Проект «Герой нашего времени»: Хроники реконструированного бомбардировщика

Общество    20 октября 2016, 16:03
Фото из архива Ирека Вильданова
Фото из архива Ирека Вильданова
На аэродроме в Балтасях много разной авиационной техники, в том числе самостройной, но под определение уникальной подпадает только многоцелевой биплан По-2. Он же «рус-фанер», он же «кукурузник» и, применительно к данному конкретному экземпляру, - самолет, практически с нуля воссозданный одним человеком

Ирек Вильданов
1/ 3
  • Фото из архива Ирека Вильданова
  • Фото из архива Ирека Вильданова
  • Ирек Вильданов
    Фото из архива Ирека Вильданова

Спасибо дяде за Победу

Человека зовут Ирек Вильданов. В пятом классе он начал заниматься авиамоделизмом и с тех пор главным делом и увлечением его жизни стали самолеты. Окончил Иркутское авиационное техническое училище, работал авиамехаником в аэропорту «Бегишево», летал на планерах и самолетах в Казанском аэроклубе, построил пять самолетов. Это все до начала истории с реконструкцией По-2. Она началась в 2013-м, когда Вильданов, на тот момент механик «в одном предприятии по перегону автотранспорта», нашел в Омской области оригинальный мотор М-11Д 1940 года выпуска. «Если есть мотор, почему бы не сделать на его основе самолет» – решил наш герой. Поиск чертежей не обещал особых трудностей, как-никак за годы войны было собрано 17 тысяч (!) По-2.

Но все оказалось с точностью до наоборот. «Начиная этот проект, я и не представлял, насколько он будет сложным, - рассказывает Вильданов. - Прежде всего не хватало технической информации. Чертежей самолета в России не сохранилось. Чтобы их восстановить, я перелопатил уйму книг, учебников, журналов по авиации, опрашивал людей, имевших отношение к производству самолета на Казанском вертолетном заводе. В фондах Нацмузея Татарстана стоит По-2, но это музейный экспонат, забрать его, естественно, невозможно. Поэтому я брал линейку, штангенциркуль и делал измерения и зарисовки каждой детали. Свой труд посвятил дяде, Герою Советского Союза Сабиру Ахтямовичу Ахтямову. К сожалению, он умер в 2015-м, а самолет поднялся в небо в мае 2016-го».

 

Эффект «чайника»

Самолеты на балтасинском аэродроме в хорошую погоду поднимаются и садятся часто. Не заметить, а точнее не услышать их сложно, даже если они высоко в небе. Исключение - По-2, он в плане тихоходности дает фору многим современным винтовым машинам. Секрет в особом устройстве двигателя, который в режиме малого газа почти не производит шума. Благодаря этой своей особенности По-2 мог незаметно вторгаться на территорию противника.

Другие особенности По-2 становятся заметны при осмотре вблизи. Оказывается, его фюзеляж выполнен не только из фанеры, но и (сзади) из тканого полотна. Это, с одной стороны, облегчало самолет, с другой – позволяло производить его в огромных количествах и с минимальными затратами дефицитных материалов. Несмотря на громоздкую внешность, По-2 имеет неплохие летные характеристики. Его, например, почти невозможно было ввести в штопор, а на ровную поверхность он мог сесть даже при отпущенных рулях управления. «Самолет создавался в учебных целях, все его системы заточены под не шибко опытного пилота, которому надо очень постараться, чтобы на нем разбиться», - комментирует Вильданов.

 

Первым делом самолеты

Построить По-2 нашему герою помогли спонсоры. Однако сказать, что самолет готов и в каких-либо доработках не нуждается, нельзя. Задача номер один – капитальный ремонт двигателя. Пока он не произведен, Ирек Вильданов не может улетать далеко от площадки и при всем желании не рискует брать на борт пассажира. Хотя это позволило бы покрыть часть расходов на содержание самолета. Ведь платят же люди баснословные деньги за полет на воздушном шаре.

