Рифат Ганибаев: Сломать барьерыИнтервью    12 апреля 2017, 10:25
Вот уже шесть лет в республике реализуется программа партии «Единая Россия» «Доступная среда – Единая страна». Корреспондент портала «Вверх» встретился с председателем Общества инвалидов Татарстана, депутатом Госсовета РТ Рифатом Ганибаевым и узнал, легко ли маломобильным казанцам воспользоваться самолетами и поездами, как инвалидам поможет браслет с чипом, и что он думает о ситуации с Юлией Самойловой, не допущенной на Евровидение. - Расскажите, какие направления охватывает программа? - Это адаптация объектов социнфраструктуры, обеспечение доступности транспорта, различных общественных зон (автостоянки, подземные переходы) и доступности услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. Возьмем для начала транспорт. Не просто самолет или автобус должен быть приспособлен для инвалида. Самое главное, чтобы он получил эту услугу. Все должно быть завязано в систему. Если мы говорим об автобусах, троллейбусах и трамваях, то необходимы специальные остановочные платформы, транспорт, оснащенный откидными аппарелями или лифтами. Человеку в случае необходимости водители должны помочь пройти в салон. С каждым годом подвижной состав городского общественного транспорта пополняется новыми единицами, которые имеют приспособления в виде откидных аппарелей.
А вообще, было бы технологичнее оборудовать остановками приподнятыми платформами на высоту пола транспорта. С них удобнее въезжать на колясках в салон по той же самой откидной аппарели. Я подобное видел, но, извините, только в Германии. - А как обстоят дела с самолетами и поездами? - Здесь вопрос доступности решен. По крайней мере, про Казань точно могу сказать. Мы этому уделяли большое внимание. Казанский аэропорт оснащен двумя амбулифтами. В аэропорту на любом этапе посадки инвалид может получить помощь. Я сам часто ее вызываю, чтобы проверить, как все отлажено. Меня там уже хорошо в лицо знают (смеется). Сейчас мы готовим предложение, как сделать более доступным вызов сопровождения. Надо сделать так: инвалид приезжает в аэропорт и сразу на билборде видит номер, по которому можно позвонить. Искать его он не должен. Либо какой-то пульт надо установить. Что касается железнодорожного транспорта, то там действуют аналогичные технологии. Разработана и действует карта обслуживания инвалидов, и на сегодня проблем с этим нет. Даже если мы группой выезжаем, то сообщаем заранее или уже на месте извещаем дежурного по вокзалу. Вызывают носильщиков, они везут вещи до вагона, помогают людям сесть на свое место и желают счастливого пути. То же самое, когда надо сойти с поезда. А помните, пока новое здание вокзала не построили, надо было либо по путям бежать, либо по страшной лестнице подниматься?
Он вынужден выстаивать в очереди или делать замечание. Требуется какое-то объявление: «Уважаемые граждане, в первую очередь лифтом пользуются такие-то категории пассажиров». - Насколько доступны для инвалидов различные учреждения? - В этом плане в республике много сделано, и масштабная работа продолжается. Сотни объектов имеют возможность принять инвалидов и маломобильные группы населения (МГН). Это учреждения здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта. Возьмем для примера здания Минтруда РТ, 7-ю городскую больницу, Большой концертный зал им. Салиха Сайдашева. Здесь проблем с каждым годом становится все меньше. Но они, к сожалению, есть. Первая – невыполнение норм и параметров при адаптации зданий, а вторая – некачественное исполнение работ. Например, взять тот же санузел. Есть типовые принципы, как его обустроить для инвалида.
У инвалидов, даже колясочников, есть разные нарушения. У кого-то правая рука работает, у кого-то левая. И они должны иметь возможность подъехать к унитазу с любой стороны. Аналогичная ситуация с системой вызова помощи. Как правило, это ручка на тросике. Если что-то случилось – дернул за нее на любой высоте и приходит персонал. Что делают наши кулибины? Сворачивают тросик, и ручка висит наверху. Представьте - человек упал, тогда он не сможет дотянуться до помощи! С другой стороны, есть ситуации, кода людям не то что смекалки, а здравого смысла не хватает. Возьмем проблему, которая с уходом зимы, вроде бы, исчезнет. Но только на время. Это снег.
