Потянули за языкОбщество    02 сентября 2020, 11:58
Новый учебный комплекс «Адымнар», где преподавание будет вестись на трёх языках, открылся накануне в Елабуге и Казани. О том, чем мотивируют будущих преподавателей учить сразу три языка, в чём новаторство единственной школы в России подобного плана, и почему для Ильсура Метшина было проще разгрузить вагон с мукой, чем выучить английский – в материале портала «Вверх». «Какой у тебя любимый предмет? Планшет…»1 сентября на улице Бондаренко чувствовался настоящий праздник знаний. Нарядные школьники курсировали по тротуарам, разбегаясь по местным школам. А так как район густонаселённый, количество их было как на демонстрации. Но главным событием было открытие полилингвального образовательного комплекса «Адымнар — путь к знаниям и согласию» с углублённым изучением русского, татарского и английского языков. «Ты слышал, говорят там аж три бассейна – ну, куда им столько», – с завистью в голосе говорил один старшеклассник другому. И, действительно, назвать «Адымнар» просто хорошей школой язык не поворачивается. Это какой-то город знаний. Судите сами… Сам комплекс создан на базе казанской школы №165 и включает реконструированную начальную школу на 480 мест, новую билингвальную школу на улице Бичурина на 800 мест и новую полилингвальную на улице Бондаренко на 1 224 места. В составе последней открылся интернат на 240 мест для иногородних детей, правда, пока там будут проживать 46 учеников. В состав нового образовательного комплекса также войдут детские сады и круглогодичный центр дополнительного образования на 270 мест, который будет организован на базе детского лагеря «Пламя» на озере Лебяжье. Общая площадь школьных зданий — свыше 48 тысяч квадратных метров, из них 24,6 тысячи — здание полилингвальной школы на улице Бондаренко. В комплексе сегодня — 2 688 детей, 107 классов и 444 сотрудника, из которых 178 — учителя. Из 107 сформированных классов 51 — начальные, с 1-го по 4-й. Внутри здания ничего не напоминает о скучном образовательном заведении. Чувствуется, что над интерьером поработали дизайнеры, на стенах висят картины, а вход в класс больше напоминает дверь в каюту на корабле. Школа неплохо охраняется – чтобы попасть внутрь, нужно пройти пост охраны с турникетами и досмотром. А ещё и температуру тут же померят. Корреспондент портала «Вверх» отстал от официальной делегации, и уже через 2 минуты был остановлен охранником, поскольку взрослые, если не являются сотрудниками школы, не могут беспричинно находиться на территории. «Мало ли, что у вас в голове, сейчас случаи разные бывают», – произнёс молодой человек и проводил меня к выходу. Проект сети полилингвальных образовательных комплексов был инициирован Государственным Советником Татарстана Минтимером Шаймиевым, а позже поддержан Президентом РФ Владимиром Путиным. До 2024 года планировалось открыть шесть подобных заведений, в том числе – в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске, но, по словам министра образования и науки РТ Рафиса Бурганова, пандемия уже внесла свои коррективы в данный проект, и темпы развития этого проекта замедляются. 1 сентября подобная школа открылась ещё и в Елабуге. Торжественная линейка на Бондаренко была устроена по последнему слову техники. Был организован телемост между тремя школами, и ведущие пытались развеселить слегка понурившую молодую публику традиционными приёмами. Всех повеселил ответ одного первокласника на вопрос: «Какой твой любимый предмет?». Тот, недолго думая, выпалил: «Планшет». Да и откуда ребенку знать, что его ждёт в школе, где он ещё не проучился ни одного дня. Английский русскими буквамиВсех удивил Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев, который поздоровался с пришедшими на праздник сразу на трёх языках. Но куда больше поразил мэр Казани Ильсур Метшин, который зачитал своё поздравительное слово на английском языке. И речь его была куда лучше, чем у Виталия Мутко в своё время, правда, русский акцент всё же сильно выпирал. «Совсем недавно, буквально 10 лет назад, когда мы заявляли столицу Татарстана в борьбе за проведение Универсиады, мы писали транскрипцию английских слов русскими буквами, чтобы выступать перед членами международных организаций, – вспомнил градоначальник. – Тогда мне было легче разгрузить вагон муки, чем выучить несколько строк на английском. Сегодня 10 лет спустя благодаря всем международным событиям мы общаемся с нашими партнёрами уже без переводчиков и продолжаем учиться. Это хороший пример того, что любые шаги достижимы. Я не мог мечтать, когда ездил по всему миру и знакомился с лучшими мировыми практиками, что мы будим открывать целый дворец знаний». В дальнейшем планируется интегрировать полилингвальные школы в международную систему ассоциированных школ ЮНЕСКО. И всё же нужно отдать должное Минтимеру Шаймиеву. Чувствовалось, что он гордится своим новым детищем. Государственный советник вспомнил, как сам учился в начальных классах, как на военной базе было небольшое здание школы, и четыре года их всему учила юная учительница. Одна. По всем предметам. «Мы изучали опыт Кембриджа в открытии полилингвального учебного заведения, на территории бывшего Советского Союза некоторые республики тоже встают на путь подобного образования – некоторые разработки подсмотрели у них. Сегодня быстротечное время требует от нас решительных шагов для того, чтобы мы не отставали, и чтобы наши дети были конкурентоспособными в современном мире. Мне кажется, что сегодня мы меняем мышление. И если это до моих мозгов доходит, то