Иван Голунов: Теперь я знаю, о чём шепчутся в бизнес-классе самолётаОбщество    17 декабря 2019, 10:47
Форум «Вместе медиа Приволжье» собрал огромное количество участников со всего региона и спикеров из Москвы. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, как чайный гриб Марата Хуснуллина помог Ивану Голунову в расследовании, сколько времени россиянин в день тратит на потребление контента и что дальше ожидает российские и мировые СМИ. «Человечество выжило из-за того, что наши предки научились рассказывать друг другу истории»Форум «Вместе медиа Приволжье» оказался хорошей площадкой для того, чтобы можно было проанализировать, что же происходит в журналистике на глобальном уровне и непосредственно в регионах. Оценить, что называется, тренды, и понять, куда же нужно двигаться. И кажется, у российского общества в бесконечном потоке информации, появился запрос на эмпатию. История, которая случилась со спецкором «Медузы» Иваном Голуновым, который был одним из спикеров форума, - прямое этому подтверждение. «Человечество выжило из-за того, что наши предки научились рассказывать друг другу истории», - говорит Сергей Карпов, руководитель отдела специальных проектов портала «Такие дела». Сам он занимался театрами, документальной фотографией и в последнее время трудится в мультимедийной журналистике. По его мнению, в постсоветских странах, а в особенности в России, отсутствует нормальная коммуникация между людьми, поскольку территория страны большая, и на ней живут разные люди. Причём, понимания нет на разных уровнях: между продавцом и покупателем, государством и обществом, бабушкой и внуком. И задачи медиа сделать так, чтобы люди начали разговаривать друг с другом. И это просто позволит не перерезать друг друга в очередной исторический этап.
«Сегодня современное СМИ напрямую конкурирует с условным Джоном Траволтой»Но как повлиять на мир с помощью информации, когда каждый из нас, по сути, является медиа? «Мы живём в эпоху, когда невозможно угнаться за всем, - уверяет Карпов. - Я залезаю в «ТикТок» и у меня «рвёт крышу», поскольку я не понимаю, что там делают пользователи. А самое главное, зачем. Это я профдеформированный человек, который находится внутри медиапроцесса. Что про маму мою говорить, которая недавно завела себе Инстаграм? Это существенно изменило картину её жизни». По словам Карпова, сегодня наблюдается такая тенденция, когда болельщики, смотрящие футбол по телевизору, одновременно могут потреблять несколько каналов информации. Это сам матч на ТВ, лента Фейсбука на телефоне, страничка со ставками на планшете и при этом один наушник в ухе с подкастом или музыкой. И человек легко переключается между этими каналами. «Посчитайте количество своих мессенджеров в телефоне – это любое приложение, которое доставляет вам какую-либо информацию, на которую вы можете ответить: почта, смс, Фейсбук, Вайбер и так далее. Думаю, у вас найдётся не меньше 5, если у вас не кнопочный телефон. И это нормально. Мы сегодня живём в таком информационном потоке, что прямыми конкурентами СМИ становятся ваши друзья, которые вам пишут». И Сергей Карпов попробовал спроектировать, сколько же у современного человека остаётся времени на потребление контента, учитывая, что в сутках 24 часа. Сразу отсюда можно вычесть 8 часов на работу и 8 часов на сон. Понятно, что эти параметры сегодня особо не соблюдаются, многие работают куда больше, но всё же. Прибавьте сюда час на дорогу в одну сторону до работы, если вы живёте в крупном городе. Плюс еда 2-3 раза в день - на это, минимум, уходит полтора часа при условии, если готовить её не надо. Час уходит на гигиенические процедуры и для того, чтобы собраться на работу. А если у вас есть дети и, не дай бог, собака, то, как минимум, полтора часа тратится на них. Итого у современного человека на потребление контента остаётся полтора – два часа в сутки.
Но ситуация не настолько ужасная. Есть определённые лазейки, зоны и ритуалы для того, чтобы человек потреблял «стороннюю» информацию. Во-первых, несколько часов этому уделяется на работе, дома, пока человек просыпается и собирается выходить на улицу, в машине или в общественном транспорте. И это потребление очень специфичное. «Мы не можем смотреть большое кино в метро, но легко слушаем подкаст. Или не готовы слушать подкаст дома, но посмотрим сериал. И тут задача СМИ не в том, чтобы просто рассказать новость, а быть эффективными. Сегодня очень важно, где ты транслируешь своё сообщение. Оно гораздо сильнее формирует отношение к этому сообщению, чем мы думаем». «Показывать людям ничего не надо, им нужно рассказывать»По словам Карпова, мы сегодня живём в эпоху, когда все готовы быть социально ответственными. Это пришло к нам с появлением персонального медиа в виде социальных сетей. Как только ребёнок регистрируется в соцсети, он тут же хочет быть лучше, чем есть на самом деле. Правда только в том, что наши соцсети сегодня – это не то, что за виртуальной стороной. Онлайна и офлайна больше нет. Мы все живём в одном пространстве. Мы не разделяем сообщение, переданное в Фейсбуке, от устного сообщения, переданного человеком человеку. Но как только мы попадаем внутрь этой системы, мы начинаем существовать как аватары. И мы хотим быть людьми, которые хоть чуть, но лучше, чем есть. Согласитесь, странно заводить для себя Фейсбук и писать там, насколько вы плохой человек. И поэтому все готовы быть социально ответственными, поскольку социальная ответственность - это такой общественный «рейтинг». «Если ты помогаешь кому-то, ты крут. И как только мы рассказываем, как собираем раздельный мусор, все друзья по соцсетям радуются: «Ооо, круто!». Но правда состоит в том, что мы легко впишемся в любую благотворительную или социальную движуху, если от нас потребуется минимум усилий, и это максимально положительно будет откладываться на нашем аватаре. Особенно если для социальной активности будет создан какой-либо сервис. Взять тот же форум по сбору петиций – Change.org, участие в котором может позволить человеку стать чуточку лучше в своей социальной группе». Сергей Карпов уверяет, что современного человека сложно чем-то удивить. Он видел всё, включая конец света в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия». Поэтому показывать людям ничего не надо, им нужно рассказывать.
