Учиться за границей: Это что, бизнес-центр?Общество    28 августа 2017, 13:56
Надежда Елькина, ювелир и мать двух девочек, полтора года назад вслед за мужем переехала из Казани во Вроцлав (Республика Польша). Накануне 1 сентября, специально для «Вверх» она рассказала о макаронах с творогом, отсутствии дневников и других «странностях» польской школы. С этого года, в связи с реформой образования, в польской начальной школе учатся восемь лет. До этого было шесть. Другое нововведение – ликвидация гимназий. Вместо них выпускники начальной школы смогут выбирать между техникумом, лицеем, – это для тех, кто нацелен поступать в вуз, - и специальными школами. Всем родителям разослали письмо от министра, целых сорок страниц, где объясняется: «Гимназии были призваны выровнять шансы учеников на дальнейшее образование, но они со своей ролью не справились». Женька пойдет в шестой класс, в ее параллели три класса, а в параллели первоклашек – восемь. В 2009-2010-х годах здесь был демографический бум и как раз эти дети сейчас идут в школы. Мне кажется, реформа тоже связана с этим. Та система, которая сейчас демонтируется в Польше, существовала с 1999 года. С первого по четвертый класс основные предметы в классе ведет один учитель. Но это не обязательно классный руководитель. Наша классная, например, работает в школе психологом. Школа очень помогает с адаптацией. С Женькой индивидуально занимались по польскому языку, истории, математике, английскому… То есть по всем тем предметам, по которым учителя видели, что ребенок не тянет. Больше полугода она ходила на дополнительные занятия. Это все бесплатно, входит в программу адаптации мигрантов к польской школе. Система выстроена так, что дети почти все делают на уроках, домашних заданий очень мало. Это освобождает уйму свободного времени. После занятий ребенок может посещать огромное количество кружков в той же школе – рисования, конного спорта, исторические, языковые кружки, бассейн… Все, что душе угодно. Плюс есть молодежные дома культуры. Они к школе отношения не имеют, но специальный человек из МДК может забирать детей из школьной продленки на занятия, и потом приводить обратно в школу. Если подписываешь договор с МДК, то занятия там, как и в школьных кружках, бесплатные. Школа обязана принять ребенка по месту прописки. Я когда пошла устраивать Женьку в школу, даже визы не имела, – она кончилась, – только документ о прописке (для его получения достаточно договора аренды жилья), паспорт и справку из казанской школы о том, какой ребенок окончил класс и с какими оценками. А вот с садиками, поскольку их очень мало, проблема большая. Предпочтение отдается полякам, тем, кто живет рядом, инвалидам. У нас такая ситуация, что мы с младшей (4 года) не попали в государственный садик, и будем искать частный, а это дорого. Учебники, рабочие тетради, не просто тетрадки в клеточку, а с впечатанными заданиями, предоставляются школой. Форма свободная, можно ходить в чем угодно. На праздники, линейки, желательно, но не обязательно приходить нарядными. Школьное питание тоже по желанию.
Сюда входит первое, второе, десерты, фрукты. На нашу еду это совсем-совсем не похоже. Ребенок берет суп, а потом еще добавку. Я спрашиваю: «Из чего был суп?» – «Не знаю, мама, я не поняла, но он был очень вкусный». Из второго, что мне понравилось, макароны с творогом и черничным соусом. Абсолютно нет деления школ на массовые и элитные. Я сначала не могла поверить, что мы попали в школу, в которую ходит Женька. Она очень круто выглядит и она огромная. Украинцы, с которыми мы общаемся, спрашивают: «Это что бизнес-центр?» – «Нет, это школа». Конечно, не все школы такие красивые, некоторые расположены в немецких довоенных зданиях, но внутри они тоже отлично оборудованы – компьютерные классы, игровые, спортивные площадки, электронные доски... Казанские друзья спрашивали меня, как в школе с дисциплиной? Есть ли второгодники? Я к Женьке. Она говорит: «Знаешь, я не видела ни одного хулигана в школе за целый год. Не знаю такого случая, чтобы человека оставили на второй год». Я бы сказала, это общий культурный уровень.
