получит 1 миллиард 600 тысяч рублей – одна из самых крупных сумм, выделяемая из госбюджета региону. И вот на какие цели. Ольга Любимова утверждает, что министерство не навязывало регионам свою федеральную поездку, они во многом сами решали, на что в первую очередь можно было бы обратить внимание в реализации «Культуры». За что получило массу критики. Как это – национальный проект, а проходит мимо той же самой Третьяковки или Эрмитажа, мимо национального достояния страны? «Поверьте, у Русского, у Пушкинского музеев всё хорошо. У них своя деятельность, – говорит Любимова. – А то, что действительно годами не ремонтировалось и не реставрировалось в регионах – это как раз задача национального проекта. Нужно, наконец, обратить внимание на посёлки с населением до 2 тысяч человек. Я не говорю уже о проблеме с небольшими киноклубами. Огромное количество небольших городов было лишено удовольствия смотреть кино на большом экране. Для многих детей это настоящий праздник, если родители в выходной съездят с ребёнком в город покрупнее, чтобы сходить в кино. Сколько поколений уже смотрит фильмы на пиратских копиях, ну, или как сейчас, в Интернете. Степень несправедливости для меня совершенно зашкаливающая в этом вопросе. Почему люди должны быть лишены этой возможности? А Татарстан в этом отношении хорош тем, что уже сейчас в республике ведётся строительство новых сельских клубов. И на нас смотрят как на возможное будущее. Страшное оно будет или прекрасное. То есть, что произойдёт, когда из сельского помещения уйдут строители? Что там появится: амбарный замок или 15 новых кружков, встречи для старшего поколения, чтобы они могли общаться, пойдут ли молодые работники в эти клубы? Как это будет работать в республике, по этим лекалам потом и будет создаваться и федеральный опыт». Кроме того, федеральный проект «Культура» будет считаться удачным, если получится увеличить число посещений концертов, спектаклей, выставок в три раза к 2030 году. Это касается как спектаклей и концертов в закрытом помещении, так опен-эйров и онлайн- мероприятий. Ирада Аюпова, министр культуры РТ, уже на другом мероприятии – на первом в истории заседании Совета при культуре при Президенте РТ – ответила своей федеральной коллеге, что за последние 10 лет в Татарстане на культуру выделили 25 миллиардов рублей. И посещаемость мероприятий выросла в 4 раза. «Так что федеральные показатели в 3 раза вполне выполнимы, если хорошо взяться за развитие инфраструктуры», – резюмировала она. Президент РТ Рустам Минниханов анонсировал новую республиканскую программу по аналогии с «Земским врачом», которая действительно дала свои результаты. «Мы хотим запустить проект «Земский работник культуры» и за счёт софинансирования с федеральным бюджетом хотим представить молодым специалистам безвозмездно участки земли, чтобы они могли строиться и оставаться жить на селе, принося при этом пользу своим образованием и талантом. Мы надеемся и на дальнейшее сотрудничество нашего правительства с вашим министерством. И в дальнейшем будем обращаться за содействием. Но я уже сейчас начал обращаться к Ольге Любимовой», – то ли в шутку, то ли всерьёз произнёс Минниханов. Не та культураОднако Аюпова озвучила основные проблемы татарстанской культуры. И одна из главных – недостаток квалифицированных кадров, а также слабый уровень подготовленности руководителей и работников к современным вызовам. Культура не рассматривается как действительно привлекательная отрасль для частных инвестиций, тем не менее, есть хорошие примеры частного развития. Это музей икон, открытие Галереи современного искусства «Бизон» и появившаяся в Альметьевске школа анимации. Но проблема с кадрами оказалась куда серьёзнее. Дело в том, что Совет по культуре впервые проводится в таком составе. В зале присутствовало сразу два Президента Татарстана – нынешний и бывший. И поговорить с федеральным министром, высказаться «о наболевшем» захотелось многим. Но в результате не всегда получалось удачно. К примеру, директору театра оперы и балета им.