«Вверхшифтеры выходного дня»: Это просто восходительно!Общество    14 сентября 2019, 14:28
Ничего страшного, просто горняжкаЕсть у Монгун-Тайги и другие «фишки». Гора является высшей точкой Тувы и всей Восточной Сибири, и почитается тувинцами как священная. Сетевые «знатоки» нравов этого народа даже утверждают, что, если сообщить о планах восхождения на гору местным, они обязательно помешают вам это сделать. Наконец, интересный факт - на карте Тувы две горы с таким названием. Ту, что пониже, туристы обычно называют малой Монгун-Тайгой, и о ней в интернете вообще нет информации. Руководитель турклуба «Новые кочевники» Павел Добряк, с которым я этим летом путешествовал по Туве, уже задался целью через год восполнить данный пробел. Так впечатлил его «абсолютно гималайский» вид на вершину, открывающийся из близлежащего посёлка Кызыл-Кая. В этом году, однако, у нас в нитке маршрута значилась именно Монгун-Тайга. В изначальном плане путешествия восхождение на гору должно было состояться уже на третий день после приезда в Туву. Это было крайне нежелательно с точки зрения акклиматизации, но как сказал Павел: «Если у людей случится горняжка, ничего страшного – после восхождения будет время прийти в себя». Реализовать вариант с быстрым восхождением помешала погода. Водные процедурыПока в Красноярском крае полыхали пожары, в соседней с ней Туве, а точнее в её юго-западной части, по которой и проходил наш маршрут, установилась дождливая погода. Монгун-Тайгу в эти дни за тучами почти не было видно, и мы проводили время в переездах от одной природной диковины к другой. Впрочем, первую диковину – реку Енисей – мы оценили ещё при хорошей погоде. Несмотря на очень быстрое течение, вода в Енисее оказалась на удивление тёплой, тогда как в районе Красноярской ГЭС, где река намного шире, в ней из-за холода невозможно купаться. Водные процедуры вообще были идеей фикс нашей группы. Мы купались, не обращая внимания на температуру воды, силу ветра и нормы приличия, благо, местные этого не видели. Почти у каждого водоёма на нашем пути была какая-то яркая особенность. Так, озеро Ак-Холь рядом с одноименным детским лагерем считается целебным. В нём обитают рачки, которые, если подольше постоять в воде без движения, впиваются в кожу и сосут «дурную кровь». На озере Хиндиктиг-Холь, если верить нашему гиду Лёше Хоюгбану, прошлым летом рыбачил сам Путин. Двое парней из нашей группы, вдохновлённые его примером, тоже решили попытать удачу. Нашли рядом с рыбацкой избушкой оглоблю, привязали к ней осколок шифера – вот и весло. Оставленная на приколе лодка сильно пропускала воду, так они приспособили под черпак походный котелок. Удочки у парней и так с собой были. Лодка пропускала воду больше, чем ожидалось, и наши рыбаки вернулись, не отплыв от берега и десяти метров. В это время на моторке приплыл хозяин избушки. Он подарил нам целый невод рыбы, и не абы какой, а хариуса, а по поводу удочек заметил: «Я вырву себе глаз, если кто-то из вас поймает здесь рыбу на удочку». Несмотря на простецкую внешность наш благодетель, как оказалось, в советское время успел поработать первым секретарем Монгун-Тайгинского райкома КПСС. Мост единенияЭто был мой первый автомобильный тур. Со стороны может показаться, что ничего сложного здесь нет – сидишь себе на пассажирском месте и любуешься пейзажами за окном. Всё примерно так и было, но с двумя оговорками. Оговорка №1 – дорожное покрытие. Оно на маршруте было по большей части грунтовым. Местами дорога переходила в верховое болото, и тогда мы высаживались, чтобы общими усилиями вытянуть «буханку» из очередной грязевой ловушки, местами – в «долину острых камней». Только каким-то чудом мы не пробили на камнях колесо. Оговорка №2 – деревянные мосты через речки. Создалось впечатление, что их все построили во времена, когда Монгун-Тайгинским кожууном руководил рыбак с озера Хиндиктиг-Холь, и с тех пор ни разу не ремонтировали. Одному из мостов время и весенние паводки придали форму, похожую на спираль ДНК. Но Лёша Хоюгбан все равно взялся его переехать, разумеется, высадив перед этим экипаж. Стоило «буханке» подняться на мост, как тот еще больше наклонился и… Был момент, когда казалось, машина вот-вот опрокинется в реку вместе с Лёшей и нашими рюкзаками. Машина не опрокинулась, но и вернуть её обратно на грунтовку было нельзя. Мешало бревно, упершееся «буханке» в днище. На наше счастье к месту чэпэ подъехал тувинец на «Ниве», в багажнике которой оказалась бензопила. «В сложной ситуации все должны держаться вместе», - выразил значение момента Шолбан, и под проливным дождём группа приступила к спасработам. Домкратом мы приподняли машину, спилили бензопилой проблемное бревно, натаскали камней под задние колеса, привязали верёвку к переднему мосту и, ухватившись за неё, приготовились страховать Лёшу на случай, если всё-таки «буханка» опрокинется. Обошлось. Не знаю как другие, а я заплакал, когда машина вернулась на грунтовку. После этого мы провели не менее эпичные работы по ремонту моста, и таки переправили обе наши машины на другой берег. День «Икс»По спутниковому телефону сообщили, что в ближайшие два дня в районе Монгун-Тайги ожидается ясная солнечная погода. Один день ушёл на то, чтобы подъехать поближе к горе (но всё-таки значительно дальше, чем это делают туристы, не обременённые машинами), и вот, наконец, завтра должно состояться восхождение. Накануне я так сильно волновался, что не смог уснуть, и встал с единственной мыслью: поскорее бы вернуться в лагерь, чтобы выспаться. Из лагеря вышли в 20 минут четвертого ночи. С тем расчётом, чтобы при низкой воде перейти речку, вытекающую из-под ледника, и успеть спуститься в лагерь до наступления сумерек. После перевала Буревестник (сплошная «сыпуха») начался участок, похожий на рисунок кардиограммы: подъём – спуск, подъём – спуск… На вершине каждого подъёма я ложился на курумник и на несколько минут закрывал глаза – хоть какая-то компенсация бессонной ночи. В месте, где скальная часть маршрута переходит в ледово-снежную, мы надели альпинистское снаряжение и разбились на две связки. Связкой называют несколько человек, встёгнутых в одну верёвку, с целью безопасного преодоления сложного горного рельефа. В нашем случае сложность рельефа определялась наличием ледника, покрытого толстым слоем снега. Под снегом наверняка имеются трещины и, если ты провалишься в одну из них, другие участники связки своим весом и ледорубами помешают твоему падению. В связке шёл с осознанием того, что ещё немного и главная цель нашего путешествия достигнута. Усталость, помноженную на бессонницу, как рукой сняло. Я расслабился, ледоруб держал на манер трости, и… не заметил, как правая нога провалилась выше колена в снег. Трещина. Всё-таки нужная это вещь – связка! Мы на вершине. По виду и не скажешь – у Монгун-Тайги она ровная и широкая как футбольное поле. А в центре – оваа или укреплённый двумя верёвками шест, на который верующие тувинцы вешают разноцветные ленты (по-тувински чаламаа). Лент и прочих даров - от сладостей до черепа горного барана - так много, что понимаешь: священный статус горы не мешает тувинцам совершать сюда восхождения. Свой маленький дар (половинку перевальной шоколадки) оставил Монгун-Тайге и я. Только очень самонадеянные люди могут думать, что они покорили гору. На самом деле, гора пустила их к себе. Спасибо тебе, Монгун-Тайга, за это! Алексей Егоров
Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|