«Театр не воспитывает никого. Человека воспитывают дороги, которые ведут до театра»Интервью    25 сентября 2018, 10:19Буинский драматический театр является уникальным в своем роде. Он много времени находится в гастролях, а этим летом им удалось заполучить в гости самого Сергея Безрукова со своим «Маленьким принцем» в сопровождении симфонического оркестра. Худрук Раиль Садриев на своем опыте доказывает важность проекта «Театры малых городов», который курирует «Единая Россия». Люди в Буинске с дворянским образованием. Всё получили во дворе- В последнее время в театрах используется провокация, режиссеры стараются выпустить постановку поскандальнее. Как вы думаете, почему это происходит?
В нашей республике скандального меньше, потому что наш менталитет немножко другой. Интерес скандалом на какой-то момент можно себе создать. Но для зрителей нашего театра удивительны другие вещи. Допустим, я купаюсь в проруби, и, выходя из воды, стихи рассказываю. Вот это удивительно. А скандальный спектакль сегодня нужен для искушенного зрителя, для большого города. Это могут позволить себе Камаловский, Качаловский, московские театры прежде всего. - Ваш театр является одним из самых гастролирующих по республике. Почему так вышло? - Да иногда нас так и называют, театр на колесах. Очень большой процент мы играем вне своей сцены. В этом году в Казани у нас три или четыре гастрольных тура, также по Москве и московской области гастролировали.
Сначала три спектакля в Оренбурге, а потом – Костанай, Петропавловск, Кошетау, Астана, Караганда, Семей, Алматы, Талдыкурган, Кызылорда, ну и потом уже, въезжая в Россию, – Уральск, Нальчик, Карачаевск и Черкесск. На Кавказе у нас запланировано три дня отдыха, чтобы артисты посмотрели Домбай и Приэльбрусье. Представляете, какие впечатления насобирает труппа? Это молодые актеры, когда столько времени находятся вместе, они привыкают друг к другу, становятся сплочённой командой. Последние 6-7 лет мы не бывали в Сибири. Но раньше гастролировали и в Нижневартовске, и в Тобольске, там, где много татарского населения. По сути, во время гастролей актеры наблюдают, как протекает жизнь в других городах, какие обычаи – все это развивает кругозор. И потом что-то они уже могут использовать в своих работах. «И что мы будем ждать этот волшебный мир театра, который наступает раз в год»?- Одной из целей федерального проекта «Театры малых городов», по которому региональным театрам выделяются гранты на новые постановки, является равный доступ к культурным ценностям всех граждан России. Что вы планируете сделать в рамках этого проекта? - У нас премьера готовится по программе «Театры малых городов». Спектакль «Абага» по произведению живого классика, нашего современника, Ркаила Зайдуллы. По пяти его рассказам. Для нашего театра это достижение. Буинск - это провинциальный город. Не каждый хочет сюда попасть после вуза или театрального училища. Мегаполис диктует сегодня другие условия. Жить в мегаполисе гораздо комфортнее, и возвращаться сюда трудно. Поэтому люди здесь с дворянским образованием. Всё получили во дворе. Специального театрального образования нет.
Приезд театральных режиссеров, проведение творческих лабораторий, приезд 23 коллективов, визит Сергея Безрукова – все это бесценно. Посмотреть сами спектакли, посмотреть, как репетируют московские театры, труппы из Азербайджана и Казахстана, - это великолепный опыт, причем, для каждого из участников. Что же касается проекта «Театры малых городов», который курирует «Единая Россия», - это для нас просто колоссальная поддержка. В первый год деньги пришли с опозданием. Потом, когда сума поступила на счет, начали выпускать спектакль – но тоже, не знаешь, как с чужими деньгами работать. В этом году спектакли ставили уже более осмысленно. За два года мы обновили и свою материально-техническую базу, и репертуар. На следующий год, если мы снова выиграем грант по этой программе, то пригласим топовых режиссеров поработать к себе, поставить спектакль. Для актеров с нашим дворянским образованием это ускоренный и доступный курс обучения. Ни один институт культуры и театральное училище не могут так быстро и так доступно дать образование. Пусть только никто не обижается, это мои личные наблюдения. Работа с такими режиссерами – это интерактивный процесс. Огромное спасибо «Единой России» за эту программу, очень нужны такие вливания. Особенно сейчас, когда мы живём в трудное время, когда мир меняется как погода, нужно сохранить что-то хорошее и в будущем увидеть нормальных достойных людей, которые будут дорожить собой и творить на своей земле. Чтобы сохранить в себе человека, нужен духовный хребет. Без хребта ни одно государство не может ходить. Оно может только лежать или сидеть. Оно будет существовать, но без хребта. Это не совсем живой организм. - То есть, в современном обществе театр по-прежнему играет воспитательную роль? - Театр не воспитывает никого, по большому счёту, и никто не приходит в театр за извечными вопросами. Человека воспитывают дороги, которые ведут до театра. Клумбы его воспитывают, парки, фонтаны. А театр это всё просто углубляет. Закрепляет на клеточном уровне. По программе «Театры малых городов» мы в прошлом году выпустили кукольный спектакль, на что директор татарского государственного театра кукол «Экият» Роза Яппарова где-то обмолвилась, что, дескать, мы непрофессионально ставим кукольный спектакль.
