Рустам Минниханов: «Жалоба — она как подарок»Экономика    05 июля 2019, 10:04«Эта встреча имеет сугубо муниципальный уклон», отметил президент Татарстана Рустам Минниханов, и в чём-то был прав. Впервые на XII расширенном заседании совета по предпринимательству больше времени для доклада было не у бизнесменов, как это было обычно до этого, а у чиновников. Зачем в муниципальных услугах нужно «Бережливое производство», как власть собирается выстроить коммуникацию через популярные месенджеры, и кто займёт кресло Тимура Нагуманова – об этом в материале корреспондента «Вверх» «Предприниматель никогда не будет любить власть»Вроде бы и тема обязывала – говорили про административные препоны для развития бизнеса. Рустам Нургалиевич попытался в начале встречи настроить чиновничий аппарат, а его в зале было предостаточно, на более критичное отношение к себе. - Главная задача, что я ставил, изменить отношение к предпринимательству, и каждый из властных структур - будь то федеральный чиновник, республиканский или муниципальный – все мы должны быть нацелены, чтобы создать инвестиционный климат. Не просто выслушивать проблемы бизнеса, а помогать ему. Понятно, что и на законодательном уровне много вещей, которые надо поправить. Но самое главное, мы сами должны измениться.
Рядом сидевший с корреспондентом «Вверха» чиновник муниципального уровня терпеливо вздохнул. По словам президента, то, что всё хорошо будет сделано, видимо, со стороны административного аппарата – такого никогда не будет. Однако совет по предпринимательству как раз и является той площадкой, где можно обсудить наболевшие проблемы. - Предприниматель никогда не будет любить власть, его задача – заработать денег. И надо исходить из этого. И не ждите, что вам будут аплодировать и «спасибо» говорить. Если удержались, значит, всё нормально. Однако перед началом разбора кейсов в воздухе витала интрига. Кто же будет председательствовать в совете после Тимура Нагуманова? С 24 июня его назначили и.о. руководителя исполкома Альметьевского района. - Он у нас большой начальник теперь, - слегка подколол президент. - И те идеи, которые он до нас доносил, теперь сам будет воплощать и показывать, как оно всё работает, - словно отыгрываясь за глав администраций, которые натерпелись от ведомства бизнес-омбудсмена, промолвил Рустам Минниханов. И добавил, что пока нет замены на данном посту, и Нагуманов похоже будет совмещать эти 2 должности. По поводу возможного приемника глава республики загадочно отметил: - Наша уважаемая коллега, Венера (Камалова, заместитель Нагуманова, - авт.) сейчас «под прицелом» среди лидеров… «Некоторые главы готовы были тебя на куски порвать»Два года назад структура бизнес–омбудсмена занялась исследованием делового климата в районах Татарстана, которое наделало шороху среди глав. В этом индексе предприниматели сами оценивают условия ведения бизнеса и уровень административных барьеров. Сейчас проводится уже третье исследование. Когда была опубликована первая работа, то получили обратную связь от администрации районов.
- Ну наверное, реакция всё же была немного другой, - поправил президента бизнес- омбудсмен. - Мы поняли и приняли оценку, но мы не понимаем, что делать дальше». Оценка бизнеса бывает субъективной, не спорю, но она показывает настроение. И как его превратить в конкретный план действий - это был вопрос со стороны глав. Мы силами совета пытались найти универсальный план, который дал бы районам путь к действию. Но простого решения так и не нашли. Отсюда родился и второй проект — управление деловым климатом в районах Татарстана, в который вошли пока только 15 муниципалитетов. Каждому району была предложена возможность создать свой краткосрочный план, реализация которого даст увеличение количества предпринимателей, позволит бизнесу лучше расти и развиваться. Цель проекта — разработать и реализовать в каждом районе комплекс мероприятий, который улучшит деловой климат и повысит уровень деловой активности. При этом команда бизнес-омбудсмена помогает муниципалитетам справиться с этой задачей. В этом году в рамках первого этапа проекта уже проведены 150 глубинных интервью с бизнесменами, и они показали основные «болевые точки» предпринимательства, специфику отдельных территорий. Далее был определён набор факторов, которые влияют на деловую активность. Выбрали те, которыми может управлять муниципальные власти. После этого в районах прошли стратегические сессии, в ходе которых власти районов с предпринимателями и экспертами создали решения для своих районов. Предельно конкретный набор действий на 12 месяцев, которые дадут прогнозируемый и ожидаемый результат. В эту работу было вовлечено более 40 креативных, успешных, развивающихся бизнес-наставников из Татарстана. И далее они продолжат работу с районами в процессе реализации разработанных планов. Во время опроса предпринимателей выяснилось, что в Пестречинском районе часто упоминали затянутые процедуры согласования и слабое межведомственное взаимодействие. В Зеленодольске жаловались на затягивание решений по земельным вопросам и бюрократию. В Бугульминском – отсутствие эффективных механизмов по оформлению заброшенных ферм и низкую квалификацию работников муниципалитета. Нижнекамские бизнесмены озвучили практически все приведённые выше проблемы, добавив дублирование функций разными ведомствами, и отсутствие прозрачности в выдаче различных разрешений. Бережливые услугиИ в Нижнекамском районе решили применить практику, которая чаще всего используется на крупных предприятиях. Практику «бережливого» производства в многофункциональных