Студенты пенсионного возрастаОбщество    18 мая 2017, 12:23
Сегодня в Татарстане количество пенсионеров составляет около 1 миллиона ста двадцати тысяч человек, и их рост ожидается как минимум до 2020 года. А что делать людям, которые хоть и вышли на пенсию, но в силах сделать что-нибудь полезное, как для общества, так и для себя? Корреспондент портала «Вверх» разузнал, как за счет сарафанного радио можно раскрутить специализированное учебное заведение, и почему у пенсионеров возникают проблемы с заповедью Ленина – «Учиться, учиться и еще раз учиться». Политологию заменили на философию В этом году в Татарстане свое десятилетие отмечает Университет третьего возраста. Учебное заведение базируется при отделении Пенсионного фонда России по Республике Татарстан. Его учредителями стали Союз пенсионеров, отделение ПФР по РТ и Казанский государственный университет. Университет, как и положено, имеет свои филиалы по республике и полноценные отделения. Также является частью Федеральныого проекта "Единой России" "Старшее поколение".
«Чему же в нем можно обучиться», - спросите вы? В каждом районе – по-разному. В Казани, к примеру, действует сразу 15 образовательных программ, начиная с экономики и права и финансовой грамотности, заканчивая обустройством сада, дизайном, вокальным пением, танцевальной терапии, а так же на пенсии можно разучить татарский и немецкие языки. - Все мы живем, с вами в современном мире понимая, что нужно больше знаний, чтобы в нем можно было комфортно существовать, - говорит председатель Правления татарстанского отделения Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" Любовь Мишина. Она стояла у истоков университета. – Что и как меняется сегодня, что меняется в законодательстве, что пенсионер получит или потеряет в результате всех этих изменений – все это можно узнать на факультете правовых знаний. Какие только темы не обсуждаем на этих занятиях: и проблемы ЖКХ, и проблема наследственности. Откуда пенсионер может знать тонкости, если раньше с этим не сталкивался, а там очень много спорных вопросов.
К примеру, откуда мне знать про медицинское страхование или социальное обеспечение? И я подумала, что людям так же не достает этих познаний. Поэтому первые три факультета, которые появились в учебном заведении – это обучение компьютерной грамотности, психология, а так же экономика и право. До сих пор эти факультеты действует и очень востребованы среди студентов». Университет меняется так же быстро, как меняются предпочтения самих его слушателей. К примеру, за 10 лет своего существования исчез факультет политологии. Видимо, «закормили» с телевизора всевозможными политическими ток-шоу, факультет перестал пользоваться спросом. Зато на его месте появился факультет философии, который так же не пользуется спросом. - В этом году впервые финансовую грамотность начали преподавать, - говорит Мишина. – И люди еще до начала приемной компании подходят ко мне и интересуются, будут ли по этому направлению лекции и в следующем учебном году, многие хотят записаться. Почему Университет «пролетает» мимо госзаказов? Мишина вспоминает, что когда 10 лет назад организовывали первые вводные курсы, было опасение, что вообще никто из пенсионеров не придет. Однако, зал, рассчитанный на 200 мест, был заполнен чуть больше, чем наполовину. Сегодня им не хватает и тысячного зала, чтобы вместить всех выпускников за год. В прошлом году студентами Университета по всему Татарстану стал 8451 человек, и обучение длилось с октября по май. - Когда мы начинали заниматься, надо мной посмеивались. Дескать, чего ты задумала на старости-то лет, зачем тебе это надо. А потом, когда их коллегии по свободному времени препровождения стали свободно сидеть в интернете и соцсетях, по Skype общаются с родственниками в других городах, да в конце концов оплачивают квартплату не стоя в очереди на почте, а через портал госуслуг сидя за компьютером, уже стали относиться к учебе совсем по-другому. Сейчас уже никто с насмешкой не смотрит, менталитет поменялся». По словам Мишиной, за последние 10 лет портрет пенсионера очень сильно изменился. Люди больше нацелены на свою самореализацию, на то, чтобы научиться чему-то новому. Учитывая, что рекламы, Университета нет ни на каких телевизионных каналах газет и радио, количество желающих стать студентом постоянно растет. Работает старинное «сарафанное» радио, люди делятся полученными навыками и своими преимуществами, однако, мест в учебном заведении для всех уже не хватает. - Я думаю, мы могли бы обучить и 10 тысяч человек в год, но нужны дополнительные учебные площади, компьютеры, преподаватели, - сетует Мишина. Почему вузы не хотят нами заниматься? Хотя у них есть помещения, и компьютерные классы. Всегда можно организовать, скажем, тот же один класс по компьютерной грамотности, можно было бы выделить одного продвинутого студента, тут тебе и связь поколений. Мы сотрудничаем с Федеральным университетом, с медицинским университетом, с институтом культуры, в Зеленодольске есть партнеры. Но этого недостаточно.
