Римма Ратникова: Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтениемОбщество    18 октября 2017, 13:34
Участниками форума стали заместитель Председателя Госсовета Татарстана, глава Союза журналистов РТ Римма Ратникова, зампредседателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (Москва) Евгений Кузьмин. Римма Ратникова в приветственном слове сразу оговорилась, что будет выступать эмоционально — как филолог, журналист и мама. По ее словам, Лев Толстой и его современники, классики литературы не могли представить, насколько резко к началу XXI века в мире упадет интерес к чтению, какими разрушительными для литературы окажутся процессы развития информационных технологий. «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры, — считает она. — Эти процессы идут не на периферии или поверхности, а спускаются все глубже и глубже к центру». «Увы, нынешнее молодое поколение не воспринимает книгу как большую ценность, как учебник жизни, — посетовала зампредседателя республиканского парламента. — И даже как источник информации для молодежи книга не является основой, потому что одним кликом всю информацию можно получить из Всемирной паутины. Но тогда как быть с чтением как с духовным трудом, который формирует человека?». По убеждению Риммы Ратниковой, слабая грамотность и невысокий интерес к чтению корнями уходят в семью и дошкольное образование. «Когда в парламенте изучали детсады Татарстана как первую ступень системы образования, то обнаружили, что в них не предусмотрено ни копейки финансирования для приобретения книг. Мы об этом говорим, но, к сожалению, вопрос пока не продвигается. Но если в смете детсада нет книг на комплектование даже маленькой библиотеки, то дети начинают свое вхождение в образование без книг, — ужаснулась она. — А человек, который не читал в детстве, вряд ли станет читать, став взрослым. Хотя обратный процесс возможен — человек, читавший в детстве, может в дальнейшем потерять интерес к книге». Спикер также посетовала, что в семьях сегодня мало читают. И даже в тех семьях, где есть библиотеки, вырастают поколения не читающих людей. «Ну как такое произошло, что мы из самой читающей страны мира за полтора-два десятилетия опустились до слабочитающей, утратили интерес не только к книге, но и периодической печати?» — задалась она риторическим вопросом. Вместе с тем, Римма Ратникова признала, что не все так плохо в стране и Татарстане. Так, выпускники школ Татарстана сдают ЕГЭ по русскому языку на баллы выше среднероссийских показателей, в республике открываются книжные магазины, поддерживаются писатели, не так стремительно, как в других регионах, падает подписка на газеты и журналы. «Образованный народ — основа успехов нашей республики», — подчеркнула она и напомнила, что к 100-летию ТАССР в Казани будет построено новое здание национальной библиотеки. По мнению Риммы Ратниковой, для привлечения подрастающего поколения к чтению нужно разрабатывать новые методики и подходы. «Но никакие технологии не могут дать ребенку стимула к тому, чтобы увлечься чтением и постоянно читать. Все эти вопросы мы должны решать все вместе — и преподаватели, и психологи, и библиотекари, и общественность, и писатели, и журналисты, и ученые», — убеждена она. В свою очередь Евгений Кузьмин представил основные направления и принципы разрабатываемой Госпрограммы поддержки детского и юношеского чтения в России. Программа включает 5 основных направлений: научно-исследовательская и методическая деятельность; поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения; развитие инфраструктуры детского, подросткового и юношеского чтения; медиасфера и развитие кадрового потенциала. Он напомнил, что в начале лета Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. «Сейчас разрабатывается госпрограмма и план мероприятий, которые станут составной частью федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)». Потому что чтение — это процесс освоения, обмена информацией, — рассказал он. — Не секрет, что во всем мире сегодня наблюдается кризис чтения. Особенно среди молодого поколения и их родителей, которые воспроизводят предыдущее малочитающее поколение. И мы рискуем получить третье не читающее поколение россиян. Задача нашей программы — противостоять этим негативным тенденциям путем разработки специфических мер, которые должны реализовываться и в библиотеках, и в школах, и в детсадах, и вузах. По-другому должны готовиться педагоги и библиотекари, а в школе нужно создавать новую развивающую интеллектуальную среду, чтобы чтение было предметом разговоров между учителями и детьми. И чтобы чтение не подменялось уроком литературы». По словам спикера, задача программы — приобщить молодых россиян не только к чтению, но и к богатству письменной культуры. «Сейчас дети и взрослые выражают свои сложные мысли разными смайликами. Идет серьезный регресс», — отметил он. Чтобы вернуть детей к чтению, все инструменты хороши, убежден Евгений Кузьмин. По его мнению, детей нужно и мотивировать, и принуждать, и даже заставлять читать. «Дети и родители перестают читать, потому что письменная культура заменяется экранной. Люди с первых дней жизни осваивают мир через картинки, готовые образы. Не нужно читать «Три мушкетера», как делали люди моего поколения, чтобы понять, как выглядели короли, аристократы, что такое мушкеты и так далее, — посетовал он. — Объективно сегодня вроде бы не нужно читать. Но если дети не читают, не развивается их интеллект, их душевная сфера, не передается опыт из поколения поколению». При этом он признал, что современные дети много читают, но это касается по большей части смс-сообщений и постов в соцсетях. Кроме того, есть огромное количество людей, которые читают литературу очень низкого качества — женские романы, пустые детективы, но при этом они никак интеллектуально и духовно не обогащаются. «А когда читают себе подобных, то откуда взяться знаниям истории, философии, литературы?» — задался он риторическим опросом. Евгений Кузьмин убежден, что люди, перестающие регулярно читать и воспринимающие информацию готовыми картинками, утрачивают способность рефлексировать, размышлять, а также последовательно, логично и самостоятельно мыслить и не могут адекватно описать действительность. «Без библиотек общество развиваться не может. Даже бедные библиотеки оздоравливают общество самим фактом своего существования, иначе общество убого», — заявил он и подчеркнул, что чтение развивает подвижность мышления. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|