Родители РТ об обязательном ЕГЭ по иностранному языку: «Это какая-то гильотина»Общество    16 декабря 2019, 20:47
Целесообразность введения с 2022 года обязательного для всех выпускников российских школ ЕГЭ по иностранному языку обсудили эксперты партийного проекта «Единой России» «Новая школа». Сегодня было организовано тематическое селекторное совещание с подключением экспертов из Татарстана, по итогам которого составлена резолюция с выводом о неготовности системы к таким нововведениям. «Родители полны тревоги за будущее детей»Министерство просвещения РФ выступило с инициативой о введении с 2022 года обязательного для всех выпускников школ ЕГЭ по иностранному языку. Планируется, что итоговое испытание будет разделено на два уровня: базовый, необходимый для получения аттестата, и профильный - для поступления в вуз. Выпускники могут выбирать из пяти языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский. В ходе совещания, организованного общественным советом партийного проекта «Новая школа», представители родительского сообщества, авторитетные педагоги и эксперты в области образования обсудили, как новшество отразится на учениках и учителях. Авторы и сторонники инициативы убеждены, что введение обязательного ЕГЭ станет стимулом для более серьёзного отношения к изучению иностранных языков. Вместе с тем, большинство родителей и педагогов, участвовавших в обсуждении, выразили опасение, что многие выпускники не смогут получить аттестаты из-за провала этого обязательного экзамена. Обсуждение прошло под руководством члена президиума генерального совета партии, координатора федерального партийного проекта «Новая школа», депутата Госдумы РФ Алёны Аршиновой. Алёна Аршинова не стала оспаривать необходимость изучения иностранных языков в школах. «Безусловно, мы - часть международного сообщества. Но по просьбе экспертов мы решили поднять тему обязательности введения ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году. На уровень вице-премьера РФ Татьяны Голиковой мы вынесли вопрос, что сейчас самый последний вагон, когда что-то ещё можно сделать, поменять. Потому что мы увидели цепочку публичных заявлений, подкрепляющих общественную обеспокоенность. Нас услышали, но выхлопа, конкретных действий мы не увидели. Пока ничего не было сделано», - посетовала она. По словам Алёны Аршиновой, по всей стране прошли обсуждения с привлечением самой широкой общественности, а депутаты Госдумы провели тематические опросы прямо на улицах. Федеральный координатор убеждена, что введение госэкзамена по иностранному языку в 2022 преждевременно.
Как считает парламентарий, сейчас будут вестись переговоры о замене формата экзамена, например, чтобы результаты не отражались на получении аттестата, либо об отмене обязательного ЕГЭ по этому предмету, на чём настаивают многие родители. Председатель национального родительского комитета России, мама четырёх школьников Ирина Волынец сообщила, что с момента появления информации о введении с 2022 году обязательного ЕГЭ по иностранному языку организация получила огромное количество обращений от обеспокоенных родителей из всех регионов страны. «Эти сообщения были полны страха, тревоги за будущее детей, их психическое состояние и возможности, которые будут недоступны детям из школ, в которых есть дефицит преподавателей иностранных языков. У родителей есть ряд вопросов к министру просвещения страны, готова ли она взять на себя ответственность за судьбу детей, которые не в состоянии сдать ЕГЭ по иностранному языку на высокий балл. Всем понятно, что этот балл будет суммироваться с результатами других ЕГЭ и задействован в составлении среднего балла абитуриента», - подчеркнула она. Спикер привела статистику, согласно которой всего лишь каждый 20-й школьник выбирает ЕГЭ по иностранному языку на добровольной основе. «Я не против того, чтобы наши дети были конкурентными в современном мире и в совершенстве знали иностранный язык, а лучше два, три. Но есть одно «но». Готова ли министр просвещения предоставить нам сведения, сколько ежегодно готовится учителей иностранного языка, и сколько выпускников вузов устраиваются на работу в школу по этой специальности? Ольга Васильева признала, что не хватает более 15 процентов учителей в наших школах. Я вам могу дать гарантию, что большая часть – это как раз преподаватели иностранных языков». Ирина Волынец считает: чтобы сдать ЕГЭ на иностранном языке, его нужно знать на высоком уровне.
