Кино, которого больше нетОбщество    31 августа 2021, 09:56
Необычную экскурсию устроила дирекция «Время кино» в столице Татарстана по тем кинотеатрам, которых уже не существует. Корреспондент портала «Вверх» побывала на кинопрогулке и выяснила, как умерла киноплёнка, почему великие режиссёры любят снимать «по-старинке», и как можно бороться с пиратством с помощью квеста. Инструкция для безбилетникаЕсли вы где-то увидите, что дирекция «Время кино» устраивает экскурсию, немедленно записывайтесь и отправляйтесь в путешествие. Это будет оригинально, многослойно и очень интересно. В конце августа некоммерческая организация к всероссийскому дню кино провела свою вторую «вылазку» в город под названием «Казань уходящая. Кино, которого больше нет: локации, пленка, традиции». Экскурсия, которая была интересна всем возрастам и совершенно разной аудитории. Для начала актриса казанского русского ТЮЗа Елена Калаганова рассказала детям и подросткам, какие же кинотеатры существовали во времена их мам и пап. Одни получали новые познания о своём городе, взрослые с удовольствием поностальгировали о временах своего детства и юности. При этом автобус колесил по городу, объезжая те места, где в советские времена красовались однозальные кинотеатры. «Я жила в Старо-Татарской слободе. Это сейчас престижный и облагороженный район, а тогда тут были сплошные руины, – говорит Елена Калаганова. – Кинотеатр им. Тукая для меня был самым романтичным и одновременно страшноватым местечком, поскольку в те года в районе орудовала одна из самых сильных группировок города». Она с азартом делилась своими воспоминаниями. Заметила, что тёмный и прохладный зал постоянно пах деревянными креслами, как в 1975 году показывали японское аниме «Русалочку», где главная героиня превращалась в морскую пену, и это юную девушку настолько трогало, что она заливалась слезами. А мальчишка с голубыми глазами её успокаивал. Это, кажется, и была первая любовь Елены. Вспомнила, как гопники поймали её после вечернего сеанса, и девушке пришлось уже тогда применять свои актёрские способности, чтобы её не тронули, и она успела удрать в соседний двор… «Билет на сеанс хоть и стоил несколько десятков копеек, но откуда у детей в то время были деньги! А в кино хотелось всегда! Поэтому некоторые пытались спрятаться между рядами на полу. Да так, чтобы билетёры их не заметили. Таким образом, можно было остаться ещё на один сеанс. Но советские дети придумали ещё один способ безбилетного прохода. Дело в том, что однозальные кинотеатры работали по одному и тому же принципу: зрители через центральный вход попадали в конец зала, а выходили уже около экрана и сразу через дверь, на улицу. Естественно, никаких контролеров у этих дверей не было. Наиболее ушлые детки проскальзывали в темноту с улицы, прятались с внутренней стороны экрана, а потом когда начинался сеанс, потихоньку перебирались в зал», – вспоминала актриса. Кинотеатр им. Тукая считался простым, без претензий. Актриса вспоминает, что на белом экране в одном месте была заплатка. И смотришь кино, а на щеке твоего любимого актера виднеются огромные швы. И это нисколько не мешало обожать своего кумира. Это сейчас перед фильмом вас предупреждают, что любая видео- или аудиозапись преследуется по закону. В советские времена подростки ходили в кино с огромными магнитофонами, чтобы записывать звук с любимыми моментами из фильмов, настолько была сильна любовь к синематографу. А чтобы не пропустить заветный момент, подростки иногда брали на сеанс и будильник, не заботясь о том, резкий звук помешает кому-то или нет. А вас сейчас раздражает шорох пачки от чипсов. «Фильмы тогда демонстрировались с огромных бобин. Иногда плёнка обрывалась на самом интересном месте. Ты смотришь, как Челентано должен поцеловать Орнеллу Мути, и тут на тебе – белый экран на какое-то время. И ты ждёшь, когда же эта волнительная