Герой нашего времени: Исцеление игройИнтервью    19 января 2017, 14:49
В декабре прошлого года в Казани состоялось награждение лауреатов республиканской премии «Герои нашего времени». Ее организатором выступила «Молодая Гвардия Единой России» при поддержке Министерства по делам молодежи и спорту РТ. Портал «Вверх» начинает серию интервью с татарстанцами, удостоившимися этой награды. Наш первый собеседник координатор проекта «Больничные клоуны» в Казани Екатерина Гурьева. Она рассказала, почему клоун не обязательно должен быть смешным, как наладить контакт с детьми с помощью обычных тапочек и почему их профессии до сих пор официально не существует в России. - Расскажите, как вы стали больничным клоуном? Вообще проект АНО «Больничные клоуны» стартовал в 2011 году. Сама организация находится в Москве, а в России есть пять филиалов. В Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Орле, Рязани. Так случилась, что Казань стала первым городом, где нашли финансирование и открыли школу больничных клоунов, даже раньше, чем в Москве. Я в это время работала в вузе, преподавала психологию. Мне на рабочую почту пришло письмо о том, что объявляется набор. Мне стало интересно, потому что я никогда раньше не слышала о такой профессии. Я тогда закончила переподготовку по специальности клиническая психология. А кроме того я всегда мечтала выступать на сцене. Вот и подумала, что это можно будет как-то соединить. Ожидания оправдались (смеется). На кастинге, мне задавали разные вопросы, фотографировали с клоунским носом. Всего было около 60 кандидатов. Отбор прошли 24 человека, а к концу третьего блока обучения осталось 12. - Чему вас учили? Там было несколько блоков: актерское мастерство, фокусы, твистинг (моделирование) из воздушных шаров. Общались с психологом и врачом. Нас знакомили с возрастной и клинической психологией, рассказывали о психологических особенностях каждого заболевания. Объясняли, как работать с агрессией детей и родителей. На каждый блок уходила неделя. Еще мы изучали грим, искали свои образы. Поначалу у нас были костюмы, поверх которых надевались расшитые медицинские халаты. А на спине – нашивки с клоунскими именами. Я выбрала имя Фрося. - Обучение протекало легко для вас, были какие-то трудности? Нелегко давалось актерское мастерство. Я даже немного поревела. Самое сложное - поверить в себя, что сможешь быть актером. У нас были ребята, которые учились на режиссуре, и у них все получалось интересней, смешнее. Женщинам-клоунам вообще сложнее.
- Почему так? Во-первых, много семей без отцов, где только мамы растят детей. И они мужскую энергетику воспринимают как что-то новое. Во-вторых, больничный персонал - это в основном женщины. Ребята ими окружены. И опять же мужчина здесь оказывается в более выигрышном положении. - Помните вашу первую встречу с детьми в больнице? - Нас распределили в ожоговое отделение. И в мой первый выход у меня был самый тяжелый мальчик - ожог 80 процентов тела. Он лежал, тяжело дышал. Не помню уже, во что мы играли. И только когда я вышла и спустилась в гримерку, то осознала, что выглядел он ужасно. А в момент игры я этого не заметила. И мне стало ясно, что если я могу так переключаться, то значит больничная клоунада - это мое. А такие тяжелые пациенты в ожоговом отделении мне больше не встречались. - У человека, который не в теме, напрашивается вопрос, а вообще тяжелобольным детям, порой находящимся при смерти, до веселья ли? Нужны им клоуны?
Да и не всегда им это можно – у кого-то швы, например. Мы меняем отношение к тому, что происходит. Напоминаем, что хоть ты и в больнице и у тебя не детские проблемы, ты все же ребенок и можешь играть. И не обязательно быть смешными. Мы можем прийти с музыкальной шкатулкой и создать в палате лирическую атмосферу, помочь маме уложить грудного малыша. - Что было после ожогового отделения? - Мы стали работать в отделении онкогематологии. Там иная специфика, дети другие. Не так ярко реагируют. В ожоговом отделении очень болезненные процедуры, там пациентов вымачивают в ваннах с фурацилином, снимают кожу. Эта короткая боль, но сильная. Поэтому дети там зачастую агрессивны. Но даже если ребенок злится, то это хорошо, он проявляет себя, срывается на нас, клоунах, а не на врачах и родителях. Хотя мы, конечно, переводим эти эмоции в конструктивное русло. В онкогематологии дети более апатичные, эмоции у них почти не проявляются. Они под лекарствами, настроение всегда ниже нормы. Если «плохие лейкоциты», то все еще сложнее. А когда ты не видишь реакцию ребенка, не чувствуешь отдачу, то остается взаимодействовать с партнером – ведь больничные клоуны работают в паре. А ребенок тогда становится зрителем, который просто отвлекается на вас. А вы в этот момент можете быть инопланетянами, или сажать тапки. - Это как? - Восемьдесят процентов того, что мы делаем это импровизация. Мы заходим, осматриваем помещение, замечаем что-то и от этого отталкиваемся. Если ребенок достаточно открытый, мы ждем, когда он сам предложит игру. А тапки, они есть в каждой палате и с ними можно делать все, что угодно. Это и доска для серфинга, и елочная игрушка. В последней раз, когда мы были в 1-й городской больнице, моя партнерша была новогодней елкой, и я украшала ее тапками. Еще важный момент.