Она выразила слова благодарности в адрес партии «Единая Россия», в которой «откликнулись на нашу мольбу о помощи». Ирина Волынец убеждена в необходимости решать проблему поэтапно. По её мнению, необходимо укомплектовать школы высококвалифицированными специалистами по иностранному языку. «Сначала нужно подготовить необходимое количество учителей, то есть обеспечить полную укомплектованность школ учителями. И только когда мы сможем констатировать, что уровень преподавания иностранного языка в нашей средней школе высокий, возможно, если общественность и родители поддержат, а именно они являются заказчиками образовательной услуги, тогда можно принять решение - вводить или не вводить обязательный ЕГЭ. Это должно зависеть не только от министерства. Мы искренне надеемся, что наши страхи и жалобы будут услышаны», - подчеркнула она. «Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку преждевременно»Координатор партийного проекта «Новая школа» в Татарстане, ректор Казанского инновационного университета им.Тимирясова (ИЭУП) Асия Тимирясова предположила, что до введения обязательного выпускного испытания было бы уместно продумать систему мотивации школьников к изучению иностранных языков. По её мнению, одной из таких мер могло бы стать начисление дополнительных баллов за результаты ЕГЭ по иностранному языку при поступлении в вузы. Среди актуальных проблем она указала на дефицит учителей иностранного языка, несовершенство методического инструментария в области преподавания иностранных языков. Кроме того, введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку на фоне этих проблем приведёт к тому, что режим дня школьников станет перегруженным, а у родителей, вынужденных прибегать к услугам репетиторов, возрастут расходы. «Уже не первый день обсуждается целесообразность введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году. Конечно, знание иностранного языка открывает для ребёнка многие границы, способствует академической мобильности. Сторонники введения этого обязательного ЕГЭ как раз говорят о том, что это будет стимулировать школьников к изучению иностранных языков. Но в процессе обсуждений эксперты и родители пришли к мнению, что на сегодняшний день введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году преждевременно и требует существенной доработки», - убеждена Асия Тимирясова. По её мнению, на портале «Единой России» проходило голосование о целесообразности введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку. И 99 процентов респондентов ответили, что пока нововведение не целесообразно и требует совершения ряда мероприятий. Отвечая на вопрос, почему такое нововведение преждевременно, региональный координатор партпроекта подчеркнула: «Во-первых, это нехватка квалифицированных кадров. Если говорить в масштабах всей страны, то эту проблему поднимала и министр просвещения РФ Ольга Васильева, заметив, что кадры есть не везде, особо остро нехватка ощущается в сельской местности. Среди других проблем – неоднородность педагогического состава, разные квалификационные уровни педагогов, что будет влиять на качество знания языка. Эксперты также отмечают, что не во всех школах России достаточно материально-технического оснащения. Речь идёт о лингафонных кабинетах, ведь в изучении иностранного языка крайне важно слышать правильную речь, чтобы потом хорошо сдать экзамен в части аудирования. Кроме прочего, эксперты отмечают отсутствие междисциплинарности между разделами изучения разных предметов. Необходимо выстроить последовательность в обучении. Если глаголы сначала проходятся по русскому языку, то потом особенности изучения глаголов должны проходить и в иностранном языке. А этой согласованности на сегодняшний момент во многих аспектах нет», - перечислила она. Помимо этого Асия Тимирясова обратила внимание на информационно-методическое оснащение. «Если мы живём в эпоху цифровой экономики, надо оснастить школы онлайн-ресурсами, онлайн-платформами, благодаря которым ребёнок бы мог воспользоваться дополнительными ресурсами по изучению иностранного языка, - убеждена она. - Все эти доводы склонили нас к тому, что требуется доработка. В 2022 году так резко вводить иностранный язык всё-таки преждевременно. Надо пересмотреть или трансформировать эту обязательность в процедуру мотивации, например, начисление дополнительных баллов по аналогии с теми, кто сдал ГТО». Также Асия Тимирясова обеспокоена тем, что обязательная сдача ЕГЭ приведёт к формированию рынка репетиторства, потому что все родители будут натаскивать своих детей, привлекать дополнительных репетиторов.
Ректор подчеркнула: знание иностранного языка - обязательно, это требование времени. «Сегодня иностранный язык надо рассматривать как язык международного общения. Необходимость знания языка ни у кого не вызывает сомнения. Мы же ведём речь о неготовности системы к введению ЕГЭ по иностранному языку в форме обязательного экзамена. Язык изучать надо. Но, введя таким образом обязательность, мы можем получить очень много негативных моментов», - предупредила она. Спикер заметила, что резолюция и предложения от экспертов регионального проекта направлены в Минпросвещения. «Наши эксперты пришли к выводу, что введение обязательного ЕГЭ преждевременно, необходимо подготовить систему образования к этой обязательности», - резюмировала она. «Система категорически не готова к введению этого ЕГЭ»Доктор педагогических наук, профессор, проректор ИЭУП Дания Ахметова также выступает против нововведения.
