Алексей Учитель: Сейчас в кино ходят в основном девушки от 13 до 20 летОбщество    13 сентября 2016, 13:53
1/
2
Мне часто, особенно за рубежом, задают вопросы о цензуре. Я начал работать в документальном кино еще до перестройки. Было много серьезных ситуаций, когда мои картины не принимали, а меня понижали с должности режиссера до ассистента. За ерунду! Как-то снял получасовой безобидный фильм «Сколько лиц у дискотеки?». Там был кадр - на детской дискотеке трясется и подпрыгивает семилетний мальчик. Сочли «криминалом», заставляли вырезать. Мы тогда победили, но с большим трудом. В начале перестройки вышла одна из моих самых любимых документальных картин «Рок» о Гребенщикове, Шевчуке, Цое... Меня заставляли убрать из нее эпизод, как группа «Аукцыон» выступает в колонии. Но были уже другие времена, и была программа «Взгляд». Помню, как прибежал к Любимову – и сразу в прямой эфир, рассказывать на всю страну, как фильм про музыкантов не принимают. На следующий день пришел в Госкино, там на меня мрачно смотрели, но все бумаги уже были подписаны. А после этого, как минимум последние двадцать лет, никто ни мне, ни моим товарищам не говорил, что нужно в фильме что-то вырезать или заменить. На днях фильм Андрея Кончаловского «Рай» получил приз Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Уверен, что у нас в прокате эта картина провалится. Что с этим делать? Путь первый – университетский прокат. Он давно используется в Америке для авторского и европейского кино. Кстати, наш главный успех там – фильму Александра Сокурова «Русский ковчег», который собрал 3,5 миллиона долларов, – обеспечил именно университетский прокат. В России огромное количество университетов. Поставить кинопроектор сейчас не проблема. Вот, совсем недавно нас приглашали в студенческое общежитие МГУ. Я ехал туда без особого удовольствия – думал, никто не придет. К моему удивлению зал на триста человек был переполнен. Я ушел в час ночи. Кричали, спорили – было здорово. Мне кажется, что университетские показы прибавили бы нашим фильмам большую аудиторию, причем подготовленную к серьезному кино. Сейчас в кино ходят в основном девушки в возрасте от 13 до 20 лет. Это статистика. При этом, если мы выйдем на улицу и спросим, кто такой Николай II, не все на этот вопрос ответят. Тем не менее, мой лозунг – не подстраиваться. Нужно создавать хорошие художественные картины, но так, чтобы они нравились зрителю. Эти вещи крайне редко совпадают, и все же стремиться к этому надо. К счастью, есть примеры. Один из них – очень тяжелый фильм о войне «Сталинград». Помню, прокатчики предрекали ему средние сборы. Но пока нет другой картины в России, которая собрала бы столько же. В кинозале я могу заплакать или засмеяться и нисколько этого не стесняюсь. Если я от всего отключаюсь, не анализируя «как это снято», значит авторы фильма в меня «попали». А ради чего мы делаем кино? Чтобы люди начинали задумываться, становились лучше. Мне не важно, какой люди веры. Они мне нравятся сами по себе. В своих картинах «Край» и «Пленный» я рассказывал об этом. В одной из них наш солдат, прошедший Великую Отечественную войну, влюбился в немку. Вы думаете, этого не могло быть? Враг, и точка? Это наша беда. Сегодня подобное происходит на Украине. Мы же были друзьями! Наш оператор Юрий Клименко неделю назад поехал в свой родной Днепропетровск. Вчера вернулся буквально больным человеком – друзья, с которыми учился в школе, открыто заявляют: «Ты наш враг». В Год российского кино выйдет несколько мощных отечественных картин: исторический фильм «Дуэлянт», масштабные «Ледокол» и «Викинг»… Нам нужно выпускать хотя бы десять таких фильмов в год, а мы снимаем (за исключением Года кино) в лучшем случае два-три. Нужна реклама, продвижение - и это деньги иногда сопоставимые даже с бюджетом самого фильма. И наступает разрыв: есть хорошая картина, но режиссер не может донести ее до зрителя. Подобной субкультуры, какой было когда-то рок-движение, у нас в стране сегодня нет. Меня несколько раз уговаривали снять продолжение «Рока». Я не стал. Ничего нового не скажу, и к тому же эти люди мне сейчас не так интересны. Вот тогда были интересны. Очень! Ведь я делал фильм не про музыку, а про них самих, и мне было любопытно, как они живут, о чем думают... А вот что я действительно в последнее время хотел, так это снять картину о замечательном режиссере Петре Наумовиче Фоменко. Но не успел – он умер. Кстати, Фоменко не пускал меня на репетиции. Так и сказал: «Не пущу!». «Почему?! – удивился я. – Мне же только посмотреть, даже без камеры». А он ответил: «Да они тогда перестанут играть – будут думать, как вам понравится, чтобы вы сняли их в кино». Наше кино с производственной точки зрения давно вышло на европейский уровень. Мы уже способны делать вещи сопоставимые с Голливудом. Тогда почему Голливуд «давит» наш кинопрокат? Да просто американцы умеют снимать интересное кино! Одна из наших бед – мало хороших сценаристов, а следовательно, интересных жанровых сценариев. Я сейчас не говорю о фестивальных фильмах. Американский кинематограф силен именно средним жанровым кино. А талантливых картин у них примерно столько же, сколько и у нас. Когда я снимаю свои фильмы, я не думаю о том, кто именно будет их смотреть, – рассчитываю на всех. Об аудитории у нас думают прокатчики. Страшные люди! Четыре раза в год директора кинотеатров и крупных кинопрокатных сетей съезжаются на кинорынок. И вот они смотрят, а затем говорят: «Да это бесполезно! Это не пойдет!». В итоге из восьмидесяти фильмов, которые производят сегодня в России в год, только порядка двадцати пяти выходит в прокат. Хочешь заработать – ориентируйся на Северную Америку. Она более семидесяти процентов мировых сборов дает. Сами же они по триста фильмов в год снимают. Для американцев поход в кинотеатр – привычка. Они не думают: смотреть – не смотреть, а может, вообще скачать из интернета… Просто идут и все. У нас такого нет. Было, а сейчас нет. Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|