Олег Шатов о самых опасных водителях, женщинах за рулем и отсутствии единой методики обучения в автошколах

Интервью    28 апреля 2018, 09:23
Олег Шатов о самых опасных водителях, женщинах за рулем и отсутствии единой методики обучения в автошколах
Директор казанской школы высшего водительского мастерства, автожурналист Олег Шатов в пресс-клубе портала «Вверх» назвал основные проблемы современных автошкол и назвал самую опасную категорию водителей

По мнению собеседника, чтобы действительно безопасно водить автомобиль, водителю приходится обрабатывать море информации. И на разговоры по мобильному телефону времени уже не должно оставаться в принципе. Он также признался, что женская манера управления автомобилем все же существует.

— Госавтоинспекция подготовила изменения в правила прохождения экзамена по вождению. Предлагается объединить практические этапы «Площадка» и «Город» в одно испытание для будущих водителей. Что вы об этом думаете?

— Ничего страшного я пока в этом не вижу. Идея хорошая, но вопрос — как это все реализуется на практике. В принципе я согласен, что кандидат на получение водительского удостоверения должен ездить не на площадке, а в реальном городе, и выполнять требования, которые предъявляются ко всем водителям.

Парковаться он должен между автомобилями на узенькой парковке, а не в квадрате 9 на 3 метра, который предлагается на экзамене в ГАИ. Ну и маневрировать в узком пространстве не между нарисованными полосочками с какими-то фишками. Вопрос — в качестве подготовки, чтобы будущий водитель все это умел делать.

Как автолюбитель я обращаю внимание, что подавляющее большинство инструкторов автошкол учат водить автомобиль по проспектам города со скоростью 20 км в час по средней полосе, что мешает окружающим на дороге.

Почему начинающих водителей не учат ездить на тех скоростях, на которых они будут ездить в дальнейшем? Человек, получив права, выезжает на дороги. И начинает всем мешаться. Люди начинают ему мстить, подрезать.

— Какой вы представляете идеальную систему обучения в автошколе и каким должен быть экзамен?

— Должна быть определенная система. Инструкторы должны работать в одном ключе, а то сейчас получается — кто в лес, кто по дрова. Само вождение каждый инструктор преподает по-своему.

В итоге преподаватель в автошколе учит одним технологиям проезда круговым движением, инструктор говорит: «Ты его не слушай. Он теоретик, а я практик, и я тебе лучше расскажу». И он учит еще двум технологиям: одной для экзамена, а другой — для жизни.

А когда человек, сдавший на права, садится за руль своего автомобиля, и сажает рядом друга или соседа для подстраховки на первых порах, сосед говорит, что круги надо проезжать по-другому.

И у человека каша в голове — четыре способа проезда кругового движения, из них ни одного правильного. Так что проблема есть: в автошколе одно, на экзаменах второе, а в жизни вообще по-третьему.

Нет единой методики, технологии, нет единых приемов управления автомобилей.  И инструкторов не обучают тем знаниям, которые они и  должны передавать своим ученикам.

Что касается экзамена, то мы не в силах повлиять на этот процесс. Но мне кажется, человек должен ехать в потоке с той скоростью, с которой ему надо будет ездить по городу. Он не должен мешаться окружающим, но должен уметь уверенно перестраиваться в потоке, развернуться, припарковаться. Он не должен создавать окружающим помехи на дороге, а должен влиться в поток.

Невозможно сразу всему научить в автошколе. Научился, получил навыки — надо их отточить. Знания и худо-бедно умения должны давать в автошколе, навыки надо развивать в дальнейшем, а опыт — это уже время. Хотя бы год человек должен проездить за рулем, чтобы развиваться дальше. Чудес не бывает.

- Какие водители, на ваш взгляд, представляют наибольшую опасность?

— Самая опасная категория водителей — со стажем около двух лет, когда они якобы уже профессионалы, пальцы веером. Тогда и приходит чувство ложной самоуверенности.

— Кто приходят в вашу школу?