Одно из условий реализации программы доступная среда - это исполнение коммунальными службами своих обязанностей. Я регулярно напоминаю об этом руководителям управляющих компаний представителям министерства строительства ЖКХ РТ. - Может быть, люди просто не научились смотреть на мир глазами инвалидов на бытовом уровне? - «Доступная среда» сегодня с социально-экономической точки зрения – это не есть приспособление окружающей пространства для МГН, как это принято понимать в обыденном смысле.
Поэтому реализация этих принципов имеет общенациональное значение. От этого зависит жизнь более трети населения, которое в свою очередь влияет весь социум. У нас полномочий много и нормативные документы соответствуют требованиям времени. Президент Татарстана Рустам Минниханов лично разбирался в особенностях программы «Доступная среда». Премьер-министр РТ Ильдар Халиков с самого начала руководил госкомиссией по сопровождению и выполнению «Доступной среды». Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ проводится колоссальная работа по формированию и реализации программы каждый год. А совсем недавно большая часть общества не только не понимала, но и не принимала эти перемены! Оглядываясь назад, становится понятно, какую дистанцию мы прошли, и какие барьеры преодолели. Сегодня не надо объяснять необходимость формирования «Доступной среды». Сегодня ее необходимо просто создавать и строить. В этом - главное стратегическое достижение. Победа в умах! Нормативная база хорошая. Нормы сейчас имеют обязательный характер. И выполнять их должны не только высокие чиновники, но и строители, и дворники! Так почему мы должны им указывать на их недочеты? Для чего существуют контролирующие организации? - Вернемся к доступности учреждений. В наши школы инвалидам легко попасть? - Министерством образования и науки РТ ведется большая работа по адаптации школ, но здесь есть вопросы. Поясню, что адаптация может быть полной и частичной. Если делать все «по полному параду» это значит надо установить, как минимум, один лифт в здании школы, обустроить все остальные помещения. А по какому пути идут сегодня госорганы? Адаптируется входной узел: пандус, двери. Туалет на первом этаже очень часто не приспособлен для инвалидов. Или идешь, и вдруг посреди коридора, почему-то возникает ступенька! Особенно этим отличаются школы старого образца. Ладно, здоровый человек споткнется и как-то среагирует. А инвалид?
Поэтому мы настаиваем, чтобы в год хотя бы одну школу в микрорайоне делать полностью доступной. Конечно, работы по адаптации требуют больших средств. Но надо стремиться к этому. - И много у нас в Казани полностью школ, полностью отвечающих требованиям «Доступной среды»? - Нет. Полностью адаптированы только 78-я и 33 школы. Это очень хорошие учреждения с подготовленным педагогическим коллективом. Они ведут большую работу по внедрению идеологии инклюзивного образования. Это тоже очень важная сфера обеспечения доступности жизнедеятельности инвалидов. - А как вы относитесь к инклюзивному образованию (ИО), вокруг которого столько споров? - Его не надо рассматривать как альтернативу специальному коррекционному образованию. С одной стороны, не все дети могут учиться в обычных условиях, с другой не надо всех загонять в коррекционные школы. Введение инклюзивного образования необходимо подкреплять очень серьезными ресурсами. Создание сети региональных образовательных учреждений, способных обеспечить совместное обучение инвалидов и здоровых людей, возможно только в том случае, если доступная среда станет реальной. Однако специалисты отмечают, что ИО подразумевает не только выделение мест в обычных школах, но и изменение самого образовательного процесса. Самое неприятное, что опять возникают разговоры о нарушении прав большинства. Якобы, когда в классе появляется ребенок-инвалид, ущербными становятся здоровые дети. Так считают некоторые родители, мол, обучение идет более медленно. Здесь надо решить ряд задач.
