«Занавес полностью уже не откроется»Общество    24 сентября 2020, 14:30
Почему Виктор Сухоруков не приехал в Буинск, как маленький театр из Атни попал на «Золотую маску», и в чём особенность существования небольших провинциальных трупп? Коронавирус сильно подпортил планы многим театральным коллективам. У кого-то сорвались очередные гастроли, у кого-то – театральный фестиваль. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, как театры выходят после пандемии, и в чём тут оказалась неоценимая помощь от «Единой России». Как барон Мюнхгаузен«Кому-то может показаться, что если чуть-чуть сделать паузу, то можно потерять квалификацию в профессии, но только не в сфере культуры. – говорит Римма Ратникова, заместитель секретаря «Единой России». – Это была просто передышка. Мы понимаем, какую огромную работу творческие работники выполняли в условиях пандемии. У нас даже в условиях изоляции можно было посещать спектакли. Это был колоссальный прирост аудитории через Интернет. Так что нет худа без добра». Благодаря партийному проекту «Единой России» «Культура малой родины» в этом году запланировано 40 премьер. Государственные театры республики получают субсидию из федерального бюджета на постановку от нуля до самого финала. Часть спектаклей уже успели выпустить до самоизоляции, но сроки других показов всё же пришлось перенести. «И это на самом деле большие деньги для наших театров – три-четыре миллиона на один спектакль, – говорит Ратникова. – Они получают эти средства дополнительно. Иногда даже кому-то удаётся несколько спектаклей на эти деньги поставить». Своего рода рекордсменом в этом стал Буинский театр, который уже сейчас выпустил семь премьер по партийному проекту. А до конца года они хотят довести количество постановок до двяти. Впервые «Единая Россия» в рамках проекта «Культура малой родины» приняла решение об учреждении специального приза. И первым его обладателем стала актриса Атнинского государственного драматического театра Рузиля Мухмисуллина за роль Марии Небылицы в спектакле «Фронтовичка». Постановка, которая была сделана за счёт поддержки партии, вошла в лонг-лист всероссийской премии «Золотая маска». Вторая награда ушла в Набережночелнинский театр кукол за спектакль «Сказка страны восходящего солнца». «Я не состою ни в одной партии, поэтому мне нет резона хвалить «Единую Россию», – признаётся Раиль Садриев, худрук и директор Буинского драматического театра. – За 4 года, пока существует этот партийный проект, мы поставили около 30 спектаклей. Мало того, он побудил такой интерес со стороны театров малых городов, что мы уже доросли до «Золотой маски плюс». Мы и Атня попали в шорт-лист. А это говорит о многом». Садриев утверждает, что они не идут по пути того, чтобы все выделяемые деньги «вбухнуть» в 3-4 постановки. Буинск – город маленький, поэтому репертуар нужно иметь обширный, чтобы завлечь публику на представление. В прошлом году труппа со спектаклем «Барыня», который был поставлен на деньги партийного проекта, взяла Гран-при театрального фестиваля в Белграде, с ним же попали и на «Золотую маску». Кроме того, театр очень много гастролирует, и чем меньше декораций, тем проще этот процесс протекает. В прошлом году, к примеру, труппа побывала в Астрахани, Элисте, Омске, Оренбурге, проколесила весь Казахстан, гастролировала в Узбекистане. По словам директора, труппе приходилось ночевать в автобусах, в пути. К примеру, после спектакля в Актюбинске актёры быстро погрузились и рванули вперёд через весь Казахстан, Байконур, Кызылорду. Проехали 1 200 километров за сутки, чтобы успеть пройти границу с Узбекистаном. Через день там должен был состояться спектакль. На вопрос, зачем нужны такие дорожные подвиги, Садриев ответил, что театр хоть и государственный, но ограничен в средствах. Поэтому каждый день вне дома труппа старается использовать по максимуму, чтобы потратить по минимуму. Только выйдя с карантина, театр уже успел прокатиться на гастроли в Пермский край, а с 12 по 20 октября у них намечается масштабная гастроль в столицу Татарстана – сразу на 5 площадках… «У меня актеры жаловались, что всё бы отдали, чтобы прыгнуть в автобус и умчаться на очередные гастроли, – говорит Садриев. – Нам очень много где хочется побывать. Не нужно создавать себе зону комфорта. У доярки своя зона комфорта в деревне. Она боится мегаполисов, и говорит: «Живите вы сами в своих «каменных джунглях», только не трогайте меня». В мегаполисах у людей в квартирах свой микромир, своя зона комфорта. И чтобы не было привыкания к ней, а зона комфорта ведёт к определённой деградации, я, как барон Мюнхгаузен, тащу себя сам, то есть театр, за волосы из болота». Иран и Израиль чуть не нашли пространство диалога на татарстанской землеНо Буинск в последнее время славится не только своим театром, но и театральным фестивалем «Пространство диалога». За последние два года хедлайнерами мероприятия становились Сергей Безруков и Юрий Гальцев. Местные жители могли увидеть выступления этих актёров прямо у себя в Буинске. Правда, зрительный зал в эти моменты был переполнен, люди чуть ли не на люстре