И когда драматический актер становится еще и кукольником, это великолепно. В Буинске театр «Экият» может позволить себе гастроли один или два раза в году и играть перед детьми.
И что мы будем ждать этот волшебный мир театра, который наступает раз в год? Надо больше детей пропускать через спектакли, чтобы они окунулись в это пространство, почувствовали сказку. Мы болеем за отчизну. А как иначе? Мы думаем открыть еще беби–театр для самых маленьких. Многие театры пробуют двигаться в этом направлении. У нас из Самары есть режиссер, который с удовольствием с этим форматом поработал бы. «Если бы не звуки виолончели, мы давно бы все осволочели»- Какая публика приходит к вам на спектакли, как бы вы ее охарактеризовали? - Я по профессии тоже не актер. Я философию преподавал.
Но как философ, я понимал, что количество всегда превращается в качество. И этот закон сработал. Сначала был низкого уровня юмор. Мы хотели завлечь людей, самим заявиться. Как родившийся ребёнок сразу с криком, привлекли к себе внимание, заполучили определенную аудиторию, и сейчас сами себя воспитываем вместе со зрителями. Кто-то ушёл от нас, кто-то наоборот приходит. Благодаря этой программе «Театры малых городов» я выпустил моноспектакль. Это тоже был эксперимент для нас. Как говорил Александр Филипенко, если бы я лет 15 назад выходил на сцену и начал приводить какие-то цитаты, читать какие-то стихи, поэму рассказывать, меня бы освистали. Также наверное, как и у нас. Сегодня читаешь стихи со сцены – и в зале тишина.
Подобрал 76 поэтов, и дальше начал думать, как два часа удержать публику, как она себя поведет. Для меня было это загадкой. И не поверите, на премьере стояла тишина. В некоторые моменты люди плакали. Были, конечно, те, кто не понял, куда они пришли. Они пришли на Раиля Садриева, думали, что он будет хохмить, анекдоты рассказывать, а у меня на афише было написано: «Вы ещё меня не знаете». Как написал Игорь Губерман, если бы не запахи и краски, если бы не бабушкины сказки, если бы не звуки виолончели, мы давно бы все осволочели. Представляете, какие заряженные слова? Конечно, мне бы хотелось, чтобы людей наши спектакли меняли. Но человек не сразу меняется. Он меняется потихонечку. Сначала сомневается. А спектакли можно сравнить с татарской губадией или с биг маком. То есть он многослойный. Человек приходит в театр, видит декорации – а это только пудра на пироге, или кунжут на гамбургере. Допустим, 600 зрителям из тысячи сам биг мак понравился в целом, четверо человек оценили прожарку мяса, 200 почувствовали разные сыры. И, только четыре человека оценили сложное сочетание всех слоев. И только один человек решит поменять свою жизнь после спектакля, потому что давно над этим задумывался. И это стало для него толчком. А остальная публика ещё раз придет в театр, для неё этот мыслительный процесс уже начался. Кто-то сказал же из великих, если ты сделал один шаг навстречу с Богом, Бог автоматически делает 1000 шагов навстречу тебе. Когда сейчас говорят, мол, кому нужен этот театр, нужно развивать IT-технологии. Но те, кто будет заниматься только айти, они и превратятся в айти-людей, станут роботами. Такой мир обречен. У Альметьевского театра скоро будет юбилей. Он был создан в 1944 году. Тогда по стране открыли еще 63 театра. А немцев мы разбили только в 1945. То есть, в то сложное время понимали важность этого учреждения в надежде на воспитание нормального следующего поколения. Театр - это место, где толпа превращается в народ. Я как один из руководителей большой группы татарстанских театров, думаю, что Татарстан занимает одно из лидирующих в России место по количеству государственных театров, хотел бы выразить благодарность за поддержку государства. А мы в свою очередь будем развиваться и дальше. Олеся Кучеренко Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|