«Вверхшифтеры выходного дня»: Архитектурный МЕМИмализмОбщество    19 марта 2021, 16:41
«Надо знакомиться», - подумал я в тот момент, имея в виду не только сами храмы, но и связанное с ними деревенское пространство. Вот только с чего начать? С учётом прошлого опыта и продолжительности светового дня зимой (дело было в первых числах декабря) запланировал первую поездку в село Большие Меми. Дальше него начинается Апастовский район, значит, остальные, более близкие цели, удастся посетить до того, как световой день станет совсем коротким. Кроме того, Большие Меми хотелось посетить уже потому, что летом мы были в Малых Меми. Везут же насМашину ловили на участке М-7 рядом с посёлком Залесный. Я говорю «ловили», потому что со мной был сын Герман. Стоило ему поднять руку, как перед нами остановился геодезист из Питера, работающий на строительстве платного автобана «Казань – Москва». Ехал он, конечно, не до Больших Меми, но больше половины пути мы с ним преодолели. Сели в машину, когда на улице дула метель с мокрым снегом, а вышли из неё при пасмурной, но безветренной погоде. Очередное поднятие руки, и мы уже в роскошном чёрном джипе. На передних сидениях – пожилая татарская пара из посёлка Ундоры в Ульяновской области. Женщина оказалась словоохотливой – принялась расспрашивать, кто мы и куда путь держим, попутно делясь информацией о себе. Среди прочего выяснилось, что у наших попутчиков есть сын военный, служащий по контракту в Сирии. Они как раз отвозили его в казанский аэропорт. «Помолитесь за Руслана (имя изменено), коли вы в храм едете», - попросила женщина и расплакалась. Так наша поездка приобрела новое значение – не просто экскурсия по малоизвестным местам, но и выполнить просьбу людей, которые нам помогли. Два километра от трассы, и мы у цели. Деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского с приделами в честь святого великомученика Димитрия Солунского и святой равноапостольной Марии Магдалины находится в руинированном состоянии. На фотографиях, выполненных прошлым летом, шатровое навершие церкви украшает купол. В сентябре его уже не было. Надо полагать, что в ближайшие годы храм либо окончательно рухнет, либо сгорит – такая участь постигла церковь Параскевы Пятницы в Ходяшево (Зеленодольский район). Груди или местоимение?Большемеминская церковь открыла свои двери для верующих в 1894 году. Инициатива по её возведению зародилась у воспитанников сельской школы братства святителя Гурия. Соответствующие средства выделил некий купец Савин. Про него в Интернете пишут, что был он старообрядцем и «видным деятелем своей эпохи», но ни на одном сайте нельзя даже найти его имени и отчества. Храм закрыли в 1941 году, но, как пишет краевед Артур Тумаков, разорили его только в 1970-е. Видеть когда-то красивый и многолюдный храм в разбитом виде всегда тяжело. Но если храм каменный, всё-таки есть надежда, что когда-нибудь его восстановят. В случае с деревянным постройкой на это надеяться не приходится. Единственное, что остаётся – это с помощью фотографий, видео и текстов вроде нашего сохранять память о храме для потомков. Отрадно, что через дорогу от церкви расположился новый молельный дом. Несколько слов о происхождении названия села. На этот счёт имеются две версии. Согласно первой, когда в XVII веке сюда явились русские, они спросили у чувашей: «Кто здесь живёт?», - и услышали в ответ: «Мы, мы!», произнесённое с чувашским акцентом как: «Ми, ми!». Пришельцы приняли услышанное за название некоей народности и окрестили этим ложным этнонимом местность. Вторая версия мне кажется более убедительной. «Меми» по-чувашски означает грудь, что соответствует холмистому ландшафту этой части Верхнеуслонского района. Что ещё надо знать о селе Большие Меми? Здесь родился и был похоронен Герой Советского Союза Аким Андреевич Гаврилов; занят на снегоочистительных работах самый древний гусеничный трактор, который я когда-либо видел; и используется вместо пугала манекен, водружённый поверх газовой трубы. На манекене – светоотражающий