Великий экспериментаторОбщество    11 декабря 2019, 16:45Руководитель оркестра La Primavera – личность многогранная и разносторонняя. За что его и любит публика. На выступлениях часто царит волшебная атмосфера, какую редко где можно встретить на концертах академической музыки. Как соединить классику, рок, кукольный спектакль, современный танец и приправить всё это звучанием струнных, для чего оркестру искать одарённых детей со всей республики и о предстоящих сюрпризах для публики Рустем Абязов поведал в интервью корреспонденту портала «Вверх». Юбилейные радости- Рустем Юнусович, у вас уже полтора сезона проходят под юбилейным флагом. Сначала ваше 60-летие отмечали, которое было весной этого года, а в ноябре уже оркестр - своё 30-летие. Что запомнилось вам больше всего? - Мы давно в атмосфере праздника находимся, это правда. И как всегда любой праздник встречаем ударным трудом. Были интересные программы, концерты и гастроли. Мы съездили во Францию и Швейцарию, по России хорошо погастролировали. Если вспоминать из последнего, то накануне юбилейного концерта, 22 ноября, в филармонии мы совместно с виолончелистом Денисом Шаповаловым представляли программу «Tribut To Pink Floyd». Давно договорились, что он привезёт её в Казань, но это достаточно дорогостоящий проект - мы бы его сами не потянули, поэтому привлекли в качестве партнёров филармонию. Получилось что-то космическое. Как говорит его супруга, которая тоже работала над этой программой, всё получилось очень слаженно. Обычно проблемы начинают возникать то в подготовительном процессе, то оркестр что-то не может, то со светом какие-то неполадки. А в Казани всё сложилось. Была одна репетиция, в день концерта был небольшой прогон, и результат получился замечательным. В последнее время значимые для нас концерты снимаем четырьмя камерами и такую запись передали Денису Шаповалову, возможно, что-то из этого выйдет. А учитывая, что я сам очень люблю Pink Floyd, то получил от концерта истинное удовольствие.
- Раз у оркестра юбилей, наверное, и без подарков не обошлось? - В этот раз очень порадовала администрация Казани. Они, зная, что мы готовимся к юбилею, выделили два с половиной миллиона рублей - и мы на эти деньги смогли совершить очень много интересного. Несмотря на то, что «Абязов-фест» – это наш совместный проект с министерством культуры, так получилось, что (я надеюсь, по технической причине) событие не попало в план работы ведомства. И мы остались без финансирования. Если бы нам в этот момент город не помог, то «Абязов-фест» попросту сорвался бы. А так он прошёл грандиозно. На выделенные городом деньги мы съездили на гастроли за границу. Обычно принимающая сторона берёт все расходы на себя внутри страны, куда мы приезжаем на гастроли, но туда надо ещё и прилететь. А это огромная статья расходов. Также среди подарков для нас – новые костюмы, в которых оркестр как раз и выступал на юбилейном концерте. Для зрителей мы выпустили три флешки с лучшими нашими выступлениями. Диски сейчас нет смысла выпускать, в домах уже и техники нет такой, куда можно было бы их вставлять. Я обратился в Фонд содействия культуры при Президенте РТ, и нам подарили очень нужную вещь – профессиональное электрическое пианино. Его привезут из Японии. Дело в том, что у оркестра много выездных концертов, а аренда рояля идёт отдельно от аренды зала - как правило, это около 10 тысяч рублей. Одно дело, когда на сцене играет пианист, эти затраты оправданы. Но иногда рояль нужен для аккомпанирования артистам. Конечно, в таком случае проще использовать свой инструмент. Причём, он очень качественный и по звуку не отличим от настоящего рояля. Но есть ещё не материальный подарок, каким я считаю переход творческой программы «Звёзды из завтра» на республиканский уровень. Хотя это, наверное, не столько нужно для