«Инклюзивное образование делает наше общество свободным от предрассудков»Общество    03 декабря 2018, 10:11Более 10 процентов из общего числа детей, обучающихся в казанском лицее №78 «Фарватер» - ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Директор школы Альфия Урманчеева убеждена, что инклюзивное образование двигает наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков, а также более толерантным. И советует новичкам, приходящим в школу, придерживаться трех основных правил: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока тебя об этом не попросят. В интервью порталу «Вверх» она рассказывает об особенностях обучения в 78-й школе.
Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. На базе школы №78 Приволжского района Казани был создан ресурсный Центр инклюзивного образования. Педагогический коллектив имеет достаточный опыт работы и проводит мастер-классы для других школ районов города и республики. Из 1260 детей, обучающихся в школе, 140 ребят имеют инвалидность: 121 ребенок - проблемы опорно-двигательного аппарата, остальные ребята – различные заболевания. Многие из них учатся в обычных классах лицея, при этом, становятся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов. Недавно девятиклассник Артур Фикляев выиграл серебряную медаль IV Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Москве. - Как обстоит ситуация с инклюзивным образованием за рубежом? - Для них привычная вещь, что особенные и обычные дети учатся вместе. Там априори образовательный процесс выстроен таким образом, что дети не разделяются в классах. Они учатся вместе, потому что иначе быть не может. Изначально методики, технологии преподавания, обустройство самих школ предусматривает совместное образование. На Западе созданы условия для обучения всех категорий детей. Методики, кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение там выстроены таким образом, чтобы любому ребенку, вне зависимости от каких-то нозологий, особенностей, были созданы соответствующие условия, при которых он беспрепятственно может осваивать программу вместе со всеми детьми. - У вас в школе тоже обучение происходит в смешанных классах? - У нас дети обучаются как в специальных, отдельных классах, так и в общих – причем, последних становится все больше и больше. Это не интегрированное, а инклюзивное образование. На мой взгляд, это самое прогрессивное образование на сегодняшний день: оно ведет наше общество вперед и делает его свободным от всевозможных предрассудков и толерантным к тому, чтобы видеть всех людей вместе, одинаковыми. Мы не говорим о том, что если у человека ограниченные возможности здоровья, то он мало что может. На самом деле, он может вершить великие дела.
- Дети с каким заболеваниями приходят к вам учиться? - В лицее 78 имеются минимальные архитектурные сооружения, которые создают доступную среду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это наличие лифта, прежде всего, на три этажа здания. Это наличие пандусов, поручней по периметру всей школы. Это специально оборудованные дверные проемы, беспороговые пространства – конечно, там, где это возможно было сделать в условиях старой постройки. Плюс у нас есть специально отведенная рекреация, инфраструктура, чтобы можно было работать с особенными детьми. Несмотря на то, что лицей обустроен в основном для совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы принимаем ребят, которые живут в микрорайоне и имеют другие нарушения – у нас учатся слабовидящие, слабослышащие дети, дети-аутисты. Но их не так много. А вот детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – самое большое количество - 121 ребенок.
Эти дети приезжают со всей Казани, есть даже ребята из Лаишевского района. Я считаю, что у нас созданы лучшие в Казани условия для детей в с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У нас есть пять автобусов, на которых мы привозим детей со всей Казани.
Каждый день собираются, сами надевают галстуки. У них есть ответственность, что они обязательно должны приехать в школу. - Бытует мнение, что дети достаточно жестокие создания. Как они реагируют на то, что учатся вместе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья? - Дети в нашей школе, поскольку мы уже более 10 лет работаем в этом режиме, привыкли. Для них совершенно нормально, что все учатся вместе. Для них просто нет разницы, они не разглядывают особенных детей. При приеме новых учеников и учителей в школу, мы отдельно проговариваем три принципа: не жалей, не рассматривай, не помогай, пока не попросят. Когда все следуют этим трем принципам, взаимоотношения строятся на равных. Для нас особенно важно, чтобы взаимоотношения между детьми были на равных. Да, они могут поссориться, каким-то образом поспорить, но не на тему: я такой, а ты другой, а потому что-то кто-то взял не ту ноту в общем хоре или неправильно решает общую, поставленную перед группой учеников, задачу.
- Вас можно поздравить с медалью недавно завершившегося в Москве Национального чемпионата «Абилимпикс»? - Да, 9-классник нашего Лицея Артур Фикляев занял второе место в компетенции «ресторанный сервис». Учитель технологии Кузмичева Кавсарья Гилиахматовна взялась за дело, сама изучила тонкости участия в подобном конкурсе, ежедневно тренировала, возила его в колледж на тренировочные занятия. Учитель радовался не только тому, что его ученик постиг ресторанное дело, но тому, что тот не уронил ни один прибор, смог не упасть при выполнении заданий, потому что мальчик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта медаль окрылила его и нас на новые свершения. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|