сцена опять будет будоражить твои ощущения», – смеясь, рассказывает Елена Калаганова. Плёнку убила «цифра»Сейчас вместо кинотеатра – супермаркет. И Калаганова призналась, что иногда приходит в торговый зал, встаёт посередине и пытается представить, как располагались зрительные кресла в её детстве. А вообще Казань славилась кинотеатрами. Особенно их много было в центре, где кипела вся жизнь. Первый появился аккурат у подножья памятника Муллланура Вахитова, который приезжие отчего-то окрестили памятником Нео – главного героя «Матрицы». Построен кинотеатр был аж в 1846 году и располагался прямо внутри жилого дома. Первое название у него было «Мулен Руж». После революции его сделали «Народным», перед Второй Отечественной переименовали в «Ротфронт», и в 1944 году он получил название «Вузовец». До наших дней он не дожил, но некоторые студенты финансового института успели-таки прогулять свои пары. Второй частный кинотеатр, ныне известный как «Родина», появился в 1902 году. До 1924 года он имел странное название «Грингри». Но самым топовым синематографом считался «Татарстан» на Баумана. Именно там перед вечерними сеансами можно было услышать джаз в исполнении оркестра Олега Лундстрема. Кинотеатр не дожил до наших дней. «Первоначально к кино относились как к аттракциону. Считалось, что это увлечение довольно быстро надоест, – говорит директор «Времени кино» Альбина Нафигова. – Все понимали, что рано или поздно диковинка пройдёт, и людям будет скучно смотреть, как рабочий кладёт шпалы… И тут появился монтаж, который и спас индустрию. Причём, долгое время им занимались преимущественно женщины». И фильмы стали показывать все, кому не лень. Дело это было прибыльным, но в то время плёнка, с которой демонстрировалось кино, легко воспламенялась. После трагического случая, когда в одном из регионов страны при просмотре фильма в пожаре погибли около 200 человек, стали закручивать гайки. К кинотеатрам стали применять жёсткие противопожарные нормы, и таким образом стали появляться стационарные здания с одним кинозалом. В Казани таких было по несколько – в каждом районе. В Кировском – «Идель» и «Звёздочка», в Приволжском – «Комсомолец», в Советском – «Дружба». К сожалению, из типовых кинотеатров сегодня работает только «Мир». Там же сохранились аппараты, способные демонстрировать фильмы с тех самых бобин. «В советское время народ «ходил за плёнкой», –- вспоминает Альбина Нафигова. – То есть сначала картину показывали в премьерном кинотеатре, потом через 2 недели плёнку отдавали в другой кинотеатр попроще. И так фильм мог блуждать по городу пару месяцев, к концу существенно потрепавшись. И если он был культовым, то мог собрать хорошую кассу, поскольку на одно и тоже кино люди могли ходить несколько раз, особенно молодёжь. Но в 90-е годы советские плёночные кинотеатры стали безнадёжно устаревать, а в нулевые на их место пришли цифровые аппараты и многозальные мультиплексы. Теперь кино можно смотреть одновременно во всех кинотеатрах по всему городу». Через плёнку передаётся настоящая энергия зрителюПрелесть экскурсий от «Время кино» ещё в том, что помимо неспешного путешествия по городу на комфортабельном автобусе тебе могут прочитать небольшую лекцию, не всегда касающуюся Казани. Так было и на этот раз. Кинокритик Адиля Хайбуллина рассказала, кто из современных режиссёров не принимает цивилизацию и предпочитает снимать на плёнку, хотя этот процесс более трудоёмкий, дорогостоящий и требует большего количества людей на площадке. «Вуди Аллен до «Светской жизни», которую он снял в цифре, сказал, что плёнка – это дело не только в зернистости изображения, определённых атмосферных моментах. Он считает, что плёнка – это энергия, которая передаётся зрителю. Если вы киноман, то вы по резкости, по свету легко определить, на что снята картина. А если нет, вы просто будете наслаждаться фильмом. И зачастую работа с плёнкой важнее самому режиссёру и его команде, чем его зрителям. Энергия и дань к прошлому, к кинематографу как к искусству очень важна создателям, чтобы работать с таким форматом». Как оказалось, сериал «Во все тяжкие» тоже был снят на кинопленку. Может быть, ещё и поэтому его так полюбил зритель в отличие от последнего сезона «Игры престолов»… В Казани завод «Тасма» обеспечивал киноплёнкой всю кинопромышленность нашей страны. Но сейчас из-за невостребованности продукции вместо огромного производства остались только два цеха. Под занавес экскурсии туристов привезли в кинотеатр, который расположен в ДК Ленина. Уникальность этого заведения в том, что антураж и атмосферу там постарались сохранить нарочито советскую, используя тот же буфет, как в давние времена, а оборудование для кинотеатра поставили совершенно новое. Там, к примеру, один из лучших в городе звук Dolby Atmos, колонки расположены даже на потолке. Проблема в том, что далеко не каждая кинокомпания выпускает продукцию, чтобы можно было демонстрировать максимально по звуку. Зрители воочию смогли убедиться возможностями кинотеатра, после чего их повели в святая святых – кинобудку. Видно, что раньше в этом помещении стояли 4 огромных плёночных аппарата. С двух попеременно шёл киносеанс, остальные два были для подстраховки. А сейчас посередине стоит один огромный аппарат с жёстким диском, сервер для распределения звука по колонкам и всё. Места в помещении предостаточно. «На этот аппарат загружается фильм, нам присылается ключ к нему. Без разрешения кинопрокатчика показать любой фильм сегодня кинотеатр не может. Есть определённое время и дата, и если мы захотим в другую дату и время показать картину, мы этого сделать попросту не сможем, – говорит Александр Ишимов, директор кинотеатра. – Это одна из мер по контролю за пиратством». По его словам, зритель в Казани очень разборчив. Именно с нашего региона стали приходить тревожные новости, что снижаются продажи билетов на фильмы с технологией 3D. Позже этот тренд захватил всю страну. «Дело в том, что производство подобных картин очень затратно. Поэтому производитель снимет несколько эпизодов в новом формате, а всё остальное время зритель видит обычную картинку. Поэтому у него складывается впечатление, что в кинотеатре: «3D какой-то некачественный». Александр Ишимов поведал, что если где-то на юге видите огромную будку с надписью 9D, это не факт, что неправда. Просто каждая цифра тут отвечает за определённый вид аттракциона. Обычно там демонстрируются небольшие ролики, но зато зритель может почувствовать дуновение ветра, его могут брызнуть водой, кресло под вами может подпрыгивать. В общем, чем больше цифра, тем больше эффектов. «Мы делаем тестовые экскурсии не как профессионалы, – говорит Альбина Нафигова. – Наша задача – привлечь внимание публики к кино, по-новому взглянуть на наш город. Это один из форматов нашего общения с аудиторией. А дальше мы готовы бесплатно передать наработки представителям туриндустрии, которые могли бы открыть ещё несколько необычных маршрутов на карте Казани». Это не единственный эксперимент дирекции «Время кино». Сейчас Альбина Нафигова вместе со своей командой думает над тем, как сделать квест для подростков. Квест будет посвящён пиратству – очень болезненная тема для отечественного кинематографа. «Мы, на самом деле, живём с вами в уникальное время, когда из-за пандемии меняется вся киноиндустрия. Доля сериалов по сравнению с фильмами увеличивается, фильмы выходят одновременно и на Интернет-площадках, и в кино – такого раньше не было. Китайцы впервые обогнали Голливуд по охвату и сбору средств, некоторые кинорынки и вовсе схлопываются, кинотеатры стали закрываться… Всё это можно обыграть каким-то образом, чтобы нашему зрителю было интересно. Мы как раз думаем о формате подобного мероприятия». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|