Аксенов-фест: с кем вы, мастера классов?05 сентября 2016, 19:08Только вот мастер-классов в программе почему-то нет. А ведь именно с их появлением Аксенов-фест обрел ценность в казанском литсообществе. Не в 2007-м, на официозном праздновании 75-летнего юбилея Василия Аксенова в оперном театре, а в 2008-м - в конференц-зале отеля «Ривьера», где Михаил Веллер и Михаил Генделев задали такого перцу местным прозаикам и поэтам, что разбор полетов впору было сравнивать с очистительной грозой. «Аксенов-фест-2008» знаменателен и тем, что на нем впервые состоялось вручение премии «Звездный билет», причем сразу двум казанским авторам - Анне Русс и Денису Осокину. Каждый из них получил денежные премии в размере 100 тысяч рублей и памятный знак: медную статуэтку в виде железнодорожного билета, «через дырки от компостера в котором видно звездное небо». Несколько смущало, правда, что в выборе жюри не было первооткрытия, ведь Русс и Осокин давно были лауреатами другой, более громкой премии – «Дебют». В 2009-м центральным событием фестиваля для литераторов Казани стало опять-таки не открытие Дома-музея Аксенова, а обсуждение текстов в отеле «Шаляпин», а точнее искрометный «вы не класс, а я не мастер» Дмитрия Быкова, плавно перешедший в задушевные посиделки под гитару в гостиничном номере с потрясшими его тогда местными молодыми поэтами - Геной Стечкиным, Олесей Балтусовой, Ангелиной Кузьминых, Айгель Гайсиной и Андреем Абросимовым. Тем не менее, Балтусова по итогам третьего феста гневно написала в ЖЖ: «Мастер-классы весьма халтурны ибо кратковременны. Толку от них нет. Для чего нужны фестивали, где внимание получают те, кто приезжает в провинцию из столицы? Их удостаивает вниманием пресса, им светят софиты, дается площадка для выступления. И не одна. Зачем? У мэтров этого много и в Москве (...) На Аксенов-фесте не дают слова казанскому поэту. А мэтры читают свои рассказы и стихи в Оперном. И уезжают надолго, будто навсегда, поблескивая нимбом». В 2010-м разразился бунт, осмысленный и беспощадный: Русс и Балтусова призвали молодежь и вовсе игнорировать Аксенов-фест. Только усилия энтузиастов позволили наполнить мастер-классы - не без понукания масс перспективой получения «Звездного билета». К тому же большой интерес вызывал тогда приезд Анатолия Наймана, литературного секретаря Анны Ахматовой, чуть меньший - уроженца Казани, президента Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-клуба Валерия Попова и кинорежиссера Вадима Абдрашитова. Все трое не разочаровали, а вот презентация неоконченного романа Василия Аксенова «Дети ленд-лиза» произвела удручающее впечатление. Надо сказать, в Казани Василия Павловича выдающимся писателем не считают. В цоколе дома-музея Василия Аксенова был открыт ресторан «Перекресток джаза», который со временем и «сожрал» Дом как музей, поскольку, заняв пространство, загнал мемориальную часть в крошечную комнату и отсек направление архивно-исследовательской работы. Впрочем, и сам Аксенов не желал увековечивания своей памяти в пыльных музейных стендах. Ну а далее мероприятие - с обретением Дома и его вдохновенного директора Ирины Аксеновой - укрепилось в найденном формате, год от года будоража казанцев громкими именами. Нельзя сказать, что все шло по накатанной. Фест постоянно разнообразил программу новыми мероприятиями - появились содержательные круглые столы, вечера татарской поэзии. Только вот желающих тратить драгоценное время на участие в мастер-классах становилось все меньше, и во многом тому способствовало исчезновение «Звездного билета». Не случайно на пресс-конференциях журналисты с упорным постоянством интересовались: когда наконец «обилетят» и кого? После 7-го Аксенов-феста под напором литературной общественности вопрос о возобновлении премии на совещании с мэром Казани Ильсуром Метшиным был решен положительно. Но вот оглашение итогов выбора жюри в феврале 2014-го многих потрясло. Лауреатами стали поэт Арутюн Овакимян и писатель из Санкт-Петербурга Евгений Бабушкин, который мало того что опять-таки был уже обласкан премией «Дебют», так еще и прославился произведением с глумливым названием «Жрать, бухать, бездельничать». Это был второй кризис в истории Аксенов-феста, не столь драматичный, как первый, но все же связанный с охлаждением к мероприятию некоторого числа его пылких приверженцев. Раздражал и толпо-элитарный подход организаторов к либерал-демократическому, по идее, начинанию – часть мероприятий на каждом фесте обязательно делалась закрытой, по спецприглашениям. А наше общество после 70 лет социализма как-то попривыкло к антииерархичности, равенству и братству. Между тем, если это кого-то утешит, ничего кроме скуки за хорошо сервированными столами на этих закрытых «вечерях» не происходило. В 2015-м «Звездный билет» предсказуемо вручили Яхиной, автору распиаренного, довольно неровного (зато идеологически востребованного) романа «Зулейха открывает глаза», лауреату премий «Ясная поляна» и «Большая книга». В рамках раскрутки, надо думать, весьма дорогостоящего совместного проекта журнала «Октябрь» и Союза писателей Татарстана «Антология новой татарской поэзии» «звездно обилетился» и 25-летний поэт Булат Ибрагимов. В этом году Аксенов-фест закрепит обретенную традицию диалога культур литературно-музыкальным представлением сборника В. П. Аксенова на татарском языке. Отдадим здесь должное деловой хватке, проектному мышлению и организаторским способностям главного редактора «Октября» Ирины Барметовой. И бог с ними, с мастер-классами. Творческая молодежь уже усвоила совет Веллера, данный еще восемь лет назад: «Писатель должен быть менеджером самому себе!» Полина Шершеневич
Мнение авторов колонок может не совпадать Вернуться назад |
|
|