центрах (МФЦ). - Мы провели диагностику 82 муниципальных услуг и выявили 24 трудоёмкие и проблемные, большинство из которых связаны с процедурой предоставления земли и оформления разрешительной документации по строительству, - говорит мэр города Айдар Метшин. - И проведённый анализ стал основанием для пересмотра внутренних регламентов взаимодействия ряда служб, а также порядка прохождения согласования документов. Также мы убрали лишних согласующих эти документы должностных лиц. Замдиректора челнинской консалтинговой компании «Лин Вектор» Наталья Чупина, которая помогает нижнекамской администрации в новом проекте, отметила, что пришлось поработать над упрощением некоторых госуслуг. Так, предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка требует привлечения аж 20 человек на согласование. В процессе оптимизации удалось безболезненно убрать трёх согласующих, в результате чего время согласования удалось уменьшить на 5 дней. Другой пример - получение разрешения на строительство. Для этого нужно было один документ из одного здания перевести в другое. Сделав дубликат одной печати от исполкома для ещё одного подразделения, удалось упростить задачу на два дня. Айдар Метшин заявляет, что в районе хотят внести ряд дополнений в автоматизированную систему МФЦ, создать алгоритм, который позволит в автоматическом режиме выдавать отказ в услуге, если у предпринимателей не хватает каких-либо документов. Это должно сократить время ответа от ведомств. Необходимо создать мониторинг сроков прохождения заявок на каждом этапе предоставления услуг. Минниханов обратился к присутствовавшим на заседании двум министрам - экономики и связи - с поручением поспособствовать продвижению нижнекамских наработок в остальных МФЦ Татарстана. Нам эти «завтраки» надо убиратьА далее получился любопытный конфликт. Предприниматель из Бугульмы пожаловался на низкую квалификацию сотрудников местного МФЦ.
- Такая проблема существует - чуть дрожащим голосом ответила директор МФЦ Татарстана Ленара Музафарова. – Сотрудник МФЦ должен знать 180 услуг. Но ориентироваться, разбираться в каждой и детально объяснить отказ или приостановку в движении документов какого-либо органа - это невозможно, - пыталась защитить она своих сотрудников. - Эта ваша корпоративная защита неправильна, - парировал президент. - Я же не зря вам сказал: жалоба как подарок. Может быть, этому молодому человеку из Бугульмы надо было сказать: «Перезвоните через полчаса, мы соберём все способы оформления документов»? Даже в такой форме можно было помочь. Вы стараетесь показать себя с хорошей стороны. Но бывают разные моменты. Всё должно быть удобно. - Согласна. И у меня есть 2 пути решения, - призналась Музафарова. - Это онлайн-консультация по скайпу - у нас в каждом филиале есть гостевые компьютеры. В марте мы заключили соглашение с Роспотребнадзором о том, что их специалисты могут давать консультации по интересующим граждан вопросам. Уже 2 тысячи человек воспользовались этой услугой. Второй вариант: я с удовольствием собрала бы все графики приёма компетентных сотрудников со всех муниципальных органов и составила бы свой режим. И когда человек приходит и жалуется, что вообще нет ответа от органов власти, и он не знает, что ему делать дальше, наш специалист поделился бы информацией, когда тот или иной чиновник, от кого зависит это решение, будет принимать граждан, - словно с лёгкой обидой в голосе заявила директор МФЦ. - Когда меня что-то интересует, мне надо быстро. Вы скажете, приходите туда-то завтра, а завтра я не могу, работаю, у меня нет столько времени. Вот эти «завтраки» нам надо убирать, - заявил Минниханов, одобрив идею со скайп-консультациями. «Бугульма. Перезагрузка»Что касается Бугульмы, то мэр Линар Закиров поведал собравшимся об отсутствии нормальной коммуникации бизнеса с властью. - Неудобные приёмные дни, слабая информированность о мерах поддержки, отсутствие знаний об изменениях в законе — всё это порождает у бизнеса вопросы, на которые представители власти должны оперативно отвечать, - говорит он. - Всё потому, что мы зачастую работаем на разных берегах, и не понимаем задач друг друга. Это натолкнуло нас на мысль, что надо кардинально изменить подход в общении. Для этого мы запускаем пилотный проект активного сообщества «Бугульма. Перезагрузка». Мы будем устраивать каждый месяц по одной неформальной встрече. Это могут быть бизнес-завтраки, тренинги, деловые игры. Ещё одна из мер – это создание чата в популярных месенджерах, где власть обещает оперативно реагировать на запросы предпринимателей. Предлагаем и организацию экскурсий бизнеса в другие города. Предприниматели уже побывали в Казани в сети пекарен «Батыр», и один из бугульминских собственников франшизы запланировал изменения в ведении своего бизнеса. Такие выезды планируется делать 1 раз в квартал, и администрация будет приглашать лучших предпринимателей в нефтяной городок. - Конечно, нам нужна обратная связь, чтобы понять, добиваемся мы результата или нет, - говорит Закиров. - Для этого мы будем проводить ежеквартальные форсайт-сессии – мозговые штурмы, на которых будет участвовать и бизнес, и власть, и надзорные органы. Так мы будем выбирать проблемные точки. Дорожная карта будет составляться, выполняться после каждой встречи и содержать задачи на год. - За один раз это не получится, Линар, ты должен понимать, - спустил главу Бугульмы на землю Рустам Минниханов. - Среда предпринимателей отдельна, надзорные органы - отдельно. Вы должны быть связующими между этими звеньями. Олеся Ткаченко
Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|