Очень страшное кино по-татарстански18 марта 2019, 09:44На сайте министерства культуры РТ ленту характеризуют как «настоящий прорыв татарстанского кинематографа». И далее продолжают: «Впервые картина, полностью созданная татарстанскими кинематографистами, будет показана на всей территории России, от Калининграда до Владивостока, а также за рубежом». Рискну сделать прогноз относительно реакции публики. Капитаны ОчевидностьЗеленодольская премьера отличается от премьер в любом другом райцентре – как-никак фильм сняли при финансовой помощи местного фонда поддержки и развития молодежи и спорта «Ника» и в декорациях зеленодольской деревни Большие Ачасыры. Для кинопоказа оборудовали концертный зал детской музыкальной школы, а в роли зрителей по пригласительным набрали разношерстную аудиторию: старшеклассники, учителя, руководители учреждений культуры, сотрудники исполкома… Кинопоказ начался с большим опозданием – съемочная группа по дороге в Зеленодольск попала в пробку. Тем обнадеживающе прозвучали слова режиссера «Водяной» Алексея Барыкина о том, что «удовольствие от просмотра все искупит».
Начало фильма как продолжение известной сентенции о том, что о Татарстане в России и мире мало кто знает. Поэтому в кино у нас надо долго и муторно сообщать зрителям разного рода банальности. Мы видим мальчика лет десяти, пишущего сочинение на тему «Как я провел летние каникулы». Летом мама повезла его и сестренку из Москвы в Большие Ачасыры, где умер ее отец.
Ликбезом занимаются и другие герои фильма. Жена дяди мальчика, к которому семейство приехало в Ачасыры, объясняет зрителю, что такое шамаиль, как держать Уразу-байрам, кто такой Тукай… Деревенский мулла рассказывает о водяной и прочих фольклорных персонажах и зачем-то вырезает их на досуге из дерева, что в принципе не должен делать мусульманский священнослужитель. Вдруг из маминой из спальни…Во время съемок Барыкину определенно не давали покоя лавры мастеров жанра хоррор. Несколько раз он пытается создать в фильме атмосферу саспенса, но получается у него это ходульно.
Будь звуки действительно страшными, а поведение героев естественным, подростки бы так не схохмили. В других эпизодах герои до смешного долго чистят зубы и жадными глотками пьют воду… Про воду – это, конечно, в тему. Жена дяди мальчика как-то неожиданно оказалась юхой. Я читал сказку об этом фольклорном персонаже в детстве, поэтому и без киношного муллы знаю, что юха сводит в могилу своих мужчин, ничего не ест, но постоянно хочет пить. Это она подсунула золовке гребень водяной, чтобы та ее утащила к себе в озеро. В концовке фильма дети необычайно легко закрепили гребень на голове юхи, водяная карикатурно медленно, вытянув руки вперед, идет на юху… Происходит что-то вроде взрыва, нечистая сила исчезают, а похищенная водяной мама живая и невредимая возвращается к детям.
В действительности они в фильме ведут себя как деревянные, говорят односложными предложениями и эмоционально абсолютно неубедительны. Сопродюсер «Водяной» Олег Сруров много говорил о спецэффектах – о том, как делались мостки, по которым водяная выходила из озера, а потом эти мостки «замазывали» на компьютере. Слушая его, хотелось сказать: «Посмотрите любой голливудский ужастик. Вот так это должно быть, либо не быть вообще!» Семейный подрядНа сайте kinopoisk.ru жанр фильма определяется как «детский, фэнтези». Я бы добавил третью позицию – комедия, что-то вроде американского сериала «Очень страшное кино», где обыгрываются ляпы популярных ужастиков и триллеров сезона. Из этих ляпов, малую толику которых я затронул в своем материале, и слеплена «Водяная». Не удивительно, что добрая половина зрителей после просмотра фильма покинули зал. От единственного некомплиментарного вопроса «во сколько обошлись съемки» Барыкин, по сути, ушел. Они де «не имеют право раскрывать конкретные цифры в течение двух недель после начала кинопроката». Что и говорить, удобная отговорка. Если «Водяная» провалится, в чем я лично не сомневаюсь, можно будет сослаться на скудное финансирование. Ну и в завершение о причине появления столь неудачного продукта. Барыкин не стесняется говорить с трибуны, что в «Водяной» он не только режиссер, но и автор сценария, сопродюсер и композитор. Его жена Марина – художник по костюмам, а дочка – исполнительница одной из двух главных детских ролей. Выделять деньги вот такому мало кому известному семейному подряду – это заведомый провал. Марат Набиуллин Вернуться назад |
|
|