Оркестр под вопросомОбщество    23 сентября 2021, 18:12Накануне камерный оркестр La Primavera открыл XXXIII концертный сезон. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, как дирижёр Рустем Абязов «эксплуатирует» детский труд дочери в своих целях, почему не будет привычного рождественского концерта, и почему вся надежда на президента… Семейный подрядФишкой сезона станет фортепианный марафон Pianooptimum. По словам художественного руководителя и главного дирижёра оркестра Рустема Абязова, в течение сезона в Казань будут приглашены пианисты, зарекомендовавшие себя не только на российских, но и на зарубежных сценах. Забегая далеко вперёд, в следующем году оркестр планирует сделать аналогичный сезон, но уже с духовыми инструментами. Учитывая ковидные ограничения, зал на открытии сезона был полон. Публика истосковалась по качественной музыке в исполнении La Primavera. На открытие пригласили молодого 31-летнего талантливого пианиста Филиппа Копачевского. Он лауреат более 10 международных конкурсов, обладатель специального приза международного конкурса имени Чайковского в 2019 году, солист Московской государственной филармонии, участник проекта «Звёзды XXi века». Особую популярность молодой человек получил в Японии, где часто выступал с гастролями. В Казани он исполнил Полонез As-dur («Героический») Фридерика Шопена, а затем вместе с оркестром сыграл Travel Notebook Алексея Шора. Этот американо-мальтийский композитор стал резидентом La Primavera на предстоящий сезон, поэтому произведения нашего современника мы услышим ещё не раз. «Если Шопен является романтиком XIX века, то Шор – романтик XXI века, – говорит Филипп Копачевский. – Получилась такая разнообразная романтическая программа». И это далеко не единственный сюрприз, который готовит маэстро Абязов к предстоящему сезону. 29 сентября оркестр приглашает посмотреть на юных талантливых исполнителей фонда Спивакова. Несмотря на то, что это совсем ещё 10-11-летние дети, выступают это уже вполне себе концертирующие музыканты. 12 ноября состоится концерт-презентация диска, выпущенного к 80-летию создания первого национального балета «Шурале». Примечательно, что обложку для него придумала и нарисовала 13-летняя дочка маэстро, которая учится в художественной школе. «В 6 лет она уже придумала очень интересного персонажа, но догадаться, что это Шурале, было невозможно, – говорит Рустем Абязов. – Поэтому на этот раз я поставил перед ней задачу, чтобы героя можно было распознать с первого взгляда. Когда рисунок был готов, появилось ощущение, что в обложке чего-то не хватает. И дочь срисовала меня, как будто мы ведём с Шурале разговор. Получилось очень неплохо. Я даже выписал ей небольшую премию за проделанную работу, чего девочка совсем не ожидала». К слову, традиционного для La Primavera рождественского концерта в этом году не будет, поскольку в Казань в рамках проекта Pianooptimum приедет дирижёр и руководитель музыкальной части театра Станиславского Феликс Коробов и армянская пианистка Нарэ Аргаманян. И по формату концерт будет далёк от рождественской тематики. И уже в следующем году состоится юбилейный фестиваль L’ARTE DEL ARCO, в рамках которого приедет оркестр Pratum Integrum, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Помимо этого на старый новый год состоится второе совместное шоу La Primavera и ВИА «Волга-Волга». Первый подобный эксперимент несколько лет назад на «Абязов-фесте» имел большой успех. «Шурале» на гастроляхОркестр сегодня востребован и по республике. Во-первых, начинается подготовка к фестивалю «Звёзды из Завтра», нацеленный на выявление молодых дарований со всего Татарстана. Во-вторых, благодаря новому проекту – Пушкинской карте, которая даёт молодёжи возможность бесплатно посещать культурные мероприятия, с 11 по 18 октября оркестр отправляется в тур по республике, чтобы доносить классику до масс. И выбран был очень оригинальный путь для этого. «Мы решили взять «Мелодии из мобильника». Суть программы в том, что юные зрители и их родители вживую услышат оригиналы произведений, мелодии которых они часто слышат в своих гаджетах. Многие и не слышали их в оригинальном исполнении, хотя знают мелодии по рингтонам и даже не задумывались, чья же на самом деле это музыка, и как она звучала в то время, когда была написана. Я думаю, многие будут удивлены», – рассказал маэстро. Естественно, не обойдётся без Моцарта, Вивальди, Баха и многих других. Но оркестр решил использовать этот тур «в своих целях» и приготовил второй концерт в каждом из городов. В первом отделении будет «Шурале», а во втором – музыка из кинофильмов. Сначала предполагалось, что по Пушкинской карте можно будет посетить только дневное выступление, но потом было принято решение, что попасть по государственной скидке можно на оба концерта, учитывая, что программа отличается. Музыкантам не «докладывают» денегLa Primavera всегда славился тем, что замечательно аккомпанирует солистам. И это не только мнение самих музыкантов, но и приглашённых гостей. К примеру, Филипп Копачевский после первой репетиции заметил, что как будто оркестр уже не первый раз играл с ним это сочинение. Хотя эта встреча была первой в жизни. От начала и до конца музыканты проиграли практически без остановок. И без повторов. Настолько было все слажено. «Большое удовольствие выступать с этим оркестром и с этим дирижёром, – признался пианист. – Это замечательный коллектив с разнообразным репертуаром. Это очень высокий уровень, потому что исполнение только на струнных инструментах всегда требует чрезвычайного внимания к каждому музыканту». Однако благополучие оркестра часто зависит и от состояния самих музыкантов. К сожалению, La Primavera не может сегодня обеспечить конкурентную зарплату для профессионалов, и происходит определённая текучка кадров. К примеру, на открытии сезона свой последний концерт в составе La Primavera провёл концертмейстер Джамиль Шарифуллин. Он переходит на новую работу в театр оперы и балета. «По всей видимости, оркестр никому не нужен, и он постепенно рассосётся сам собой, – с горечью замечает Рустем Абязов. – Конечно, по зарплате мы проигрываем оперному и Государственному оркестру». Загвоздка заключается в том, что повысить зарплату работникам культуры, которые являются бюджетниками, очень сложно. Республиканские власти вышли из этого положения, предоставив своим коллективам грант на творческую деятельность, который позволяет, в том числе, и премировать работников. La Primavera является муниципальным учреждением, у Казани, по всей видимости, денег на достойное содержание коллектива нет. В республиканский статус переводить его власти не захотели, дескать, у столицы Татарстана должен быть свой оркестр высокого уровня. Но как удержать музыкантов в такой ситуации? «Если честно, у меня опускаются руки, – признаётся Рустем Абязов. – Я трижды за 32 года своей карьеры возрождал La Primavera, и не уверен, что у меня хватит сил сделать это в четвёртый раз…» Через 7 лет после своего рождения оркестр получил официальный статус муниципального. И музыкантам уже не получалось совмещать свою работу и участие в La Primavera. Им нужно было определиться, либо оставаться на старом привычном месте работы, либо переходить на новое место в оркестр. Тогда Абязова выбрали только 50 процентов музыкантов. Следующий кризис наступил, когда государственному оркестру выделили огромный грант на развитие. La Primavera и тогда обновился наполовину, учитывая, что потеря одного-двух музыкантов для оркестра – это серьёзное ЧП. Что уж говорить о такой большой кадровой текучке… В 2012 году из ситуации помог выйти Президент Татарстана Рустам Минниханов, повысив зарплату вдвое. Сейчас у Абязова также вся надежда на главу республики. Он направил в администрацию письмо с просьбой о помощи. В противном случае, Казань может не досчитаться самобытного креативного профессионального оркестра. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|