#Яесть: Обратная связь21 мая 2019, 10:26В голову начали закрадываться разные мысли. Прямо как в анекдоте про Пятачка и Винни-Пуха, который ни с того ни с сего молчащего саданул своего друга по голове лопатой со словами «Мало ли что там у вас, свиней, на уме». Наука об управлении сложными динамическими системами и процессами – кибернетика – даже возвела обратную связь в ранг закона: без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация управления ими на научной основе. Но у людей сложились очень странные отношения с обратной связью. С одной стороны, мы без нее жить не можем и придумываем себе различные способы ее замены. Например, «молчание – знак согласия», «кто не спрятался – я не виноват» и др. А с другой… Вот положа руку на сердце – получать ее страшно. Вся обратная связь, которую мы получали, была исключительно в формате критики. Если везло, она была мягкой, но чаще наоборот. Помните, как Анатолий Рыбаков в «Бронзовой птице» (привет, советское детство) рассказывал про самохарактеристики? Нет? Вуаля: комсомольца обсуждали на собрании ячейки, где каждый мог выступить. Рассказать про достоинства и недостатки (в основном, конечно, про них). А тот, про кого говорят, должен молчать. Надо слушать товарищей и исправляться. Иначе в следующий раз еще больше раскритикуют. Процедура, как понимаете, не самая приятная. Больше всех не везло тем, кто стоял в начале списка. В общем, с начала двадцатых прошлого века в восприятии мало что изменилось.
Однако там она теряется с катастрофической скоростью (я не беру в расчет «бирюзовые» компании, знаете про такие? «Бирюзовые» — «организации будущего» или «живые организации». Это успешные компании, в которых вместо менеджеров — коучинг и самоуправление, вместо KPI — цели и ценности.) Причины банальны – руководители не понимают значимости ОС, боятся обидеть сотрудника, не умеют да и некогда. О, текст просит еще один анекдот! «В крупной компании заказали исследования, посвященные обратной связи среди менеджеров. Интервьюеры в первый раз обошли сотрудников и задавали все один и тот же вопрос: скажите, даете ли вы обратную связь своим подчиненным/коллегам/руководителям? И каждый раз получали уверенное «Да!». Во втором туре вопроса интервьюер задавал всем один и тот же вопрос: «Скажите, получаете ли вы обратную связь от своих коллег?». Ответ тоже всегда был одинаков – нет, не получаю. Исследователи долго думали, как написать финальный отчет заказчику и, наконец, сформулировали его так: «Вероятнее всего, где-то на этажах скрывается счастливый сотрудник, которого мы, к сожалению, не смогли опросить. Именно ему все сотрудники компании дают обратную связь». Как подружиться с обратной связью? Начну с того, что она с вами не ругалась. Мы получаем обратную связь постоянно (кибернетику никто не отменял). Другой момент – она может не соответствовать ожиданиям.
Почему-то никто не догадывался о моих сокровенных желаниях. В отношениях это обязательно, в семье просто необходимо, в бизнесе – архиважно. Не знаете, как сказать, чтобы не обидеть, Google вам в помощь, моделей – завались. Пробуйте, примеряйте, находите то, что подойдет именно вам и вашему контексту. Второй момент, очень важный. Как только вы примите одну простую, но важную вещь, что не бывает неудач и поражений, а есть только обратная связь. Смотрите, как здорово! Все неудачи отменяются! Нет больше косяков. Есть только действия и результат. Хотите другого – делайте другое. Об этом еще Коко Шанель говорила. Думаю, к ней можно прислушаться. P.S. Дорогая редакция и уважаемый редактор, всегда признательна за обратную связь. Хоть ее и побаиваюсь. Постигающая искусство обратной связи, Татьяна Павлова #ВашКоучПоЖизни
Вернуться назад |
|
|