оркестра, сколько для одарённых детей. Проект уже 5 лет с большим успехом проходит в Казани. Пару лет назад я уже пытался, чтобы этот конкурс получил статус республиканского, но не вышло. А сейчас нас поддержали и министерство культуры РТ, и президент Татарстана Рустам Минниханов. Мы хотим охватить все 43 района РТ. Сейчас выбрали шесть крупных городов, куда будут стекаться таланты из близлежащих уголков, - это Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма и Буинск. Я повсюду в октябре проехался, встретился с директорами учебных заведений. Для них этот конкурс тоже в новинку. Организаторы на местах собирают заявки на участие от всех районов, и я в начале февраля следующего года отправляюсь по Татарстану, чтобы каждый день отслушивать участников. Сначала конкурсанты будут отбираться для гала-концерта в шести городах, оркестр будет выезжать и репетировать вместе с ребятами. А 1 июня состоится общереспубликанский гала-концерт, на котором выступят лучшие из лучших. Передо мной стоит сложная задача: 4 декабря я отслушал казанский «куст» - приехали дети из восьми районов, было около 100 заявок. И пришёл к выводу, что трудно будет отбирать ребят. Один только воспитанник Кукморской детской музыкальной школы Ильназ Мубаракшин чего стоит! У него природная техника, и он уверенно сегодня играет «взрослые» сложные сочинения. Взять в финальное представление хочется многих, но по опыту знаю, что номеров может быть не больше 22-24, в противном случае всё это превращается в зур-концерт, а этого формата не хочется. Оркестр с интерактивом- Вы следите за детьми, которые выходят из конкурса? - Это происходит невольно. Во-первых, часто они возвращаются в проект. Тот же Умар Бикбаев пришёл к нам в 6-летнем возрасте и уже тогда был лауреатом около 60 конкурсов. А в этом году он уже свободно сыграл на своём инструменте скрипичный концерт «Зима» Вивальди. Я знаю, что у некоторых ребят после участия в «Звёздах из Завтра» жизнь действительно меняется. Помните Алексея Романова, который удивил всех тем, что играет на фортепино при отсутствии рук? По моей рекомендации его приняли в детскую музыкальную школу, мальчик начал получать музыкальное образование. У него появился итальянский продюсер, который начал возить Алёшу по концертам за рубежом. Мальчуган попал в программу «Пусть говорят», которая в то время выходила ещё на «Первом канале», с баварского радио попросили связать журналиста и дарование, про Романова вышла статья в лондонской газете «Гардиан»… А ведь не случись конкурса, ничего этого могло бы и не быть. - Помимо этого, вы собираетесь с оркестром в мини-тур по Татарстану по домам-интернатам, где живут дети с ограниченными возможностями здоровья. - Да, мы подали на грант и надеемся, что нас поддержат.13 января оркестр собирается в недельную поездку по республике и даст 14 концертов. Это для нас не первый подобный опыт, но до этого были точечные выезды. Во время проведения проекта «Мелодии из мобильникa», который охватил 21 село, мы столкнулись с катастрофической ситуацией, когда в залах не было ни одного человека, включая взрослых педагогов, кто живьём слышал бы классическую музыку. А большая часть и по телевизору-то её не слышала. Что говорить о ребятах с ограничениями здоровья. Для них мы подготовили специальный концерт-викторину, чтобы дети не сидели и не просто слушали, а в каждом произведении были задействованы тем или иным способом. - Для чего оркестру такая бурная деятельность с явно социальным оттенком? - По большому счёту, мои музыканты были бы больше довольны, если можно было никуда не выезжать. Тем более играть для детей с ОВЗ – это испытание не из лёгких. Когда ты видишь больных детей и при этом создавать праздник – это не так-то просто. То же и со «Звёздами из завтра». Особого творческого подъёма это нам не принесёт.