Мы ставим этот вопрос постоянно. Мне кажется, министерство образования Российской Федерации должно принять определенные поправки в законы, потому что если вы внимательно прочитайте закон об образовании, то там закреплен принцип образования в течение всей жизни. Есть допобразование для школьников, для студентов, а для пенсионеров где? Никаких документов и оснований нет. Как некоммерческая организация мы имеем права участвовать в госзаказах на услуги. Когда мы начинаем говорить об этом, в том же Министерстве образования РТ, что мы осуществляем образовательные услуги, в ведомстве нам заявляют, что нам не могут предоставить такое право, потому что у нас нет лицензии. Для того чтобы получить лицензию, нужно иметь помещение, профессорско-преподавательский состав, постоянный источник финансирования. Значит, мы не можем идти по линии образования. Идём в Министерство труда и социальной защиты РТ. Говорим, мы же социально адаптационные услуги осуществляем, мы включаем пенсионеров в современную жизнь. В ведомстве открывают стандарт социального обслуживания, там таких услуг нет. То есть мы опять «пролетаем» мимо госзаказа. Значит, нужно менять законодательство, чтобы признавать нашу форму образования. В стране довольно много таких университетов. Народные школы, народные университеты, универ золотого возраста… Порядка 600 по всей стране. И мы со страхом ожидаем новый учебный год, когда придет столько абитуриентов, что не всех сможем принять. И в таких случаях бывает очень обидно. Я и маляром бы стал, кто меня научит? Еще, по словам председателя общества, пенсионерам реально не хватает каких-то прикладных курсов, полученные знания в которых можно было использовать здесь и сейчас.
Хорошо, хоть в этом году минтруда РТ впервые такую программу начали реализовывать как дополнительное профессиональная подготовка пожилых граждан по рабочим профессиям. Я думаю, это будет иметь популярность. По словам Мишиной, действительно большой процент пенсионеров после окончания Университета устраиваются на работу, тем более, если студент удачно сдает экзамены, ему на руки выдается сертификат о том, что он прослушал курс лекции по такой-то программе. Так что это действительно является хорошим подспорьем к пенсии. Самым популярным факультетом, естественно, является компьютерный. Как и в обычном вузе, тут тоже есть своя «физра» - факультет здоровья и долголетия, где читаются лекции и есть практика в виде упражнений в спортивном зале. Но, несмотря на то, что ажиотаж вокруг этих занятий большой, есть определенные ограничения: без медицинской справки студент не допускается. За время существования Университета образовалось как минимум две пары, которые решили узаконить свои отношения. Может было бы больше, но на занятиях катастрофически не хватает пенсионеров. По какой-то причине, пенсионерки больше желают обучаться. - Конечно, на первом месте для студентов пенсионного возраста стоит получение новых знаний. А на втором - это общение. Не так просто найти единомышленников в таком возрасте, и Университет помогает им в этом. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|