Мусы Джалиля Рауфалю Мухаметзянову неожиданно стало обидно за телеканал «Культура» и он решил с министром подискутировать на эту тему. Тем более, что Ольга Любимова когда-то имела непосредственное к каналу отношение. Худрук, который руководит театром почти 40 лет, волновался, что по телевизору показывают контент только на русском языке, тогда как на европейском канале Mezzo показали спектакли казанцев – «Золотая орда», «Шурале», «Джалиль»… «Я бы предложила подискутировать по этому поводу с коллегами, кто отвечает за телеканал, он не является подведомственным министерству», – осадила она Мухаметзянова. Но он не хотел упускать возможности пообщаться с министром: – Вы не знаете, почему перестали выпускать справочники с выходными данными всех концертных организаций и театров страны... Не это ли самая актуальная тема для обсуждения на таком уровне. – Знаю, – призналась Ольга Любимова. – Чтобы у вас справочник был всегда свежим, он теперь выходит в электронном виде. Аналоговые справочники уходят на второй план, поскольку выходят раз в год. Меняется руководство театра, телефоны, как вы об этом узнаете. – Речь идёт о публичном использовании. – Извините, но нет более публичного пространства, чем Иинтернет… Похоже, это именно тот случай, о чём говорила Ирада Аюпова – неготовность руководителей даже столь высокого звена к современным вызовам. Руководитель Качаловского театра и вовсе взял микрофон, чтобы рассказать, сколько их театр выступал в Марселе и напомнить, что Татарстан – уникальный регион, где понимают, что вкладывать деньги в искусство – это вкладывать в генофонд народа. «Я никогда не хожу с протянутой рукой, как будто подаяния прошу. Рустам Нургалиевич однажды даже пошутил, что я как тюбик, пока не выдавлю до конца, не отстану, – признался Александр Славутский. – Но выдавливаю я не для себя, а для театра… Я сегодня даже просить ничего не хочу, Рустам Нургалиевич», – отметил худрук. Спрашивается, для чего тогда было отнимать время у собравшихся… «В татарском шоу-бизнесе кхтишников больше, чем продюсеров»Но, похоже, стало понятным, в какую сторону можно развивать «Стратегию развития культуры РТ на 2020–2025 годы». Главный режиссёр Татарского театра им. Г.Камала Фарид Бикчантаев выступил как глава Союза театральных деятелей РТ. «В Татарстане 16 государственных театров, из которых 9 являются татарскими, театры кукол в Челнах и Казани имеют труппы на татарском и русском языках. Мне кажется, ни одна национальная республика не может похвастаться таким количеством национальных театров. Наш народ любит театр, и он играет большую роль в передаче нематериальных духовных ценностей из поколения в поколение». По словам Бикчентаева, в последние два года исчезли бюджетные места по «актёрскому искусству» в Казанском государственном институте культуры. Это чревато тем, что национальный театр может в скором времени остаться без кадров, поскольку, уехав на четыре года из родного региона, будучи выдернутыми из «татарской языковой среды», артисты попросту не вернутся, оставшись работать в Москве. Поэтому в республике нужен свой театральный институт, в котором можно было бы сосредоточить все преподавательские и творческие силы. А сделать его можно было бы на базе театрального училища. Идею Бикчентаева поддержал и Славутский. «Я не хочу никого обижать, но все, кто у меня работал и у них не получилось, сейчас преподают в театральном училище, – говорит худрук. – Но я оттуда набрать никого не могу. А актёры нужны. Может, и мне что-то перепадёт тогда для русского театра». И тут слово взял тяжеловес татарской эстрады, профессор КазГИК Салават Фатхетдинов. Он отметил, что в местном шоу-бизнесе «кхтишников больше, чем нормальных продюсеров». «Те, кто не сумел реализоваться в своей профессии, идут в продюсеры, – говорит Салават. – А для этого нужны юридические, экономические знания в той же системе авторского права. Можно я немного изменю вашу фамилию, обратился он к федеральному министру. – Любимая Ольга Борисовна… Нужно отдать этой проблеме должное внимание». Та, в свою очередь, пообещала вернуться к обсуждению этого вопроса после того, как специалисты ведомства оценят потребности республики, действительно ли тут не хватает данного учебного заведения. Выслушав всех спикеров, участники Совета по культуре проголосовали за стратегию развития отрасли до 2025 года, однако окончательно они её принять должны до конца октября со всеми изменениями и дополнениями. Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|