И самим не скучать, и зрителей удивить- Вы большое внимание уделяете произведениям татарских композиторов. В каком состоянии находится наша творческая интеллигенция, способен ли кто-то громко прогреметь с татарской музыкой на весь мир? - 4 декабря у нас состоялся концерт под названием «Обертоны земли предков», полностью состоящий из произведений композиторов Татарстана. Я весной обзвонил всех, кого считал нужным, попросил сочинить что-то специально для этого события. Практически все подготовились, и у нас на 3/4 концерт состоял из премьер. Я не хотел брать классику, а только произведения ныне здравствующих композиторов. Получилось, что я выступил идейным вдохновителем для создания семи новых произведений. - Среди многих дирижёров вас отличает склонность к экспериментам, и за это качество вас публика тоже очень любит… - Я специально к экспериментам не стремлюсь никогда. Но если возникает что-то интересное, меня это увлекает. Я вижу музыканта, который не совсем нашего формата и мне тут же хочется с ним создать что-то общее. И иногда я придумываю то, что вы называете экспериментом, когда соединяется несоединимое. В какой-то степени это желание и самим не скучать, и зрителей удивить. Но, тем не менее, мы всеми руками держимся за академическую музыку. Мы не против эксперимента, но это не самоцель. - Как вы считаете, тот совместный концерт ВИА «Волга-Волга» и оркестра La Primavera может иметь продолжение, и как вы оцените этот опыт? - Оркестр очень ждёт приглашения на их фестиваль «Волга-Волга», который в 2020 году будет отмечать маленький 5-летний юбилей. Может быть, удастся нам сделать что-то новое. Я думаю, что и лидер группы Антон Салакаев сам в этом заинтересован. Поскольку это и украсило бы само событие, и придало ему немного другой статус. Мне кажется, публика осталась довольна тем совместным концертом, который был в их 21-летие. - Что вас ожидает в ближайшее время в плане гастролей за пределами нашей страны? - Мы много ведём переговоров, пока есть Турция, и в 2021 году нам предлагают гастроли в Латинской Америке. Но это очень дорогостоящий проект, всё будет зависеть от того, помогут нам с финансами на перелёт или нет. Так вышло, что на континенте достойных залов - по одному в каждой стране, поэтому передвигаться придётся много. В апреля следующего года мне удалось организовать не просто гастроли La Primavera, а дни культуры Татарстана на Мальте. Помимо этого мы примем там участие в местном крупном фестивале, так что планов много. «Грёзы любви» под Новый год- Раз уж заговорили о будущем, сформирована ли программа будущего Абязов-феста? - Полностью. Она будет посвящена сказкам, мифам и легендам в музыке. Все помнят балет Петра Чайковского «Щелкунчик», музыка там обалденная. Я вдруг подумал, что можно создать на этой основе одноактную монооперу. И человек, который это может исполнить, это Алина Шарипжанова. Мы уже отобрали номера, которые будут звучать, я сейчас создаю вокальную партию, договорился с Альбиной Абсалямовой, что она напишет стихи. Естественно, мы используем и новеллу Гофмана. Весь этот симбиоз мы представим на фестивале. Также мы хотим исполнить редко звучащий одноактный балет «Аполлон Мусагет» Стравинского. Я договорился с казанским камерным балетом «Пантера», что они будут отвечать за хореографию в этой истории. Происходить всё это будет не в БКЗ, а в филармонии. И чтобы усилить мифы, мы решили поэкспериментировать и с «Шурале». Я обожаю музыку Фарида Яруллина в этом балете. И я предложил новому главному режиссёру театра кукол «Экият» Ильгизу Зайниеву сделать на этой основе спектакль, и он вроде бы загорелся. Не знаю, как это будет происходить на сцене БКЗ, но мы с оркестром можем сыграть и записать фонограмму, и потом этот спектакль можно будет смело переносить в театр кукол. Но впереди у нас ещё восьмой фестиваль «L’arte del arco», который в этом году будет беспрецедентным по количеству участников. Мы долго хотели пригласить виолончелистку Кристину Раух из Германии. Два года не могли до неё достучаться, и всё сошлось. На открытии у нас будет интересный симбиоз из скрипачей. Выступят Разван Стойка из Румынии и Шломо Минц. При этом выяснилось, что первый учился у второго, и посмотреть их в одном концерте, мне кажется, будет очень любопытно. По традиции, концерты пройдут не только в Казани, но и в Набережных Челнах и Нижнекамске. Не обойдётся и без мастер-классов от звёзд. - И последний вопрос. Не секрет, что есть целая армия поклонников, которая ждёт именно вашего рождественского концерта. Что вы приготовили на этот раз? - Мы наконец-то сумеем, если ничего не случится, представить «Грёзы любви». Года 3-4 назад мы пытались воплотить эту идею, но тогда Алина Шарипжанова готовилась и стала мамой. Это будет её сольный концерт, и хочется показать её не только в том ракурсе, к которому все привыкли, а убедить публику, что она универсальная певица. Может спеть и классику, и татарские произведения. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|