«Вверхшифтеры выходного дня»: Эффект НиНо. Часть 2: От Бора до бароккоОбщество    28 мая 2021, 17:08
Это вам не «Ля»!Во второй день в Нижнем мы хотели по канатной дороге попасть в Бор, а оттуда автостопом в Городец. На шесть вечера Екатерина, правда, пригласила нас на концерт ко дню работника культуры в местной филармонии, но ничего – должны успеть. И тут вдруг в билетах, за которыми мы поехали к хосту на работу, оказалось вбито другое время начала концерта – 14:00. «Нет, сошлёмся на неудобное время и поедем в Городец», – подумал я, но билеты всё равно взял. В поездке до Бора детям больше всего понравилась канатка, а мне –старинные здания в самом городе, в особенности церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1826) и храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1794). Несмотря на большой туристический потенциал, в Боре на удивление плохой общепит – он либо очень дорогой, либо малопорционный и некачественный. Нас выручили приготовленные с утра бутерброды и термос с чаем. Погода в тот день выдалась солнечной, для марта, можно сказать, жаркая. А одежда у детей зимняя – жена постаралась. Куртки я им снял и повязал на талии, шапки поднял выше ушей, но с болоньевыми штанами ничего не сделаешь. Как результат, дети быстро упарились и до Городца стали не ходоки. Да и стоять голосовать на дороге, больше похожей из-за луж на грязную реку, не хотелось. Вместо этого мы вернулись обратно в Нижний и поспешили на концерт. Это, конечно, было ошибкой. Когда какое «даточное» мероприятие начиналось в срок. На час смело можно было опаздывать. Всё это время мы слушали нудные речи нижегородских чиновников от культуры и смотрели не менее скучные промо-ролики. Содержательная сторона концерта тоже оставила вопросы. Его программа почти полностью состояла из номеров губернского духового оркестра. Название у оркестра громкое, а репертуар, судя по программе концерта, по большей части – попсовый. И чего в нём тогда такого губернского, достойного быть показанным работникам культуры в их профессиональный праздник? Екатерина, как представитель конкурирующей фирмы, ехидно заметила, что достойное – это «девочки на подтанцовке оркестра». «Девочки», спору нет, симпатичные, но на концерте, основная аудитория которого состояла из немолодых сотрудниц библиотек и домов культуры, они явно были не в тему. Но, возможно, я просто искушён первоклассными концертами от казанского камерного оркестра La Primavera… Спасительное проклятьеКогда концерт закончился, на улице уже было не жарко, и мы прогулялись до ещё одной достопримечательности – усадьбы Рукавишниковых. Это целый архитектурный ансамбль, построенный в 1875-1877 годы в исторической части волжской набережной. Главное здание усадьбы объединяет в себе множество стилей. Как так получилось? По легенде, заказчик строительства купец Сергей Михайлович Рукавишников был человеком недалёким и на вопрос архитекторов, в каком стиле строить, ответил: «Во всех». Архитекторы поняли слова заказчика буквально и создали яркий образец то ли эклектики, то ли китча, который за давностью лет стали считать шедевром. У Сергея Михайловича был сын Иван, мечтавший о литературной славе. В 1914 году он опубликовал роман «Проклятый род» о собственном семействе. Нелицеприятные факты из биографии родственников, выведенные в нём, так не понравились Сергею Михайловичу, что тот лишил сына наследства. Говорят, Сергей Михайлович хотел передать усадьбу городу, но завещания составить не успел. Зато его конфликт с сыном помог последнему избежать репрессий и спасти родовую усадьбу от разрушения, превратив её в своеобразный музей капиталистического быта. Сегодня усадьба Рукавишниковых – главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Сюда стоит зайти хотя бы ради двусветного бального зала, богато украшенного «подлинным лепным декором с позолотой, живописными натюрмортами кисти Ф.