Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Путь к ПобедеОбщество    01 марта 2019, 10:14
В этом суровом крае ровно год назад группа из восьми человек, один из которых уроженец Татарстана, выполнила лыжный маршрут пятой категории сложности. Детская мечтаОб участниках группы можно сказать, что они представляют туристов Москвы и Подмосковья. Но у трех из них малая Родина находится в тех же краях, что и хребет Черского: Никита Насыпайко и Дмитрий Яранцев родом из Магадана, а самый возрастной участник похода Владимир Иванов (ему 65) – из Якутска. С детства они знали, что самая высокая точка северо-востока страны, это гора Победа (3003 м) и мечтали побывать там. Мечтал о Победе и руководитель группы Евгений Батуев. Его детство и юность прошли в Набережных Челнах, откуда он после школы перебрался в Москву, чтобы поступить в знаменитую «менделеевку». Сегодня Евгений – младший научный сотрудник в Институте биоорганической химии РАН. Он живет в Подольске, но считает своей малой Родиной Татарстан. В плане подготовки группа подобралась очень разная. Физически самым сильным из восьми участников был Дмитрий Яранцев. Он, как и руководитель похода Евгений Батуев, победитель московского марш-броска – массового двухдневного туристического забега по подмосковным лесам с ориентированием и требованием всю еду и снаряжение нести на себе до самого финиша.
Ориентировка на местностиГора Победа находится примерно посередине хребта Черского в высокогорном массиве Буордах. «Когда мы решали, как добираться до начала маршрута, - рассказывает Батуев, - у нас было два варианта – через Якутск и через Магадан. Дешевле оказался Якутск и там же больше возможностей найти транспорт для заброски по колымской трассе. Прилетев в Якутск, мы еще сутки готовились - проверяли снаряжение, закупались провиантом и привыкали к местным холодам. Забрасывались на «буханке», пожалуй, самом популярном здесь транспорте. Тысячу километров ехали по трассе, и около двухсот по федеральному зимнику «Арктика». Группа стартовала из долины реки Мома, из окрестностей эвенкийского села Сасыр. В нескольких километрах по реке расположена крупнейшая в мире нетающая летом 30-километровая Момская наледь (тарын). Часть парящей на морозе наледи туристы видели при входе в горы. В горах лежит несколько десятков ледников, часть из которых нельзя не пройти на пути к Победе. В ясный день с вершины Победы можно увидеть правильный конус потухшего вулкана Балаган-Тас. «Массив Буордах - это очень красиво, - делится впечатлениями Ольга Соболева, – хотелось бы когда-нибудь попасть туда летом. Удивила разница в количестве снега на небольшом расстоянии.
В долинах растут деревья, но не у реки, что привычно, а выше, там, где склоны гор прикрывают их от ветра. Снег на хребте остается рыхлым, фирна нет». В районе сорокаРайон известен как довольно лавиноопасный, поэтому руководитель старался исключить из маршрута наиболее опасные и крутые перевалы. Опасения вызывали и погодные условия. Евгений Батуев признается, что на массиве Буордах он впервые столкнулся со столь продолжительными холодами, когда температура пять дней подряд не поднималась выше минус 30, а по ночам всегда было ниже минус 40. Батуев вспоминает: – Из-за сухого воздуха и преимущественного безветрия, к такому морозу быстро привыкаешь, но стоит тебе остановиться, как через 10 минут ты замерзаешь даже в теплой пуховке. Поэтому в походе крайне важно все время двигаться. Когда мы шли кольцевой участок маршрута, у нас не было с собой печки. Без обогрева в палатке накапливается влага в виде изморози.
За три дня внутри конденсатора накопилось почти три килограмма изморози, которую пришлось вытрясать, сделав небольшой надрез. От морозов пластик становился хрупким, пропитки тканей легко отваливались, было сломано несколько стальных лыжных креплений. Для Ольги Соболевой главной проблемой был не мороз, а большой вес рюкзака. «Лезть на перевал с рюкзаком и саночками оказалось весьма непросто, - признается Ольга, – получалось только в две ходки. Часть дней мы несли с собой дрова для печки. Спасибо ребятам! Если меня нужно было разгрузить, у меня тут же забирали вес. На спуске с одного из перевалов у меня улетела лыжа, привязанная к рюкзаку. Искали сложно, с вычислением траектории. Если бы не нашли, все было бы ужасно. Заботились обо мне, конечно, выше среднего». Ода благоразумиюВ этих экстремальных условиях особо отличились Дмитрий Яранцев, он был основным тропильщиком в группе, и Никита Насыпайко. Участникам похода запомнилось, как Яранцев с рюкзаком, оставив санки внизу, пробил на 40-градусном склоне траншею подъема из каньона. О Насыпайко же сложилось мнение, что он «рюкзак и санки любого веса мог поднять на любую высоту». А еще Никита единственный, кто на вопрос о смешных моментах похода нашелся, что отметить. Как ни странно, самым смешным моментом для него стало восхождение на Победу. И вот почему: – После тяжелого перехода через перевал Кюрэтер (сильный ветер, двойной перенос груза, строительство снежной стенки), никто не планировал штурм. Решили обойтись разведкой и часть горного снаряжения половина группы не взяла. Но я, хорошо зная Батуева, сразу сказал, что если он пройдет хоть полдороги до ключевого участка и будет оставаться время на штурм, то будет восхождение. Так и получилось... Подводя итоги похода, Батуев говорит, что поход получился «вполне удачным». Но, как это часто бывает, не все запланированное удалось пройти: – Так, от прохождения последнего перевала пришлось отказаться. На него не было описания прохождения, и по факту подъем был довольно крут и лавиноопасен. Мы решили не рисковать в конце похода и отказались от него. В туризме, как и в альпинизме, крайне важно уметь отказываться, уметь ждать, прислушиваться к голосу благоразумия. Благоразумный руководитель 24 марта, за два дня до окончания похода, отметил в горах свое тридцатилетие. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|