висели… В прошлом году свои спектакли жителям на селе демонстрировали 27 коллективов из восьми стран. В этом году Садриев и его команда хотели перебить прошлогодний рекорд и собрать 1 082 участника. А это 48 театров уже из 12 стран. Только из Ирана в Буинск хотели приехать семь коллективов. «У нас ожидался также коллектив из Израиля, и мы хотели поставить два флага рядом – иранский и израильский. Вот уж действительно получилось бы пространство для диалога…». В качестве хедлайнеров в этом году ждали Виктора Сухорукова, договорённость с ним была ещё с прошлого года. Ожидали и Сергея Шакурова. Оказывается, его отец родом из Тетюшского района. А в связи с тем, что в этом году отмечается 70-летие Победы, в гости ждали актёров легендарного советского фильма «В бой идут одни старики: Вано Янтбелидзе и Евгению Симонову. В правительстве даже уже был подписан определённый бюджет фестиваля, но позже пришла резолюция перенести мероприятие. «Конечно, очень сложно сегодня планировать и моделировать будущее, но мы всё равно рассчитываем, что на следующий год соберём в Буинске хороший состав», – говорит Раиль Садриев. Правда, пригласить всех заявленных гостей на следующий год уже не получится. В этом году ожидался приезд заслуженного деятеля искусств РФ, бессменного ведущего «Русского лото», а также большого друга татарстанского фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» Михаила Борисова. Но неделю назад актёр скончался от коронавируса… Худрук Буинского театра отметил, что сложные времена для культурной отрасли не прошли. К примеру, театр должен был принимать участие в московском фестивале «Артмиграция» от Союза театральных деятелей России. Но из-за болезни двух актёров выступления пришлось отложить. И дело даже не в том, что у них могли обнаружить коронавирус. Актёров попросту не пустят в здание с высокой температурой. А билеты были проданы… Но от таких неприятностей не застрахован никто. К примеру, московский театр «Et Cetera» Александра Калягина тоже отменил спектакли, намеченные на конец сентября из-за болезни одной из актрис. «Я как человек театральный, скажу что занавес, за которым находится наш повседневный мир, полностью уже не откроется, – уверяет Садриев. – Мир стал другим, а мы пока как жили, так и живём. Ходим в привычные магазины, кинотеатры… Мне кажется, что в ближайшее время акцент в обществе будет сделан совсем на другое. Но понятно, что во время депрессии, а она, скорее всего, ожидается, театры могли дать человеку опору, дать понять что кризис – это не только разрушение. В кризис нужно поднимать паруса и идти по ветру к чему-то новому». «Молодым актёрам в провинции легче»Разиля Шарифуллина, обладательница специальной театральной награды от «Единой России, не ожидала, что её роль Марии Небылицы в спектакле «Фронтовичка», поставленного приглашённым режиссёром из Башкортостана, будет отмечен. Это её первая главная роль. Сама Разиля родом из Кукморского района и после окончания Казанского театрального училища пришла служить в Атнинский театр. «Молодым актёрам в провинциальных театрах большие возможности выразить себя, – считает Шарифуллина. – Труппа, как правило, небольшая, молодёжь всегда задействована, участвует во всех постановках. Работать приходится с разными режиссёрами, могут, как меня, взять и на главную роль. Мы много гастролируем, видим разные города и страны. За прошлый год, к примеру, побывали в Дагестане, в Астрахани, в Крыму, в Екатеринбурге и в Хельсинки». Атнинский театр по-своему уникален. К примеру, в этом году у них стартует 102 сезон. Но под крыло государства труппа перешла только в 2011 году. Население Атни – около 3 тысяч человек. А Министерство культуры РТ ставит им план, чтобы количество зрителей было не меньше 15 тысяч в год. Вот и приходится Атнинскому театру колесить по другим городам, собирая кассу. Как выяснилось, они первыми в Татарстане стали продавать билеты онлайн. Правда, по словам руководителя Айнура Зайнуллина, эту идею они подсмотрели у «камаловцев». Да и получилось у казанцев реализовать новый опыт куда лучше. В Атне решили выставить стоимость билетов для Интернета чисто символическую: 30 рублей – для детей и 70 – для взрослых. Так что больших доходов получить от онлайн-спектаклей не получилось. Зато удалось расширить аудиторию. То, что «Фронтовичка» попала в лонг-лист премии «Золотая маска плюс», – это огромное достижение для труппы. «Это театр сельской местности. Чтобы выйти на достойный уровень, нужно трудиться. Это требует материальных вложений. Благодаря проекту от «Единой России» нам удалось подняться на такой уровень. Но я не думаю, что это потолок для нас», – говорит Айнур Зайнуллин. По словам Риммы Ратниковой, «Единая Россия» вместе с государством и в следующем году готово поддерживать проект «Культура малой Родины», однако пока не решено, каков будет бюджет данной поддержки. Но уже сейчас можно сказать, что данная программа вдохнула вторую жизнь в культуру небольших населённых пунктов, где жители раньше часто были лишены возможности сходить в театр. Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|