— Либо те, кто пока боится сесть за руль или те, кто чувствует себя неуверенно за рулем. Они приходят к выводу, что надо чему-то учиться. Кто-то мужественно продолжается учиться самостоятельно методом собственных проб и ошибок. Приходят водители, которые уже несколько лет за рулем, но происходит авария…

Однажды к нам пришел молодой человек с двухлетним стажем. Он поймал две крыши (дважды перевернулся). Есть категории, которых приводят насильно. Есть люди, которые дошли до уровня осознанной некомпетентности.

— Чем обучение у вас отличается от учебы в обычной автошколе?

— Всем. Обычный водитель управляет автомобилем на 1,5 - 2 процента. То есть 1,5 - 2 процента знаний закладывают в автошколе.

Опытный водитель, который ездит уже несколько лет, управляет автомобилем на 5 процентов. Когда меня спрашивают, что же мы даем в нашей школе, я отвечаю: «Остальные 95 процентов».

По крайней мере, стараемся. Если уровень человека после нашего обучения дойдет до 10 - 15 процентов, уже будет здорово.

Не надо строить иллюзий. Такая составляющая, как опыт — это, прежде всего, фактор времени. Мы даем знания, новое понимание. Но так, чтобы через пять дней человек стал другим, — такого не происходит. Сначала ломка происходит в голове, а навыки приходят со временем, опытом. Через несколько лет человек начнет себя чувствовать по-другому.

Главное — мы даем толчок для дальнейшего развития. Мы ставим руки, показываем, как правильно крутить руль. Человек начинает интересоваться, как же правильно, пытается докопаться до истины.

У нас есть такая тема, как защитное вождение. Мы открываем человеку глаза, и он начинает по-другому смотреть на дорожное движение, меньше рисковать. Уровень его осознанного риска мы пытаемся перевести к уровню его реального риска. Человек, владея этим багажом, начинает меньше рисковать.

Как говорят наши друзья-англичане, водитель должен обладать незаурядным интеллектом. Чтобы действительно безопасно водить автомобиль, водителю приходится обрабатывать море информации.

На разговоры по мобильному телефону времени уже не должно оставаться в принципе. Информации в городском движении огромное количество, когда ты ее действительно видишь и перерабатываешь.

— Почему на дорогах нередко творится безобразие?

— Одна из причин — в отношении человека к вождению автомобиля. Многие считают, что это занятие, которым можно пренебречь. Я часто вижу, что водители за рулем держат в руках планшеты.

Или сегодня ехал — видел, что водитель едет и параллельно смотрит на какой-то чертеж. Этот человек точно думает не о дорожном движении. Отсюда мы и получаем проблемы.

— Казанских водителей часто ругают за манеру вождения. Представители из других регионов утверждают, что у нас очень невоспитанные водители. Так ли это по вашим ощущениям?

— То, что у нас в основной массе отвратительные водители — это правда. Хотя в Красноярске, где я недавно был, водители мне не показались особо вежливее. Поворотники там тоже не любят включать. А вот в Ханты-Мансийске даже водители люксовых иномарок поворотники включают.

На дорогах у нас происходит броуновское движение. Каждый сам за себя. Люди у нас не чувствуют себя винтиками единого часового механизма, который будет исправно работать, и тогда всем будет хорошо. Каждый едет так, как ему удобно и как хочется.

— Есть ли на ваш взгляд женская манера вождения?

— Честно говоря, есть. Не буду лукавить — сегодня же не 8 Марта. Есть отличия и в манере вождения, и в восприятии информации. Но всегда есть исключения, свои красавцы — как в прямом, так и переносном смысле.

— С девушками работать сложнее?

— Приятнее. Они намного скромнее в самооценке. Они кропотливо все записывают, что хотя бы говорит об ответственности. Они ответственно подходят к занятиям. Но иногда на практике что-то такое выкинут!

Женщины в принципе спокойнее и ездят спокойнее.

Типичное отличие мужской и женской манер можно проследить на моргающем зеленом. Мужчина в этом случае давит на газ, а женщина — на тормоз.