Мальчики что-то не поделили, покусали друг друга, одной девочке проломили голову, кинув в нее огромную линейку… Это было в порядке вещей. Здесь я не видела ни одного ребенка, который бы курил возле школы, не видела драк, хотя я каждый день забирала Женьку после занятий. На школьные нужды в начале года мы сдали 42 злотых. Это на ксерокопии. Собирает деньги в классе специальный человек, выбранный из числа родителей. Классный бухгалтер – так можно перевести ее роль. Она ведет бухгалтерию в электронном виде и высылает нам таблички, где видно, кто, сколько сдал и у кого какая задолженность. Кроме бухгалтера есть родительский совет из двух человек и еще самих школьников выбирают для участия в школьном самоуправлении. Там целая предвыборная кампания по этому поводу разворачивается. Все как положено: кандидаты представляют свои программы, вывешивают плакаты в рекреациях школы, проводят агитацию. Дети голосуют за кандидатов тайным голосованием. Также тайным голосованием дети решают на классном часу разные вопросы: куда лучше пойти - в театр или в батутный центр, на какую благотворительную цель потратить выручку от проведенной ярмарки. Насчет дисциплины вспомнила один случай. Ученики сдавали листы с заданиями, у них там какая-то игра была, где нужно было польские слова написать. Приезжий ребенок, по-моему, украинец, написал польское слово неправильно. И кто-то из поляков над ним посмеялся. На родительском собрании классная не сообщила, чью работу обсуждали, кто именно посмеялся, она только сказала, что смеяться нехорошо, потому что ребенок, который написал неправильно, пока плохо знает польский, но старается изо всех сил, учится, и поэтому это вовсе не смешно. А вообще дети очень дружелюбные. Женька повредила руку, ходила вся забинтованная, не могла ничего делать, и весь класс таскал ей по очереди портфель. Помогали завязывать ботинки, складывать учебники… Дети здороваются со мной на улице, в школе, хотя я их почти не знаю. Средняя зарплата учителя в государственной школе – 4233 злотых, в частной – 3152 злотых. Разница складывается из субсидий, поощрений за участие детей в конкурсах, каких-то проектах. Сразу после вуза учитель получает 2470 злотых. Минимальная зарплата – 2000 злотых. От стажа зависит – чем больше работаешь, тем больше получаешь. От уровня учебного заведения, то есть в техникуме зарабатывают больше чем в начальной школе, а в вузе больше чем в техникуме. В прошлом году дети постоянно жаловались родителям на одну из учительниц. Вернее, на ее уроки. Приходила Женька и говорила: «Знаешь мам, что-то такой скучный урок, так скучно на нем сидеть». Незадолго до каникул этот вопрос обсудили на собрании. Тут же написали заявление, вызвали директора и эту учительницу. Вопрос стоял так: «Почему детям на ваших уроках скучно? Из-за этого у них снизилась успеваемость». Учительницу обязали поменять методику, а директор пообещал следить за тем, как она с этим справится. В школе нет дневников. Оценки записывает классный руководитель и показывает только родителям. Ребенок своих оценок вообще не знает. Ему могут сказать «молодец», а могут вообще ничего не сказать. У детей в конце тетрадки есть вкладыш, где они должны выставлять самооценку. Вот я ответил на уроке, сколько бы я себе сам поставил. Это для психолога нужно. Дети здесь могут работать в любом возрасте. У Женьки в классе есть несколько детей, которые работают по разрешению родителей. Одноклассница занимается танцами и работает в труппе оперного театра.
Часть выручки принято отдавать на благотворительность, а остальное забираешь себе. Никаких налогов дети не платят. На занятия по физкультуре приходят олимпийские чемпионы и просто профессиональные спортсмены: регбисты, баскетболисты, волейболисты… Они даже с детьми товарищеские матчи проводили. За каждый приезд в школу, например, на самокате, скейте, роликах, ему дают в школе наклейки. Класс, который набрал больше всего наклеек, за счет школы направляют на спортивные мероприятия. Здесь, правда, нет лыж, но в остальном здесь учат играть почти во все виды спорта. Парты в классах, в основном, на одного человека, особенно в старших классах. Но бывают и большие столы, и парты на двоих. Дети могут вообще на полу сидеть. Такого, чтобы тебя посадили, и так ты и будешь сидеть на всех уроках, нет. Подготовил Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|