до молодых мозгов пусть осознания этого факта будет куда короче». Студенту всегда денег мало…По словам ректора КФУ Ильшата Гафурова, учитель в данной школе должен преподавать сразу на трёх языках. «Представьте, что в полилингвальной школе на уроке физики ребёнок задаёт вопрос на английском языке, а учитель может ответить только на русском, – рассуждает ректор. – В этом случае, я думаю, что авторитет учителя сразу упадёт. Потому что ребёнок знает три языка, а учитель – только свой предмет». Для студентов быть преподавателями такого уровня – это достаточно большая нагрузка. Республика нашла такую возможность, и доплачивают им по 15 тысяч рублей к стипендии ежемесячно, создавая таким образом условия, чтобы они не отвлекались от учёбы. Конечно, многие говорят, что этих денег не хватает, но студенту на самом деле всегда будет не хватать финансов в полной мере. Потому что это тот период в его жизни, когда тебе хочется всё и сразу. Гафуров отметил, что сегодня в любых школах есть проблемы с кадрами. Любой новый коллектив должен сформироваться, для этого нужно определённое время. «Не бывает так, чтобы человек родился и сразу научился говорить, писать и бегать. Для этого нужен период созревания. И для любого коллектива такой период тоже необходим. Многое будет зависеть от того, какие мотивационные факторы будут работать в самих школах для молодых преподавателей со знанием трёх языков. Естественно, его компетенции будут на рынке труда стоить дороже. Но это не только уровень оплаты труда, но и может быть прекрасная инфраструктура. Это тоже хорошая мотивация. И возможность самореализации. Мне кажется, новые школы дают возможность для быстрого карьерного роста. Тем более в нашей стране пока нет таких полилингвальных школ». Министр образования и науки РТ Рафис Бурганов любопытно ответил по поводу нехватки кадров для школ нового уровня: «Теоретически кадровый голод в полилингвальном образовании сбалансирован, – отметил чиновник. – У нас выпускаются и проходят переподготовку учителей больше, нежели нуждается отрасль. Но поскольку не все вчерашние студенты идут преподавать, у нас всё же есть резерв, чтобы работать с теми, кто учится. Но для них нужна хорошая мотивация». Бурганов отметил, что преподавать в новых школах будут и носители языка из-за рубежа. И пандемия этому, скорее всего, не будет помехой, поскольку в Казани сегодня обучается огромное количество иностранных студентов. Министр заявил, что в ближайшее время в Татарстане могут открыться не специализированные учебные заведения, а отдельные полилингвальные классы в школах и группы в садике. И в любом случае, те удачные наработки, которые будут выявлены в комплексе «Адымнар» , потом начнут масштабироваться по всей республике. Недостаточно знаний – иди в другую школуДиректор полилингвальнолго комплекса Айдар Шамсутдинов рассказал, что на базе школы реализуются сразу два направления: полилингвальное и билингвальное обучение. В последнем случае преподавание идёт на русском, однако идёт углублённое изучение английского. В полилингвальных младших классах преподавание ведётся на татарском языке практически всех предметов, кроме математики. Родители всё-таки настояли на этом, поскольку данный предмет является обязательным при сдаче ЕГЭ. «Преподавание на татарском важно именно для детей казанских, потому что мы всё-таки живём в условиях доминанты русского языка. И ребёнок, который постоянно общается, а в этом возрасте они уже общаются и в социальных сетях, он конечно понимает, что основной контент, который он смотрит, на русском языке, – говорит Айдар Шамсутдинов. – И нам очень важно, чтобы дети, учась в нашей школе, понимали, что татарский язык для них принимает функциональную значимость. И когда природоведение, изобразительное искусство и другие предметы преподносятся на татарском, это сильно повышает максимально расширить функционал родного для многих языка». В 1948 году в СССР было принято постановление партии об открытии школ с углублённым изучением и преподаванием ряда предметов на иностранном языке. А в 1961 году при Хрущёве такие школы становятся популярными. В те годы были изданы учебники по предметам, и, как это не странно, до последнего времени никаких переизданий не было. Но так как полилингвальной школе были нужны предметные учебники на английском языке, специально под эти цели у издательства «Просвещение» были заказаны книги, которые соответствуют российскому образовательному стандарту. Естественно, на английском. Первую партию пособий в школе уже получили. Также давно не выходил учебник «История России» на татарском языке. И в этом тоже поспособствовал «Адымнар». Айдар Шамсутдинов затруднился ответить на вопрос, сколько же учеников было на одно место в этой крутой школе, но отметил, что много деток тут учится по территориальному принципу. Конкурс на место за партой тут, конечно же, был. Во время пандемии преподаватели учреждения устраивали онлайн-конференции, в которых преподаватель выяснял у ребёнка навыки владения всеми тремя языками. И если знаний было недостаточно, то учителя советовали не отдавать своего ребёнка в «Адымнар» вне зависимости от положения и амбиций родителей. На вопрос корреспондента портала «Вверх», доволен ли директор результатами своей работы, тот сказал следующее: «Когда ты реализуешь свою мечту, чем ближе двигаешься к её реализации, тем становится скучнее. Интереснее жить, когда Вселенная начинает тебя испытывать. Ставить ещё одну ступеньку и забираться на неё». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|