Г. Торопова и самым большим в Нижнем Новгороде цельным зеркалом» (цитата с сайта музея). У музея разноплановая и обстоятельная экспозиция. В ней и костюмы представителей разных сословий рубежа 19-20 веков, и реконструкция жилого интерьера русской купеческой усадьбы, и большое напрестольное Евангелие в богатом позолоченном окладе с драгоценными камнями работы нижегородского ювелира Матвея Телогреева… На детей, как впрочем и на меня, большое впечатление произвела выставка «Из рая детского житья». «Девочка как живая!», – удивлённо произнёс сын, рассматривая на выставке фарфоровую куклу позапрошлого века с натуральными волосами. Тайна третьей аллеиВы думаете, в тот день мы успокоились на посещении усадьбы Рукавишниковых? Как бы нет так. До наступления темноты мы ещё успели посетить комплекс Вознесенского Печерского мужского монастыря. Писатель Владимир Соллогуб (погуглите о нём в Интернете – замечательная личность) в своё время так отрекомендовал эту святыню: «Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие». Нам монастырь тоже пришёлся по душе – архитектурой, ухоженностью и так называемой «аллеей императоров дома Романовых». Она, правда, состоит из бюстов не только императоров, но и царей, а также правителей, которые только числились таковыми, например, Петра II и Ивана Антоновича. В будущем на территории Печерской обители должно появиться ещё две аллеи. Одна аллея, по логике, должна быть посвящена династии Рюриковичей, а другая… Ну не генсекам же советского периода?! Хотя, если разобраться, Романовы тоже не все благоволили церкви. Так, Пётр I упразднил патриаршество, а Екатерина II лишила РПЦ земельных владений. В продолжение церковной темы на следующий день мы отправились в Арзамас. Это 112 километров по трассе, которые мы преодолели на двух машинах с остановкой в деревне Богоявление, интересной расположенным в ней одноимённым храмом. Храм этот был построен в камне по проекту Огюста Монферрана – того самого Монферрана, что спроектировал Исаакиевский собор в Петербурге и Староярмарочный собор в Нижнем. Внутрь храма стоит зайти даже атеисту ради установленных на самодельных подставках старинных икон. Среди них особняком стоит икона Николая Угодника Можайского. Образ святителя деревянным барельефом выступает над плоскостью фона. Для справки, в начале 18 века постановлением Святейшего Синода было запрещено «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные». То есть перед нами проявление инакомыслия, с которым священники мирились только ввиду особого почтения местных жителей к резным образам. В Интернете также пишут, что черты лиц на скульптурах чаще всего соответствовали национальной принадлежности самого художника. Или помещика – рискну предположить я, потому как Николай Угодник из Богоявленской церкви похож на… грузина. Как-никак храм построили на землях князя Г.А. Грузинского – потомка имеретинского царевича Арчила, коему эти земли пожаловал сам Пётр I. Город контрастовВ 19 веке Арзамас называли «городом 33-х церквей». Многие из них были разрушены в годы воинствующего советского атеизма, те же, что сохранились, а это 12 действующих храмов, 2 монастыря и Арзамасское подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, сегодня манят верующих со всей России. Уверен, если бы не пандемия, мы бы увидели в Арзамасе паломников из зарубежных стран. Во всяком случае, на Соловках в 2018 году я наблюдал большую группу православных японцев. О Соловках я вспомнил не случайно. Между этими двумя местами немало общего. И там, и там хранятся особо почитаемые в православном мире святыни (в Арзамасе это, прежде всего, Животворящий Крест Господень), и там, и там, по выражению сына, «глаза растекаются» от обилия храмов, и там, и там, увы, фоном для великолепного архитектурного наследия служит неустроенная и разбитая городская повседневность. Городская повседневность очень мешает восприятию исторического центра Арзамаса как единого ансамбля. Хочешь запечатлеть на фотоаппарат церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, по моему мнению, самую красивую в городе, а в кадр лезет гараж из силикатного кирпича. И так почти с каждым памятником… Из положительных моментов городской инфраструктуры отмечу вкусный и доступный по ценам общепит и автовокзал, с которого отправляется множество автобусов до Нижнего. На одном из таких автобусов мы и вернулись. И да, в Арзамасе есть интересный музей патриаршества, расположенный в барочном здании магистрата второй половины 18 века. Его экспозиция, правда, некритична к патриаршему периоду в истории церкви, так как была создана при участии нижегородской митрополии, но, будучи немного в теме, и при посредничестве грамотного экскурсовода вам здесь точно понравится. На этом я завершаю вторую часть записок о поездке в Нижний. Третья, четвёртая и может быть даже пятая часть записок будут посвящены тем местам в городе, до куда мы так и не добрались этой весной. А также Городцу, Макарьеву, Павлову, Большому Болдино… Эффект НиНо просто обязывает меня вернуться в этот интереснейший регион. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|