«Этот самолет - достояние республики, - сокрушается мой собеседник. - 64 авиаполка в годы войны были укомплектованы По-2, в том числе знаменитый авиаполк «Ночные ведьмы». На таком воевала Герой Советского Союза Магуба Сыртланова. Но самолет по финансовым причинам привязан к аэродрому - в этом году, например, удалось полетать только на празднике авиации в Куркачах - и мало кто о нем знает в республике. И возьмите Самару, где энтузиаст вроде меня своими силами восстановил точно такой же самолет и теперь без него не обходится ни один городской парад. Администрация области поддерживает, хотя По-2 в Самаре не выпускали. Будь у меня такая поддержка, я бы показал самолет во всех районах республики, чтобы младшее поколение знало, на чем громили врага их деды и прадеды, каков вклад Татарстана в Победу».

Иреку Вильданову в апреле исполнилось пятьдесят пять. Он теперь пенсионер, но желание строить авиационную технику его не покидает. Планов много. Часть из них связана с Татарстаном – реконструкция планеров КАИ-1, КАИ-12 и КАИ-14, спроектированных в 1930-е-1960-е годы СКБ Казанского авиационного института, часть – с историей авиации как таковой. Так, наш герой мечтает воссоздать разведывательный самолет Блерио-11, первый экземпляр которого поднялся в воздух в далеком 1909-м. Для этих четырех проектов нужно около сорока миллионов рублей. Во сколько обойдется выпускавшийся в Российской империи четырехмоторный бомбардировщик С-22, более известный как «Илья Муромец», Ирек Вильданов не сказал. Реконструировать этот самолет - его давняя мечта, а о мечтах принято не распространяться, иначе не сбудутся.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

01.04.2025 Партдесант побывал на социальных объектах в трех районах Татарстана Представители партии проконтролировали ход работ на объектах народной программы
01.04.2025 В Татарстане партдесант посетил объекты образования и спорта Все они строятся и ремонтируются в рамках народной программы «Единой России»
26.03.2025 Татарстанские молодогвардейцы запустили акцию «Выходные с ветераном» В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне активисты МГЕР навестят ветеранов и тружеников тыла


Новости

19 марта, 16:45 Андрей Егоров: Уровень газификации в Татарстане достиг 99,5% Это самый высокий показатель среди всех регионов России

17 марта, 17:37 В рамках марафона «Сила России» наградили финалистов соревнований по бадминтону среди инвалидов Было разыграно 20 комплектов наград в шести спортивных классах

  03 марта, 12:17 «Единая Россия» запускает предварительное голосование по кандидатурам для последующего выдвижения в муниципальные депутаты Президиум Регионального политсовета партии сегодня делегировал полномочия по проведению ПГ местным отделениям «Единой России»

28 февраля, 17:13 В Татарстане прошел Единый день приемов участников СВО и их семей Приемные «Единой России» в Татарстане рассмотрели сегодня около 80 обращений

28 февраля, 15:19 Татарстанские сторонники партии передали гумпомощь бойцам СВО В составе груза - дорогостоящая техника, запчасти, одежда, масксети и многое другое

25 февраля, 15:42 Приемная «Единой России» ответит на вопросы участников СВО и их семей Основной темой станет получение выплат

17 февраля, 17:32 В Бугульме при поддержке «Единой России» поставили новый спектакль Репертуар Бугульминского драматического театра пополнился еще одним спектаклем по пьесе Александра Вампилова «Старший сын»

17 февраля, 16:33 Максим Топилин выступил на коллегии министерства экономического развития России Итоги 2024 года и планы на 2025 были определены сегодня на заседании коллегии министерства экономического развития России

13 февраля, 18:07 Ветераны СВО и члены их семей, желающих развивать бизнес на селе, смогут получить поддержку от «Единой России» и Россельхозбанка Партия заключила соглашение с Россельхозбанком – оно предусматривает расширение форматов поддержки участников СВО

13 февраля, 16:00 В Набережных Челнах школьники шьют кисеты для бойцов СВО Акцию организовало Набережночелнинское отделение партии «Единая Россия»

Все новости


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх