Униформа свободных людейОбщество    04 июня 2021, 10:23
Спустя 10 лет в столице Татарстана снова открывается выставка «Джинсы как культ». Именно она дала начало другому культовому событию – появлению в столице Татарстана Музея социалистического быта. Через какое-то время страну захлестнули подобные островки с советскими вещами, но моду заложила именно Казань. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, почему джинсы объединили «Я такие привёз из Болгарии»Сам музей в нынешнем формате открылся в Казани 25 августа, а выставка, откуда всё началось, была представлена в Галерее современного искусства в феврале 2011 года. Впервые за 10 лет музей выходит за свое пространство. Для выставки «Джинсы как культ» был выбран КЦ «Московский», бывший ДК Урицкого. Практика показала, что людей можно объединить посредством джинс, потому что это униформа свободных людей. На фестивале будет музыка, свое рокабилли представит группа «Мистер Твистер». Будет лекция об истории джинс – такой не найти в Интернете. По словам основателя музея и автора выставки Рустема Валиахметова, за 10 лет он собрал крутейшую коллекцию «синих брюк» в России, а может быть и в мире. В «хранилищах» музея сегодня насчитывается около 500 пар, хотя публике представят около ста экземпляров, в том числе и коллекцию винтажных советских джинсов. «Это выставка не про джинсы, это выставка про людей, – говорит бывший фотограф. – И когда некоторые люди в шутку говорят, почему вы, мол, мои старые портки сюда не вывешиваете, я всегда пытаюсь объяснить, сделайте что-нибудь в масштабах страны, чтобы ваша история была интересна публике, и пожалуйста». Естественно, что тем, кто не разбирается в моде, смотреть на бесконечные куски синей и чёрной ткани не интересно. И тут Валиахметов нашёл необычный подход к этой истории. Он стал спрашивать у известных политиков, музыкантов и других популярных людей, чем для них являются джинсы. И ответ они должны были написать прямо на куске материи. Таким образом, через эти ответы организатор выставки хотел сделать слепок той эпохи, когда за этот элемент одежды многие готовы были отдать очень многое. Естественно, мало кто таскает старые джинсы с собой на гастроли. И поэтому в коллекции есть автографы, оставленные как на специально купленных для этого случая модных «брюках», так и действительно из коллекции вип-персон. И для того, чтобы ещё больше запутать публику, Валиахметов решил не раскрывать, где какие джинсы находятся, поскольку тут главное – сама история. И действительно, некоторые автографы сегодня дорогого стоят. К примеру, надпись на джинсах солистки группы Roxette Мари Фредрикссон. 10 лет назад именно с нашего города начиналось их турне по России. До этого группа долгое время не выступала, так как вокалистка лечилась, а потом реабилитировалась после операции, связанной с раком мозга. И в Казани она почувствовала себя не очень. Группа отменила общение с прессой и своими фанатами, но Рустему Валиахметову всё же удалось заполучить автограф участников шведского дуэта на чёрных джинсах. Теперь этот экспонат дорог многим любителям романтических баллад. «Марат Хуснуллин подписывал нам джинсы за пару дней до своего назначения, в коллекции есть экспонаты от Виталия Мутко, Ольги Голодец, Никиты Михалкова, даже от духовника Владимира Путина – Тихона Шавкунова…». А недавно в коллекции появились джинсы, подписанные Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. «Я такие же привёз из Болгарии», – гласит надпись. На выставке «Джинсы как культ» планируется кастомайзинг, то есть практические занятия, как можно сделать джинсы более модными. Будет разговор о джинсах в кино, 6 июля Сергей Бугаев посмотрит вместе с публикой фильм Сергея Соловьёва «Асса». Сама выставка продлится в КЦ «Московский» до 27 июня. Народное «Кино»Естественно, мировые производители слышали о том, что в Казани существует «джинсовое» музейное движение. Ещё до пандемии на Валиахметова вышли представители компании Rokotov & Fainberg. Русские эмигранты решили назвать свой бренд в честь фарцовщиков, процесс над которыми всколыхнул всю общественность не только в Советском Союзе, но и в мире. Ян Рокотов с двумя товарищами создали идеальную тайную схему по продаже джинсов в Советском Союзе за валюту. Но, как известно, для КГБ любой орешек по зубам, и их схему раскрыли. Сначала фарцовщикам дали восемь лет лишения свободы, но потом, когда Никита Хрущёв ужесточил наказание за это злодеяние, власти устроили дополнительный показательный процесс и расстреляли предприимчивых бизнесменов. В честь этого события и был назван бренд, основанный советскими эмигрантами. Но пандемия помешала сотрудничеству музея и производителей необычной марки одежды. «Мы дружим с фирмами Wrangler и Levi's, они передали нам винтажные «породистые» модели, – говорит Валиахметов. – У нас самый лучший контакт с парижским филиалом Levi's на Елисейских полях, у нас на выставке будут модели от этого магазина. – У нас в планах устроить выставку и во Франции, одним из главных экспонатов которой были бы джинсы Montana. Оказывается, наши западные партнёры никогда о таких не слышали, в мировой классификации их просто нет». Как ни странно, джинсы могут стать катализатором ещё одной интересной истории. Дело в том, что Казань заявила о подготовке празднования к 60-летию со дня рождения Виктора Цоя. И это несмотря на то, что группа «Кино» в столице Татарии никогда не выступала. Какое-то время отец Виктора Роберт жил в нашем городе, по словам Валиахметова, у него даже была тут возлюбленная, но больше никаких пересечений. «Мы решили, что откроем постоянную экспозицию, посвящённую группе «Кино». В этом нам помогут его близкие друзья, которые были соратниками Цоя. Это Рашид Нагманов, режиссёр фильма «Игла». Песня «Звезда по имени Солнце» было написано у него дома на его татарской гитаре. Это Сергей Африка Бугаев – мы более 10 лет с ним общаемся». По словам музейщика, он собирается делать выставку не личных вещей Цоя, не его картин, а выставку народной любви. Первым экземпляром будет джинсовая куртка с символикой «Кино», которую смастерил Сергей Бугаев. Она подписана всеми участниками группы. Плюс в запасниках музея появились редкие фотографии той поры с рассказами очевидцев. А раздобыл Валиахметов эту куртку, побывав на необычной питерской презентации. Джоанна Стингрей выпустила книгу «Правдивая история русского рока». Дело в том, что она давно уехала из России и никаких контактов не поддерживала. И она, проводя генеральную уборку по всему дому, на чердаке наткнулась на коробку со старыми фотографиями её питерского периода, когда она тусовалась со всеми сегодня знаменитыми российскими музыкантами. Джоан тут же набрала телефон Сергея Африки Бугаева и предложила переслать ему этот раритет. Но художник не стал бросаться на эту золотую жилу и предложил Стингрей самой написать книжку, ориентируясь на эти карточки. Что она и сделала. Картина предметамиПо сути, выставка «Джинсы как культ» 10 лет назад послужила началом для музея социалистического быта в Казани. «Для нас тогда было очевидно, что советская тема нарождается. Я это понял ещё на рубеже 1991 года, когда все уже носились с модой на всё западное, а я бегал по магазинам и скупал уценённые вещи. Будь то сувениры или предметы спорткультбыта. Потому что у меня было понимание этой эстетики. И уже тогда это было коммуникацией между людьми, которые приходили в фотостудию и видели весь этот советский антураж. Тогда я стал задумываться, как эту идею можно было бы продвинуть дальше. И та выставка «Джинсы как культ» стала некой лакмусовой бумажкой истинного интереса к советской эпохе без политики. Просто к эстетике советского времени. После нашего музея аналогичные уголки советского прошлого стали открываться во многих городах нашей страны. Но мы были первыми. Кстати, Борис Гребенщиков до сих пор чужд к этой советской символике. Хотя, приезжая в Казань, «Аквариум» берёт у меня какой-нибудь старый приёмник или магнитофон, чтобы поставить его на сцену для создания более уютной атмосферы. Валиахметов сравнивает себя с художником, который рисует картину не красками, а предметами. Задача самой идеи – донести и вызвать добрые эмоции у посетителей. Без копания в истории, без стенаний о том, какую страну потеряли. Он заявляет, что его заведение – это музейный фастфуд. Когда человек пришёл, и ему легко и всё понятно без экскурсовода. Он психологически расслабляется, вспоминает. Это приятное тепло. «Меня часто зовут посмотреть в разных городах России ту или иную выставку предметов из Советского Союза, но я честно говорю, что мне это не интересно. Как правило, подобные экспозиции появляются от того, что разросшаяся коллекция чего-либо уже не помещается в квартире или на даче. Но признаемся честно, коллекционеры делают всё для себя. Ими движет его внутреннее. А мы, наоборот, делаем это все для людей. И не потому, что мы хорошие или плохие. Мы просто подпитываемся положительной энергетикой человека, который пришёл и увидел то, что уже никогда не ожидал увидеть в своей жизни. Он даже полочку в своей памяти не открывает с этими воспоминаниями, а тут мы…». Признаться, у корреспондента портала «Вверх» было подобное открытие, и связано оно с мелочами. К примеру, я никогда не думала, что снова посчастливится почувствовать настоящий аромат советских духов «Красная Москва». Или увижу крышечки из фольги от советских бутылок с кефиром или молоком… Домашний музейЗа эти 10 лет Валиахметов создал 4 филиала – во Франции, Бельгии и Турции. Все они работали бесплатно по линии Россотрудничества или торгпредства, либо это часть образовательной программы Московской международной школы. Из-за пандемии филиалы в Европе пришлось закрыть. Но в вотчине Эрдогана удалось собрать музей турецкого быта, который посвящён эпохе 70-х и 80-х. «У них, оказывается, тоже был культ джинс, и тоже были спекулянты, – говорит основатель татарстанского музея. – Но турки очень быстро поставили эту страсть граждан на правильные рельсы, наладили производство собственных турецких марок, и эта проблема оказалась закрыта. Турция является одним из мировых производителей джинсов. Многие мировые бренды отшивают у них какую-то часть коллекций». В этой стране пока легко найти предметы эстетики 80-х, которые пока ещё стоят не очень дорого. Дело в том, что турки, закрепившиеся в Европе, а особенно в Германии, возвращались в гости к родственникам, везли либо технику, либо одежду. Валиахметов хвастается, что собрал там колоссальную коллекцию видеомагнитофонов, каких уже в Европе не найдёшь. В ближайшее время, после того, как закончатся все ковидные ограничения, филиал музея советского быта может открыться в Словении. На вопрос, для чего Рустем Валиахметов столько лет тянет эту лямку с советским прошлым, он отвечает: «Я занимаюсь этим в своё удовольствие. Это даже не работа, это стиль жизни. Вот сейчас мы с тобой разговариваем, я себя чувствую как дома. А ты просто зашла в гости. Это домашний музей. И я для себя понял, что фестиваль джинсовой культуры надо делать именно в Казани. В Питере много событий, народ там удивить гораздо сложнее. Плюс ко всему, не родные чиновники. Всё-таки уровень татарстанских чиновников намного лучше. В Москве такая же история. Я хотел, чтобы этот фестиваль был в моём родном в городе. Чтобы Казань прибавила к своим титулам ещё один – столица джинсовой культуры». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|