Столько сил родители выкладывают, чтобы поднять ребенка, что зачастую они сами нуждаются в реабилитации. - В зоне критики общественников постоянно находятся подземные переходы. Как решается проблема с их адаптацией? - Да эта тема уже навязла на зубах. Проводят рейды, проверяют - закрыты или не закрыты лифты. На самом деле вопрос решается очень просто.
Но мне говорят, что нарушаются права остальных граждан, большинства. Но в чем? Это абсурд! Любой здоровый человек может подняться по лестнице. Если вы не считаете себя таковым, то идете в органы соцзащиты, просите этот чип, пожалуйста, и катайтесь хоть целый день. Главное, чтобы лифты не были разбиты вандалами. Нормальное же решение? Но мы почему-то не можем пока прийти к взаимопониманию по этому вопросу. Следующая проблема – стоянки для автомобилей возле гипермаркетов. Сегодня есть административное наказание за парковку – 5 тысяч рублей. Люди об этом знают, но спокойно ставят машины, потому что их практически не штрафуют. Кроме того, Госдумой принят закон, чтобы помимо штрафа автомобиль эвакуировали с места парковки. Я считаю, что это более действенно. Но нам не известны прецеденты, чтобы УГИБДД применило эту меру. Еще хотел бы заострить внимание на одном вопросе. Когда-то инвалидам в Казани выделяли в аренду земельные участки под временные гаражи. Недавно городские власти приняли решение не продлевать аренду. И многие люди сейчас в растерянности – куда деть гараж? Мы считаем, что людям с ограниченными возможностями надо выделять парковочные места у дома. Надо внести соответствующее дополнение в закон, который будет разрабатываться в Госсовете РТ. - Инвалидам по-прежнему проблематично найти себе работу? - В Татарстане много делается по повышению их трудоустройства. Мы считаем, что здесь надо идти в ногу с современной тенденцией – обеспечивать инвалидов удаленной работой. Таким образом, решается масса проблем. Не нужно тратиться на обустройство рабочих мест. Достаточно домашнего компьютера и навыков. Мы начали комплексный проект по созданию таких виртуальных рабочих мест. Для этого мы задействуем все наши предприятия. Мы уже разговаривали в КФУ на эту тему и встретили поддержку нашей инициативе. Будущее за этими местами. А наша задача - создать свои сервисы, виртуальные службы, обучать людей новым профессиям. И речь идет не только об операторах колл-центров и бухгалтерах. Почему бы человеку не выполнять функции секретаря или не проводить корпоративные биржевые сделки, не участвовать в аукционах и тендерах? Разумеется, помимо этого надо добиваться, чтобы госструктуры и коммерческие организации создавали условия для трудоустройства инвалидов и в обычной среде. Да, работодатели делают это неохотно.
Есть трудности и с реализацией закона о квотировании рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Да закон хороший, но работодатели используют все возможности, чтобы обойти его. - Не можем не спросить вас о скандале, который разразился недавно из-за того, что нашу певицу Юлию Самойлову не допустили на Евровидение. Как вы относитесь к решению украинских властей? - Оно в высшей степени циничное и безнравственное. И этому не стоит удивляться. Украина ни единожды показывала свое пренебрежение к человеческим ценностям. Там забыты такие понятия как честь, доброта, милосердие, права, равенство. Обидно, что такие вещи происходят в 21-м веке на глазах «просвещенной и прогрессивной» Европы. На самом деле - это дремучая дикость. Сползание в средневековье. - А как относитесь к тому, что Россия решила отправить на этот конкурс девочку с ограниченными возможностями? - Инвалидность - не порок. Это особенность, которую надо учитывать. Решение России мне кажется вполне адекватным. Чем Юлия хуже других? Должны вызывать озабоченность такие персонажи, как Кончита Вурст. А Юлия ищет возможности для творческой самореализации. Она человек с большой буквы. Это ее главное достоинство. Михаил Тихонов Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|