Большое от Малого16 сентября 2019, 14:28Корреспондент «Вверха» отсмотрел все привезённые спектакли и утвердился во мнении о том, что классический репертуар, верностью которому славится Малый театр, актуален во все времена. Участь пенсионеровСпектакль «Дальше – тишина» (режиссёр Юрий Соломин) по голливудскому киносценарию Виньи Дельман заставляет задуматься над тем, для чего, собственно, нужны дети. Ответ не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. Дети - конечно, продолжение нас самих и доставляют массу положительных эмоций, но, принимая решение стать отцом или матерью, нужно руководствоваться и сугубо меркантильными соображениями. Об этом как раз сюжет спектакля. Барклей и Люси Купер по случаю золотого юбилея супружеской жизни собирает у себя дома детей. В разгар торжества Барклей сообщает печальную новость – дом, в котором они собрались, продан за долги и через неделю родители должны его покинуть. Он просит детей помочь с приобретением нового жилья, но те как-то вдруг сразу сникли и стали жаловаться на собственные финансовые затруднения. Посовещавшись, младшие Куперы всё же пришли к компромиссному решению: старший сын Джордж возьмёт к себе маму, дочь Кора – отца. Всего на три месяца. За это время сестра Нелли обязательно договорится с мужем и заберёт родителей к себе. Как легко можно догадаться, компромиссное решение ничем хорошим не закончилось. Старики мучаются от разлуки друг с другом и от того, что дети ими тяготятся. Узнав об интересе сына к приюту для престарелых, Люси сама изъявляет желание переехать туда. Что же касается отца, то его, поправки здоровья ради, отправляют в Калифорнию, где живёт так и ни разу не появившаяся в спектакле дочь Ада. Сюжет спектакля банален и предсказуем, персонажи Владимира Носика и Людмилы Поляковой (Барклей и Люси Купер соответственно) вызывают не только сочувствие, но и раздражение – об них ноги вытирают, а они только и могут, что произносить патетические монологи. Спектакль не показался мне скучным только благодаря великолепной актёрской игре и социальной канве происходящего на сцене. Дело в том, что старшие Куперы лишились жилья вскоре после того, как завод, где Барклей всю жизнь проработал бухгалтером, закрылся, и он в 75 лет остался один на один с женой и «нищенской пенсией». Вы понимаете, что ждёт нас, если мы должным образом не воспитаем своих детей?! Предсвадебные хлопотыНа гоголевской «Женитьбе» (режиссёр Юрий Соломин) обратил внимание на две вещи. Первое – классические постановки интересны отнюдь не только почтенным театралам. В зале было много молодёжи, и она встречала аплодисментами появление звезд Малого с тем же энтузиазмом, что и зрители среднего возраста. Второе – даже в самой хрестоматийной пьесе можно открыть новые для себя смыслы. Я всегда думал, что «Женитьба» - это спектакль о попытке женитьбы неуверенного в себе человека и ни о чем более. А нынче понял, что сюжетная канва в пьесе – частный пример общего состояния неуверенности, которая может сопутствовать человеку решительно во всем. С тем же успехом Подколёсин мог бояться подойти к начальнику с просьбой о прибавке к жалованью, а Кочкарёв (друг и антипод главного героя) решиться на развод. Кочкарёв, кстати, прямо говорит о своем разочаровании от брака в начале спектакля. В своём тексте Гоголь много раз обыгрывает состояние сильного порыва Подколёсина решиться на какой-нибудь поступок, быстро сменяющееся паническим отступлением. Той же логике следуют сценаристы «мыльных опер», да и вообще любого лёгкого кино, чтобы нагнать на потребителя нетерпение. «Ну что ж ты телишься?! Решись же, наконец», - с такими мыслями смотрел я спектакль, хотя прекрасно знал, чем все кончится. Великие тексты тем ведь и хороши, что нисколечко не приедаются. Ещё мне вспомнилась «Женитьба» в постановке Валерия Фокина. Спектакль показывали в Казани в июне 2017 года в рамках гастролей Александринского театра. Там, конечно, всё было интереснее – искусственный лёд на сцене, необычные образы второстепенных персонажей (в особенности Жевакина, передвигавшегося по сцене на тележке для безногих), атмосфера зимнего оцепенения, в которой жил Подколесин до прихода Кочкарёва… Но, впрочем, и на премьере соломинской «Женитьбы» было от чего от души посмеяться. Богатые тоже плачутМалый театр ещё называют Домом Островского – как-никак все свои 48 пьес великий драматург написал специально для Малого. Не показать Островского казанской публике было невозможно, вот только спектакль почему-то выбрали тот же, что и во время предыдущих гастролей – «Не все коту масленица» в постановке Виталия Иванова. Хотя в репертуаре театра есть также «Бешеные деньги», «Поздняя любовь», «Волки и овцы» и другие замечательные вещи. С другой стороны, оптимистичный финал этой пьесы Островского как нельзя лучше согласуется с sad ending первого гастрольного спектакля. По принципу: начали за упокой, а кончили за здравие. Главную мысль спектакля можно выразить фразой «любовь за деньги не купишь». Богатый купец Ермил Зотыч Ахов (актёр Виктор Низовой) считает иначе. Когда в финальной части пьесы он произносит свой монолог, он искренне не понимает, как это люди могут не лебезить перед ним из-за денег. Настолько вектор ценностей этого человека сдвинут на материальные блага. Он в ужасе от того, как повела себя Круглова - мать главной героини Агнии, к которой и сватался купец. «Я тебе даю деньги». – «Нет, мне они не нужны». До слёз просит – безрезультатно. Как известно, своих персонажей Островский не выдумывал. У каждого из них есть реальный прототип. Наблюдая за развитием сюжета на сцене, понимаешь, что люди, увы, не меняются. Как и во времена Островского среди богатых сегодня есть меценаты – их меньшинство – и есть те, для кого деньги являются самоцелью. При таком подходе человек в нравственном отношении деградирует. Обычные люди для него становятся сродни товарам – каждому можно назначить свою цену. А это на самом деле не так. Агния и её молодой человек Ипполит, работающий приказчиком у Ахова, нашли в себе силы твёрдо заявить, что есть вещи поважнее денег. Давайте и мы будем помнить об этом. Алексей Егоров Вернуться назад |
|
|