#Яесть: Синдром выученной беспомощности04 сентября 2019, 07:37Я понимаю, что каждая тема, которая поднималась, была важна в тот момент. Любая из колонок – мой опыт. Иногда болезненный. Листая страницы (вспоминая прошедшее), прислушивалась к себе – отзовётся ли что-то. Порадовалась. Большая часть превратилась в воспоминания, стала белыми полосками шрамов на коже. Все было не зря. Писать, чтобы исцелиться, - работает. Неужели так просто? А что дальше? Я поднимаю и опускаю плечи, чтобы понять, где ещё болит, что ещё не пережито. Нахожу. Есть тема, в сторону которой я ещё пристально не смотрела. Знала ли, что она есть? Конечно. Касалась ли её? Опосредовано. Может пришло время? Вероятно. Начну с прелюдии.Кажется, я уже рассказывала тут о четырёх вариантах взаимоотношения с миром. Повторение – мать учения. Лишним точно не будет. Представьте Декартовы координаты. Если не помните, то две пересекающиеся оси. Вертикальную назовем «Я», горизонтальную – «мир, в котором я живу». В каждом из четырёх квадрантов* будет зашита самооценка и имеющееся отношение к людям. Меньше всего народу живёт в правом верхнем. Счастливчики. У них нет вопросов и претензий к себе, и они довольны миром и людьми, с которыми живут. Некоторым везёт – сразу рождаются тут и несут счастье знание по жизни. Ими либо восхищаются, либо ненавидят. Многие стремятся в этот квадрант, мало кто доходит. Большинство живёт (по моим скромным наблюдениям) в правом нижнем и левом верхнем. Правый нижний – ощущение «я какой-то не такой, а жить приходится среди полубогов с серебряной ложкой во рту». Левый верхний – таксист из «Брата» и «Брата-2». В чужом глазу – грязная, мерзкая, заражённая всеми болезнями мира соринка. В своём – стильное бревно из дерева благородной породы, прекрасно дополняющее образ. Остаётся ещё один квадрант. Тот самый, куда смотреть не хочется. Я поняла, кто живёт в нём. Жертвы. Но не те, которые плачутся и жалятся на любом углу. Другие. Они просто выживают в условиях, в которых и выживать-то нельзя. Фраза «Жизнь – боль» - про них. Боль эта - бесконечная. Синдром выученной беспомощности случайно открыл в 1966 году Мартин Селингман. Он планировал повторить эксперимент Павлова, но вместо еды использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог думал, что сформирует страх в ответ на звук. Одни источники говорят, что тренировался учёный на крысах, другие - на собаках. Животных поделили на две группы и поместили в клетки. Одна группа могла остановить удары током, нажав на рычаг, вторая - не имела доступа к спасению и была вынуждена терпеть. Дальше животные второй группы стали проявлять признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность, даже когда дверь была открыта. Попыток сбежать не делали. А первые искали рычаг и не останавливались, пока не находили путь к свободе. Грустная история. Переносим на человеческий контекст и получаем картинку красками в тёмных тонах. Синдром выученной беспомощности - убеждённость в собственном бессилии и неотвратимости худшего. Человек при этом может обладать всеми ресурсами, чтобы решить проблему, но не осознаёт этого. Говорят, так воспитывают слонов. Слонёнка привязывают цепочкой, чтобы он не убежал. Затем животное вырастает, а цепь остается прежней. Но слону даже в голову не приходит её разорвать. Слишком хорошо усвоен урок. Или другой пример. Помните, как в фильме «Побег из Шоушенка» герой Мартина Фримена отпрашивается в туалет у менеджера? Он уже не заключённый, может ненадолго отойти в любой момент, но не делает этого без разрешения. Это она – выученная беспомощность. Когда тело помнит, что по-другому нельзя. Если по-другому сделаешь, станет ещё хуже, чем было. Мне выученная беспомощность в одном из контекстов жизни передалась по наследству. Осознала её совсем недавно. Однажды у мамы в юности не получилось поступить в университет. Вернее, поступить получилось, химия была её любовью, но мои бабушка с дедушкой считали, что кормить взрослую девку они не обязаны. Семьи бывают очень разные. Мама забрала документы, а потом с грустью рассказывала эту историю. Мы слушали и впитывали как стратегию жизни из лояльности к родовой системе. Наверное, пришло время тут поставить точку и жить так, как хочется, а не как научили. На заметкуПредупреждён – вооружен. Синдром может сформироваться в любом возрасте. Среди частых причин – продолжительные болезни, тюремное заключение, плен, безработица, неудачные попытки устроиться на работу, отказы без объяснения причин, непостоянные в реакциях начальники или партнёры. #ВашКоучПоЖизни Татьяна Павлова *Квадрант плоскости — любая из 4 областей (углов), на которые плоскость делится двумя взаимно перпендикулярными прямыми, принятыми в качестве осей координат. Вернуться назад |
|
|