Но бывает так, что мы идем играть к другим ребятам, а те, кто отказался, наблюдают за нами. Получается, мы работаем не с ними, а перед ними. Это тоже важно. А сверхцель сделать, так, чтобы после нашего ухода игра продолжилась. За те 10 - 15 минут, которые мы находимся в одной палате (в общей сложности в больнице клоуны проводят 4 - 5 часов), мы не можем изменить все. Да, возможно, удалось поменять атмосферу, приподнять кому-то настроение. Но не должно быть такого, что мы ушли, и все обрубилось. Например, можно научить маму, как продлить игру. Вообще у нас три сверхзадачи: изменить атмосферу, сделать так, чтобы игра продолжалась, и провести сеанс терапии. Иногда от врачей бывают конкретные запросы. Например, ребенок не ест три дня. И мы приходим и играем с ним в еду. А если ребенок после операции и ленится разрабатывать руку, мы предлагаем ему игры, где нужно что-то ловить. - Бывали случаи, когда вы на протяжении долгого времени играли с детьми, а они потом уходили из жизни. Как вы переживали эти моменты? И вообще, как защищаетесь от эмоционального выгорания? - В Татарстане, к огромному счастью, смертность деток в «тяжелых» отделениях больниц очень маленькая, это редкие случаи, практически единичные. Всегда есть возможность пересадки органов в других городах. Но если все же мы узнаем, что ребёнок «ушёл» - это наш термин, то нам всегда на помощь готовы прийти психологи больницы. Кроме того сами клоуны, как сообщество, всегда поддерживают друг друга в такие моменты. С эмоциональным напряжением каждый справляется по-своему. У всех свои ритуалы. Важно очертить грань, через которую ты не несешь домашние проблемы в больницу, и наоборот. Я после больницы по возможности принимаю душ и сплю минут тридцать. Кто-то идет на шопинг или в кафе. Кроме того клоунский костюм – это наша защита. Ты настраиваешь себя, когда его надеваешь. А если ты вдруг эмоционально сдал прямо в процессе работы, то партнер это увидит и всегда поддержит, перехватит инициативу. У нас ведь есть соотношение ролей - белый и рыжий клоун. Один ведет, другой подыгрывает. - За шесть лет ваша организация как-то изменились? - Мы давно пришли к пониманию, что больничную клоунаду надо выводить с волонтерского уровня на профессиональный, как за рубежом. Там люди находятся в штате больницы, получают зарплату. В Татарстане, к сожалению, нам не удается донести эту мысль до потенциальных спонсоров. Все финансирование мы получаем из Москвы, там больше развита культура благотворительности.
Есть установка - если вы занимаетесь благотворительностью, то должны быть волонтерами. Но практика показывает, что волонтеры работают год-полтора, а потом исчезает мотивация, и состав обновляется. В нашей профессии этого делать нельзя. У клоунов с годами нарабатывается ценный опыт. Мы единственная организация России, которая позиционирует больничную клоунаду как профессию. Остальные, как волонтеры, обычно ходят в больницу раз в месяц. Мы от 4 до 6 раз в месяц - обязательно. - А лично у вас произошли какие-то фундаментальные сдвиги в мировоззрении? - Если ты работаешь в больничной клоунаде, то, как актер можешь самореализовываться в любой ситуации. Импровизация, как у нас говорят, это толерантность к неопределенности (смеется). Это когда ты готов ко всему. Все для тебя ресурс, а не проблема. А вообще для меня клоунада это мировоззрение. Я могу говорить об отношениях двух людей как психолог с позиции клоунады. Один белый клоун, а другой – рыжий. Упражнения, которые мы используем для настройки клоунов, могут помочь в семейных отношениях. - Был на вашей практике какой-то особенно яркий или драматичный эпизод, который отложился в памяти? - Таких примеров много. В онкогематологическом отделении лежал очень веселый мальчик. Он был открыт, легко вовлекался в игру, его всегда окружали дети. Потом его выписали. Спустя время произошел рецидив, и он вернулся абсолютно другим, как будто подменили. Не шел на контакт, категорически отказывался общаться с нами. Мы даже не заходили к нему, а подговаривали других детей играть с ними. Это длилось довольно долго, капля за каплей. А в какой-то момент он подошел к нам и спросил: «А, это вы все время их ко мне подсылаете?» И все, процесс пошел. Михаил Тихонов Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|