«Вот она наша журналистская поп-звезда»Конечно, главной медийной звездой данного форума оказался Иван Голунов, одной из лекций которого стала «Как вести расследование и остаться в живых». Она вызвала настоящий ажиотаж у представителей местных СМИ и приехавших коллег из других регионов. И появление лозунга «Я/мы Иван Голунов» как раз и есть пример той массовой эмпатии, когда каждый ставил себя на место журналиста. И наверняка многие обозреватели, когда будут подводить итоги года, отметят, что Иван, а точнее правоохранительные органы, которые ложно обвинили его в распространении наркотиков, поменяли нашу страну. «Я полгода назад был абсолютно уверен, что со мной такой истории, что могут подбросить наркотики, не произойдёт, - говорит Голунов. - Но оказывается, в этом у нас никто не может быть уверен. Как выяснилось со всей этой историей вокруг меня, если возникнет волна общественного возмущения, то ситуация может разрешиться по-другому. Когда я понял, что мой случай превращается в настоящий скандал, то подумал: «Ну, ОК, сейчас это появится в топе «Яндекса», повисит несколько часов и уйдёт за другими новостями». Я абсолютно не ожидал и не думал, что будет такой огромный резонанс». И кажется, к такому резонансу журналист до сих пор привыкнуть не может. - Ну, вот он, наш поп-звезда. - Ой, какой зайка! Всё это звучало с разных сторон от коллег в момент, когда Голунов появился в аудитории. Парень аж засмущался такому вниманию и покраснел. Примечательно, что год назад Иван приезжал в рамках этого же форума с этой же лекцией. Тогда такого ажиотажа это не произвело, да и сам образовательный процесс прошёл куда эффективнее. В этом году Голунов показал, что он может быть отличным журналистом, а вот хорошим оратором вовсе не обязательно. Причём, одним из главных вопросов со стороны публики – как ему живётся после свалившейся популярности. «Теперь многие знают, как я выгляжу в лицо, и обычно момент узнавания происходит в ситуации, когда ты совершенно этого не ожидаешь. Сложно появиться инкогнито где-то, что-то попытаться выяснить, поговорить с рабочими по-свойски, потому что тебя могут узнать, — говорит журналист. - Теперь мне всегда понятно, о чём шепчутся в бизнес-классе самолёта, когда я вхожу в салон. Я не то, чтобы сильно влился в процесс работы, потому что есть много других сторонних вещей, которые мне мешают. Та же социальная нагрузка, повышенное внимание, следственные действия, которые до сих пор продолжаются и отнимают много времени. Пока мне сложно сесть и сосредоточиться на расследованиях», - признался Иван Голунов корреспонденту портала «Вверх». «Вы всё расследуете, и ничего не меняется»... Но на самом деле что-то меняется»Молодой человек признался, что не планировал становиться журналистом-расследователем, а просто интересовался вопросами, пытался найти на них ответы, и выяснилось, что это называется «расследование». Одним из первых его расследований было про то, сколько Москва тратит на новогодние иллюминации.
Журналист рассказал, что после его первого расследования власти Москвы отказались от закупок дорогостоящего новогоднего освещения на деньги налогоплательщиков и воспользовались старым. Голунов не стыдится позвонить своему спикеру, если сделал про него ошибку в тексте. Есть возможность, что герой удивится такому поступку и запомнит журналиста. Также спецкор не доверяет тем «анонимным» источникам, которые не согласны с ним идти в суд. В противном случае, если будут какие спорные моменты, то судья не поверит журналисту, и тут уже ничего не докажешь. Ещё одним из лайфхаков от Голунова, который может быть полезным журналистам, – это пристальное внимание к мелочам. Он рассказал забавную историю, связанную с вице-мэром Москвы и экс-министром строительства РТ Маратом Хуснуллиным. Как-то Иван прогуливался по элитному коттеджному посёлку и решил осмотреть дом чиновника, адрес которого знал заранее. И вроде бы ничего примечательного, высокий забор. Кирпичные стены. Но в одном из окон он увидел банку с чайным грибом. «Эта информация, в принципе, бессмысленна, если её рассказать читателям, - говорит Голунов. - Про то, что вице-мэр занимается йогой, широкой общественности известно. Но этой информацией про гриб можно налаживать контакт с сильными мира сего, шутить и таким образом втираться в доверие». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|