Вместе с тем спикер подчеркнула, что знание иностранного языка очень нужно в современном мире. «В то же время, несмотря на то, что у нас достаточно много часов отводится на изучение языков, дети плохо говорят на них. Лишь процентов 10-15 учащихся могут говорить на иностранном языке нормально. Это говорит о том, что технология обучения языкам не совершенна», - убеждена она. По мнению профессора, нужны технологии, которые позволят освоить язык в игровой форме. По словам Дании Ахметовой, российской образовательной системе потребуется ещё лет 5-10, чтобы выйти на уровень, необходимый для введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку. «Очень часто обязаловка не приводит к нужным результатам. Сейчас такое нововведение преждевременно, пока рановато», - убеждена она. Ответственный секретарь регионального отделения Национальной родительской ассоциации по РТ Анатолий Венедиктов был ещё более категоричен в своих высказываниях против нововведения. «Категорически нет. Система не готова, ученики и учителя тоже, - заявил он порталу «Вверх». - Родители - всё же та категория, которая всегда выступает за дополнительные знания своих детей», - подчеркнул он.
«Система образования совершенно не готова, чтобы начать оценивать учащихся по тем критериям, которые заявлены в ЕГЭ. Об этом говорят и сами учителя, и преподаватели вузов, что знания иностранных языков крайне низкое», - продолжил Венедиктов. По словам собеседника, если обязательный экзамен по иностранному языку будет введён, многие школьники просто не смогут получить аттестат в 2022 году. «Чтобы вводить ЕГЭ по иностранному языку, нужно вводить дополнительные предметы. Дети и так перегружены сегодня. Какой предмет мы вытесним? Мы пытаемся добиться, чтобы дети в субботу отдыхали, могли провести время с родителями, а мы ещё больше загрузим систему. Я вообще выступаю за мораторий на введение дополнительных обязательных ЕГЭ», - подчеркнул он. По словам Анатолия Венедиктова, школьников совсем не обязательно перегружать знаниями иностранных языков. «Язык не может быть мёртвым. Я его в школе прошёл, не применял, и уже через некоторое время не буду на нём говорить, если я его не практиковал. Вопрос: зачем перегружать меня в школе? Программу нужно усовершенствовать, и начинать надо с преподавательского состава. Иностранный язык преподается на недостаточном уровне в связи с уровнем подготовки специалистов, он везде разный. В некоторых заведениях оставляет желать лучшего уровень подготовки самих педагогов. Что уж говорить об учениках», - посетовал он. Против нововведения выступает и директор казанской школы №51 Анастасия Акмаева. Она считает, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку вообще не надо вводить, ибо это нарушает права учеников. «На данный момент существующая ситуация такова, что, с одной стороны, в школах разработаны дорожные карты по подготовке к обязательному экзамену по иностранным языкам к 2022 году, проинформирована общественность, используются разнообразные средства: введено изучение английского языка с первого класса (во внеурочной деятельности), в системе дополнительного образования действуют кружки и клубы разговорного английского языка, в учебный план также введены учебные курсы практики письменной и устной коммуникации. Так что школа, администрация, учителя готовы, - отметила она в интервью порталу «Вверх». - Однако параллельно есть несколько рисков: во-первых, только успешная сдача обязательных экзаменов даёт право получения аттестата о среднем общем образовании; во-вторых, ЕГЭ нужно для поступления в вуз. Тем не менее, на данный момент только 10% обучающихся выбирают иностранный язык для будущей профессии, а результаты ВПР по английскому языку демонстрируют, что только 50% одиннадцатиклассников выполнили тестирование на повышенном уровне». По словам собеседницы, введение ЕГЭ не уравнивает шансы на поступление в вуз (а с этой целью изначально экзамены были внедрены), а лишает шанса ученика не из школы с углублённым изучением иностранного языка, а из простой общеобразовательной школы вообще получить аттестат. «Считаю, что с целью контроля достаточно проводить ВПР для всех учеников (не будет влиять на получение документа), либо дополнительное сертифицирование, которое будет фиксировать уровень каждого ученика по международной шкале. А экзамен должен быть по выбору для тех, кто выбрал профессию переводчика, лингвиста, учителя или филолога, - убеждена директор школы. – Ещё стоит отметить повышение нагрузки у учащихся, которые, например, хотят стать медиками: им придется сдавать три обязательных экзамена, а также биологию и химию для поступления в вуз, то есть пять экзаменов». Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|