Но сотовыми телефонами, смсками в основном женщины балуются. Мужчины просто болтают, а женщины именно сообщения отправляют за рулем, а сзади еще ребенок сидит. А мужики торопятся куда-то, и параллельно пытаются решать какие-то дела.

— Существует мнение, что некоторым людям просто не дано научиться водить. Встречались ли вам такие?

— Я думаю, в любой области встречаются люди, которым просто не дано. Очень много было девушек, которые приходили и интересовались, были ли у нас случаи, когда человек был необучаем. Я отвечал, что были, но это был мальчик.

У нас реально был парень, про которого можно сказать, что ему не дано. Было страшно, что он может сесть за руль и поехать. Но мне кажется, он не сел.

У него были явные проблемы с головой. Девочки были тяжеленькие, но воспитуемые. Вопрос — сколько времени надо потратить на человека.

— При какой температуре надо менять резину на летнюю?

— Сегодня уже можно (смеется). Считается, что когда ночью температура ниже нуля не опускается, уже пора. Я уже давно «переобулся». Но рано утром и в тени соблюдаю особую осторожность.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

14.02.2019 «Если муж не спонсор, а жена не кухонный комбайн, то кто они тогда?» В День всех влюбленных хочется получить не только «валентинк»у, но и ответы на актуальные вопросы межличностных отношений. Особенно если в отношениях что-то не...
31.01.2019 Кто ругает Советский Союз, у того нет сердца, а тот, кто предлагает туда вернуться, у того нет головы Казанский музейщик Рустем Валиахметов создает филиалы «музея советского прошлого» по всему миру
20.12.2018 Быль о потерянном времени, или Есть ли у России шанс сделать «цифровой рывок» Пока чиновники обсуждали перспективы развития цифровой экономики в России на форуме «Открытые инновации» (Москва, 15-17 октября) IT-предприниматель из Татарстана...


Новости

19 февраля, 12:17 Для кондукторов и водителей автобусов в Казани проведут инструктаж по инициативе «Единой России» Казанское местное отделение партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выступило с инициативой дополнительного инструктажа водителей и кондукторов общественного транспорта...

18 февраля, 15:51 Казанский камерный оркестр La Primavera отправился в гастрольный тур по Европе В рамках турне музыканты из Казани дадут 12 концертов во Франции и Швейцарии

 

13 февраля, 16:14 В Татарстане стартовал кадровый проект «ПолитСтартап» «Единая Россия» объявила о втором наборе в кадровый проект «ПолитСтартап»

12 февраля, 15:38 Владимир Путин прибыл в Казань В рамках рабочей поездки он проведет в столице Татарстана несколько встреч

07 февраля, 10:37 Казанский благотворительный фонд «День добрых дел» открыл кабинет психологической помощи С февраля подопечные благотворительного фонда «День добрых дел» могут посещать кабинет психологической помощи

07 февраля, 10:35 Казань вошла в топ-3 российских городов для путешествия на День святого Валентина В среднем туристы бронируют поездки в столицу Татарстана на три ночи

05 февраля, 17:08 Асия Тимирясова: Этику должны соблюдать все Координатор федерального проекта «Единой России» «Новая школа» в Татарстане прокомментировала конфликтную ситуацию в школе №143 Казани

05 февраля, 12:17 Турчак: Шесть тысяч социальных проектов «первичек» «Единой России» претендуют на получение партийных грантов На конкурс общественно значимых проектов «Единой России» от первичных отделений Партии поступило шесть тысяч заявок по решению конкретных проблем людей на...

05 февраля, 10:43 Казанские школьники стали победителями региональных этапов всероссийских олимпиад по математике Казанские школьники стали победителями регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике, а также регионального этапа XI математической...

04 февраля, 12:56 «Единая Россия» против предложения Минэкономразвития об отмене ряда льгот для сельских учителей и врачей Свою позицию депутаты фракции Партии будут отстаивать при рассмотрении данной инициативы в Государственной Думе



© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх