О связи чтения и отупленияОбщество    14 марта 2019, 10:16
На самом деле, мне не важно, какую книгу чествуют в тот или иной день. Будь это хоть пособие по черчению, главное, чтобы его можно было не только купить, но и взять в библиотеке. Так оно доступнее… Вот только библиотеки себя сегодня чувствуют не очень. Как – постараюсь рассказать в этом материале. Люди со связями и безСогласно «Своду годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России», библиотечная сеть Республики Татарстан по состоянию на 2018 год состоит из 1514 библиотек. В это число входит 1510 муниципальных библиотек, объединенных в 45 (по числу районов) централизованных библиотечных систем (ЦБС) и 4 республиканские библиотеки. В общей сложности в библиотечной сети республики работает 3063 библиотекаря.
В основном же, это женщины средних лет, любящие свою работу и очень боящиеся ее потерять. Не потому что она по достоинству оценена государством, а по причине сокращения отрасли, о чем будет сказано отдельно, в силу чего большинство сотрудников библиотек вынужденно выбирают стратегию приспособления к требованиям работодателя. Лишь бы любой ценой сохранить работу, поскольку перспектив у них, особенно в маленьких городах, сельской местности (здесь находится 86% татарстанских библиотек), нет.
«Хотя вы написали, что анонимность гарантируется, – уточняет в начале нашей с ней переписки сельский библиотекарь Миляуша (здесь и далее имена респондентов и названия населенных пунктов, в которых они работают, изменены), – все равно обращаю внимание: мне бы не хотелось, чтобы моя фамилия называлась, так как у меня тогда будут проблемы. У моего руководства связи везде, обязательно найдется человек, который передаст моему директору об этом». Альтернативная прибавкаКонечно же, меня интересовал уровень зарплат в отрасли. По информации, полученной из Национальной библиотеки РТ, максимальное вознаграждение, на которое может рассчитывать библиотекарь в республике, до вычета подоходного налога составляет 27 тыс. рублей. Эта сумма, помимо оклада, складывается из надбавок за категорию (до 920 рублей), стаж работы по профилю (до 3375 рублей), качество (до 5830 рублей), наличие почетных званий и государственных наград (1534 рубля). В свете приведенных цифр нужно понимать три вещи.
Второе – надбавка за качество зависит от оценочного листа, который в каких-то учреждениях заполняется раз в квартал, а в каких-то каждый месяц. Библиотекари указывают в нем участие в конкурсах, публикации, ведение кружков и прочую активность, ставят напротив каждой позиции баллы, а потом, внимание, руководитель ЦБС их подтверждает или пересматривает, как правило, в сторону занижения. В конечном итоге, овчинка не всегда стоит выделки. Ну и третий, пожалуй, самый печальный момент. Упомянутые здесь зарплаты только в конце прошлого года стали такими. В них забили и повышение МРОТ и пресловутые «майские указы», которые с очень большим опозданием стали выполняться в отрасли. И, как это обычно у нас бывает в бюджетной сфере, прибавка нивелировалась накрученными со времени предыдущего повышения зарплат обязанностями. Сельский библиотекарь Надежда объясняет: «Мы теперь обязаны вести свою страницу на сайте Национальной электронной библиотеки, наполнять сайт учреждения, в котором работаем, хотя он сейчас плохо функционирует, так как был создан на бесплатной основе. Еще мы начали выдавать электронные читательские билеты, ведем электронный журнал АБИС «Руслан», занимаемся ретроконверсией (переводом в машиночитаемую форму – Ю.П.) карточного каталога и штрихкодированием книг». Полки для отказниковНагрузка на библиотекарей возросла не только из-за появления новых обязанностей, но и по причине сокращения отрасли. Вот что по этому поводу говорит библиотекарь Мадина из Альметьевска: «Число библиотек и библиотекарей сокращается. Пользователи закрывшихся библиотек приходят в другие библиотеки города. Это значительно увеличивает нагрузку на библиотекарей, у которых кроме обслуживания читателей есть много других обязанностей, и число этих обязанностей с каждым днем растет. Получается, что библиотекарь постепенно начинает выполнять все большие объемы работы, получая все ту же мизерную зарплату».
