Дрон в законеОбщество    10 сентября 2019, 13:44
А ещё этим летом лёгкие на подъём в небо дроны (другое название БПЛА) стали неподъёмными по размеру штрафа, налагаемого за их незаконное использование. Эксперты уже предрекали конец отрасли, но решение проблемы неожиданно нашли в Татарстане. Предполётные испытанияЗа нарушение правил использования воздушного пространства штрафы для физических лиц после 26 июля выросли в десять раз – с 2-5 тысяч до 20-50-ти. Юридическим лицам придется раскошелиться соответственно на 100-150 тысяч. При этом закон составлен так, что выполнение всех его требований крайне обременительно, если не сказать больше – невозможно. Рассказывает председатель Ассоциации владельцев БПЛА в РТ Алексей Галютин: «В нашей сфере есть два типа правонарушений. Первое - связано с отсутствием временного или местного (над городом) режима полётов. Для его получения сначала нужно согласовать полёт в ФСБ, потом уведомить МВД, Росгвардию и Татнавигацию. На прохождение этих инстанций уходит от 5 до 7 рабочих дней. Собранные документы подаются в комитет по транспорту. Там они рассматриваются ещё 5 дней. Разрешение от комитета отправляется в Самарский зональный центр единой системы организации воздушного движения…». Здесь я позволю себе отвлечься и сказать несколько слов о месте и времени моей с Алексеем Галютиным встречи. Она состоялась в конце августа в парковой зоне Иннополиса, где члены Ассоциации собрались на традиционный пикник. Поесть шашлыка и показать лётное мастерство пришли не только владельцы дронов, но и авиамоделисты. На их по большей части склеенные из потолочного пенопласта «самолётики», оказывается, тоже распространяется действие ст. 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства». «Самарский центр, – продолжает Галютин, – согласовывает полёт и сообщает фамилию должностного лица, давшего добро. Эту фамилию указывают в представлении на имя начальника Главного центра ЕС ОрВД в Москве. Не менее чем за 5 суток до полёта его нужно подать…»
Второй тип правонарушений в сфере использования БПЛА связан с вылетом дрона за пределы трассы, маршрут которой был согласован. За это придётся выложить 20-50 тысяч. Остаётся добавить, что описанную выше процедуру нужно проходить перед каждым полётом. Татарстан - не исключение, но у нас смогли заменить утомительное хождение по инстанциям компьютерным алгоритмом. Плата за небоИзменения в Административном кодексе напрямую затронули интересы предпринимателей, зарабатывающих с помощью дронов деньги. Это не только фото- и видеосъёмка, но и мониторинг нефтегазовых сетей, инвентаризация складов, доставка медикаментов в труднодоступные места, орошение полей и пр. Каждый проект такого рода перед внедрением должен пройти тестовые испытания, проведение которых тормозится из-за сложности процедуры согласования. В Татарстане нашли выход из сложившейся ситуации. В июле 2017 года на расширенном заседании совета по предпринимательству при Президенте РТ бизнесмены предложили создать единую информационную систему для принятия заявок на регистрацию дронов в электронном виде и тиражирования её в ведомства, разрешение которых нужно получить. Рустам Минниханов идею поддержал. Всё получилось так, как и просили владельцы БПЛА. Есть сайт Ассоциации, на котором нужно единожды зарегистрировать себя и свой аппарат, и указать желаемую зону полётов из тех, что разрешены. Процедура регистрации пилота занимает от недели до месяца. Она включает в себя согласования и получения разрешения от ведомств. После этого пилот накануне может регистрировать полёты в рамках согласованных зон. В тестовом режиме сервис работал на безвозмездной основе, но по мере увеличения числа пользователей (сегодня это более 300 человек) появилась необходимость в расширении команды и, как следствие, введения системы членских взносов. «Мы приняли решение, – объясняет Галютин, – для любителей, которые занимаются авиамоделизмом и дронрейсерством, выделить специальные зоны. Грубо говоря, это места, где они чаще всего тренируются. За полёты в них взимается абонентская плата 500 рублей в месяц. Если пилот хочет летать за пределами любительских зон, он ежемесячно платит 1000 рублей. При этом он может летать и в любительских зонах». – Допустим, я оформил регистрацию на сентябрь, а потом возобновил полёты только в декабре. Мне за октябрь-ноябрь тоже надо платить?
Высоко сидит, далеко глядитЭтим летом я был в горах, где мои новые знакомые использовали дрон для выбора правильного маршрута восхождения на вершину. В альпинизме это, без преувеличения, вопрос жизни и смерти. Неужели и в этой сфере без регистрации не обойтись? Данный вопрос я адресовал создателю сервиса и руководителю IT-службы Ассоциации Игорю Заломскому. «Горы горам – рознь», - ответил Игорь и неожиданно переключился на район озера Лебяжье под Казанью. Там очень любят тренироваться владельцы дронов, а между тем не так далеко от озера находится вертолётный завод, откуда геликоптеры регулярно совершают тестовые полёты на низкой высоте. По словам Заломского, от столкновения двух машин над озером никто не застрахован.
Не надо думать, что для обнаружения пилота его дрон нужно обязательно поймать. Местонахождение пилота можно вычислить по траектории движения аппарата с помощью специальных радаров. Кроме того, перспективной является идея чипирования дронов. Чип позволит заинтересованным службам отслеживать движение дронов, а вот удалить его без поломки самого аппарата будет невозможно. Но это задача не первой важности. В приоритете – создать условия для легального функционирования беспилотной авиации в масштабах всей страны. Пока сервис Ассоциации действует только для Казани и близлежащих к ней районов - Зеленодольского, Верхнеуслонского, Пестречинского, Камско-Устьинского, Высокогорского и Лаишевского. Осенью Ассоциация планирует начать работу по подключению к сервису районы Закамья, а дальше… А дальше как позволит законодатель и административный ресурс в регионах. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|