жилет, кисти рук у него оторваны, а страдальческий взгляд обращён в сторону М-7. Не иначе как редких туристов из Казани встречает. Заблудиться в трёх опорахНа М-7 вернулись в том месте, где трасса пересекает речку Меминку. Под опорами моста остановились перекусить бутербродами и попить чаю из термоса. Здесь надо сказать, что главной целью поездки было другое село – Егидерево. Тамошний храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» хорошо виден с дороги. От Больших Меми до Егидерево всего 14 километров в направлении Казани, но мы умудрились проехать больше… Подкрепились мы, значит, вышли на трассу и быстро застопили машину. Сидим, делимся впечатлениями с водителем и его подругой. Сын спрашивает, сколько нам ещё ехать. Я включаю приложение на телефоне и… Что такое?! Было 14 километров, а теперь уже 22! В общем, заблудились мы в трёх соснах или точнее в трёх опорах моста, когда отдыхали, и вышли на той же стороне дороге, что и раньше. Попутчики попались заботливые и, чтобы не высаживать нас прямо на трассе, довезли до ближайшей автобусной остановки. А это уже Апастовский район, деревня Большие Кокузы – 11 километров до Больших Меми и 25 до поворота на Егидерево. Но ничего, автостопная удача нам в тот день улыбалась. Не успел толком зафоткать новую локацию, как нас посадили к себе молодые ребята на заниженной девятке. Ехать, правда, пришлось в жуткой тесноте и под рёв динамиков, транслировавших какую-то татарскую попсу, ну так это автостоп, а не VIP-такси. Путь к БогуПо летописи (какой именно, в открытых источниках не говорится) в 1614 году выморочные, то есть оставшиеся без наследника, земли на реке Шаратке были переданы богатому служилому татарину Егидеру Азбердиеву. Когда позднее сюда стали переселяться русские семьи, они трансформировали имя первого владельца в сегодняшнее название села. У храма, который здесь находится, давняя история. Ещё в 1843 году в селе была построена деревянная церковь в честь Вознесения Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. К началу ХХ века церковь обветшала, и прихожане на сельском сходе постановили возвести новый храм в камне. В 1902 году строительное отделение казанского губернского правления утвердило проект храма работы архитектора П.М. Тюфилина. Строительство велось исключительно на пожертвования сельчан, а потому очень медленно. Закладка первого камня состоялась 4 мая 1906 года, а освятили новый каменный храм только в 1918-м. Изначальное название храма при этом изменили с Вознесенского на Скорбященский. Связано это было с тем, что в старой деревянной церкви хранилась особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1936 году храм по понятным причинам закрыли, а все его имущество вывезли и уничтожили. Замечательный образец псевдорусского стиля превратили в склад. «Были разрушены все 5 барабанов, - пишет Тумаков, - а иконы, которые были на кокошниках колокольни, сожжены. В таком вот духовном запустении храм простоял до 1990-х годов, когда новая приходская община решила его восстановить». Под барабанами, кто не знает, здесь имеются в виду округлые или многогранные верхние части храма, покрытые куполами. В Скорбященском храме проходят службы, но в наш приезд, увы, он был закрыт. Тем не менее, я получил истинное эстетическое удовольствие от осмотра храма с улицы. (Про сына не скажу – он в это время копошился в снегу.) Читатель может подумать, что я сознательно выбираю для своих поездок православные храмы. На самом деле, меня привлекает старинная архитектура как таковая. Так уж сложилось исторически, что в окрестностях Казани почти вся она связана с русской деревней и, следовательно, православными культовыми сооружениями. А так, конечно, в планах есть и мечеть в селе Нижняя Береске Атнинского района, и памятники гражданской архитектуры в Верхнеуслонском и Камско-Устьинском районах. Просто диву даёшься, как много ещё примечательного и неизведанного в нашей, в общем-то, небольшой республике. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|