В НБРТ отмечают две причины этого - сокращение численности населения и износ зданий библиотек с последующим признанием их аварийными. По моему мнению, если не переломить ситуацию с приобретением актуальной, а не спущенной кем-то сверху литературы, скоро библиотеки начнут закрывать еще и по причине ухода из них читателей. Зачем им библиотека, в которой нет новых востребованных книг и журналов?! Библиотекарь Артур из Казани рассказывает: «Средства, выделяемые на комплектование книжного фонда из муниципальных источников, не менялись в течение пяти лет, в то время как книги дорожают практически ежегодно в среднем на 15-20%. В библиотеках ведется картотека отказов. Большинство отказов связано с отсутствием в фонде ЦБС научно-популярной литературы, литературы на иностранных языках, детской литературы, разрекламированных в СМИ книг по принципу «сегодня на экране, завтра на полке», книг лауреатов литературных премий, только вышедших из печати. Кроме того не хватает экземпляров русской классики для детей». И, кстати, неизменное финансирование – это еще не так плохо. В некоторых районах финансирование сокращается, а вслед за этим отменяют подписку на популярные периодические издания.
Умилил ответ НБРТ на мой вопрос, как такое могло произойти. Там ответили, что нацбиблиотека «регулярно осуществляет подписку на журналы, начиная с 1929 года». И что мне с того, если я живу где-нибудь, допустим, в Муслюмово?! В этих условиях источником пополнения фондов иногда становятся сами читатели. Многие из них, видя, что в библиотеке нет той или иной литературы, покупают ее, а потом просто дарят бедствующему учреждению культуры. Или кто-то освобождает квартиру от книг и приносит их в библиотеку. Часто в роли дарителей выступают сотрудники. А вот буккроссинг почему-то, несмотря на мировую известность этого движения, у нас пока плохо работает. На полках для буккроссинга обычно оставляют старые и не интересные читателям книги. Лучше бы они закрылись?Отдельная тема – приобретение библиотеками книг по линии участия в различных конкурсах. «Сейчас можно сделать вывод, - размышляет на эту тему библиотекарь из Набережных Челнов Кирилл, – что государству интересно не просто вливать деньги в те или иные сферы, а финансировать четко определенные проекты. Проведение конкурсов и выделение грантов в условиях бедного финансирования заставляет работников двигаться. В конкурентной борьбе активные учреждения получают максимум, менее активные – минимум. Есть те, кто не вписывается в такую систему. Обычно такие учреждения находятся в упадке и про них говорят, что лучше бы они закрылись». А может быть не только активным, но и всем библиотекам вообще пора закрыться? Это я, консервативный, привык ходить за книжками в библиотеку, а у продвинутой молодежи на этот счет есть интернет и целый арсенал гаджетов для чтения… Опрошенные библиотекари убедили меня в том, что это мое суждение в корне неправильное. Самыми убедительными мне показались аргументы библиотекаря Катерины из Бугульмы. Она говорит: «Если следовать этой бредовой логике (о всемогущем интернете – Ю.П.), то нам и школы не нужны, ведь можно скачать учебник и законспектировать его.
Это мнение я категорически не разделяю, оно продвигается в СМИ, потому что очень удобно властям. Оно убивает двух зайцев, поскольку способствует экономии бюджетных средств на библиотеках и общему отуплению населения. Кроме того, большинство из тех, кто говорит, что на смену библиотеке пришел Интернет, делают в Интернете что угодно, но только не читают». Униженные и растоптанныеСегодня модно рассуждать о том, каким должен быть тот или иной социальный институт в будущем. Это сразу переводит проблему в плоскость прекрасного далекого, ссылками на которое так удобно кормить не очень глубоко мыслящих современников.
В ответ кто-то изобразил место, где можно «наслаждаться комфортом», кто-то предложил футуристический проект с библиотекарем, распечатывающим любую запрошенную книгу «в нужном читателю формате, шрифте, цвете и т.д.», кто-то ударился в пространные рассуждения о том, «как библиотека хранилищного типа преобразуется в социально и коммуникативно-ориентированный тип»… Больше других мне приглянулся ответ библиотекаря Марины из Чистополя. «Чтобы получить хорошую библиотеку будущего, - говорит она, - первое, что мы должны сделать, это возродить уважение к библиотеке в сознании людей.
Пока сохраняется такое положение дел, очень сложно говорить о библиотеке будущего. Нужно, прежде всего, менять политику государства в отношении библиотек, увеличивать их финансирование. Нужно сделать так, чтобы библиотеки жили и свободно дышали, а не выживали и не чувствовали угрызения совести за каждый потраченный рубль. Нужно обеспечить библиотеке достойное настоящее и потом уже думать о библиотеке будущего». Юрий Платонов Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|