«Мы должны понять, что для огромного числа молодых людей то, что не зафиксировано и не «выложено» в социальные сети как бы и не существует»Интервью    27 марта 2017, 10:48
- Владимир Давыдович, почему, на Ваш взгляд, так велика популярность социальных сетей? Современное общество не может существовать без оперативного обмена информацией, без мульти-коммуникации. Это реальность нынешнего времени и большое техническое достижение. Думаю, что никто бы сегодня не согласился вернуться в докомпьютерную и до-интернетовскую эпоху. Все понимают преимущества нового времени. Возросли нагрузки и, катастрофически, перестало хватать времени для личного общения. Социальные сети стали не только важным дополнительным элементом, но для большой части превратились в суррогат жизни.
- Почему человек так стремиться рассказать о себе и о том, что у него происходит в жизни в соцсетях? Откуда берется зависимость от лайков? Любой человек по своей сути – эгоцентрик (эгоист). Подавляющему большинству не хватает внимания окружающих. Всем хотелось бы быть более заметным, известным или, по крайней мере, не быть и не слыть «серостью», которым мало кто интересуется. А ведь это чревато депрессиями и даже суицидами. Социальные сети позволяют человеку реализовать свою потребность в поддержке, признании, любви. В жизни всё это получить крайне затруднительно, а в социальных сетях – пожалуйста. Другое дело, что постепенно потребность в одобрении и признании может приобретать гипертрофические черты. Стремление получить одобрение заменяется требованием одобрения. Лайкофилия, или зависимость от оценки других может становиться «болезненной».
- Сегодня, когда у многих работа неотделима от интернета, как понять, что у тебя именно зависимость, а не профессиональная необходимость зайти в интернет? Формально для зависимости существуют диагностические критерии и в некоторые классификации включено расстройство интернет-зависимого поведения. К ним относятся: увеличение времени, проводимого в интернете, забвение иных интересов, синдром отмены («похмелья») при невозможности реализовать интернет-деятельность. Но всё же интернет-зависимость – это не психическая болезнь, это форма девиантного поведения. Соглашусь, что работа с использованием интернета становится скорее правилом, чем исключением. Но ведь работа – это всегда что-то ограниченное по времени. В обычной жизни нормальной работе противостоит трудоголизм. Значит, отличительной особенностью интернет-работы от интернет-зависимости становится способность контролировать время своей «трудовой деятельности» и легкость перехода от виртуальной к традиционной реальности. - Приходят ли на прием родители, которых беспокоит то, что их близкий человек постоянно находится на связи, в телефоне и мало обращает внимания на то, что происходит в реальной жизни? Таких детей и подростков стало очень много. Родители бьют тревогу потому, что избыточная увлеченность онлайн общением снижает успеваемость, приводит к самоизоляции молодых людей. Кроме того, проблемой, становится невозможность проконтролировать, с кем общается ребенок, насколько можно доверять новым знакомым? То есть фактически увеличился риск разнообразного девиантного и криминального поведения, виктимность. - Как меняется отношение человека к соцсетям по мере взросления? По-разному. Отмечена тенденция увеличения в социальных сетях людей зрелого и даже пожилого возраста. Но всё же интернет-активность с годами у человека снижается, появляются иные интересы. - Стоит ли установить минимальный возраст для участников соцсетей, ведь контент и содержание переписки слабо контролируется? С моей точки зрения, общественные запреты тут не нужны. А вот контроль со стороны родителей – несомненно, целесообразен. Причем, еще более тщательный по сравнению с тем, который существует в обычной жизни. Мы сталкиваемся с новой этической дилеммой: допустимо ли «следить» за интернет-активностью своих чад? Мы заново должны посмотреть на тему о недопустимости чтения чужих писем. Наверное, учитывая опасности современности, до определенного возраста такой контроль обоснован. - Что делать, если ваш близкий человек постоянно сидит в телефоне? Скандалить или говорить? Если говорить, то как? Если бы кто-то знал эффективный рецепт как с этим бороться – давно бы данного явления не стало. Дети бы не становились зависимыми от гаджетов и от виртуального общения.
Честно скажем, что многим родителям удобнее дать ребенку поиграть с телефоном или планшетом, чем заняться с ними хоть какой-то обычной игрой. Вот в этом и корень проблемы. А, если уж сформировалась гаджет-зависимость, то нужно действовать по принципу «кнута и пряника» - и наказывать, и поощрять. - Буквально на днях Татарстан потряс случай, когда женщина в одном из районов повисла на балконе, но окружающие лишь достали мобильные телефоны и стали снимать видео, чтобы выложить его в соцсети. Таких случаев очень много. Есть ли у психологов (психотерапевтов) диагноз? Этому феномену нужен не психиатрический или психологический диагноз. Тут вопрос морального, вернее - аморального свойства. Мы должны понять, что для огромного числа молодых людей то, что не зафиксировано и не «выложено» в социальные сети как бы и не существует. Значимым фактом становится сегодня только интернет-факт. Параллельно с этим нарастает эмоциональная холодность и безразличие к реальным страданиям людей.
- Как вы считаете, можно ли прогнозировать, что через пять-семь-десять лет люди вообще на 100% интегрируются в соцсети, что от наших рейтингов, лайков и качества комментариев будет зависеть трудоустройство на работу, устройство личной жизни, получение социальных льгот и гарантий? А разве сегодня не так? Разве на телевидении или в газете не учитывают рейтинги и лайки? По-моему только на это и ориентируются. Если всё же прогнозировать, то можно предположить, что при углублении «гаджетизации» произойдет некоторая переориентация молодежи на иные формы деятельности. Социологами и психологами высказывается точка зрения о том, что новое поколение, которое придет на смену Z-поколения, будет романтичнее и эмпатичнее предыдущих. Так, что я не смотрю на будущее пессимистично. Виктория Назарова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|