У казанского зрителя масленицаОбщество    20 сентября 2017, 11:22Властная параллельМалый театр славится приверженностью классическому репертуару и традиционным подходом к его раскрытию. В эпоху, когда модным считается осовременить пьесу, поместив героев хрестоматийных текстов в современные декорации, это, как минимум, вызывает симпатию. И желание разобраться в том, почему режиссер выбрал для постановки именно эти, а не какие-то другие пьесы. Какие параллели с реалиями настоящего времени он в них увидел? «Молодость Людовика XIV» (режиссер Юрий Соломин) по одноименной пьесе Дюма-отца – это спектакль о власти. Власть развращает, поэтом герои пьесы развратны. В том смысле, что они не стесняются засовывать руку в карман подданных ради удовлетворения личных амбиций. Этим грешит и блистательно исполненный Александром Ермаковым кардинал Мазарини, в ранге первого министра выделяющий колоссальную сумму на то, чтобы как можно дольше оставаться у руля страны. (Лицемерный монолог кардинала о «бедном народе», задавленном налогами, вызывает в зале шквал смеха.) И пока номинальный король Людовик XIV, вымогающий эту самую сумму себе на развлечения. «Иначе я все-таки начну заниматься государственными делами», – угрожает он Мазарини. Вместе с тем власть – спутник одиночества. Она требует от человека расчетливости, а не любви. Поэтому ЛюдовикXIV отказывается от продолжения отношений с племянницей кардинала, чтобы сделать предложение испанской инфанте Марии-Терезии – того требуют интересы Франции. Переговоры о заключении выгодного брака поручено вести Мазарини. А ведь прежде самой заветной его мечтой было выдать племянницу замуж за короля. Остается добавить, что Людовик XIV вошел в историю как «король-солнце». Его двор сиял своим великолепием на всю Европу, оборотной стороной чего был фаворитизм, рост налогов и обнищание населения. Короля это не волновало, его жизненным кредо были слова: «После меня хоть потоп». Богатые тоже плачут Малый театр еще называют домом Островского. Вот и в Казань театр привез сразу две пьесы этого драматурга – «Не все коту масленица» и «Сердце не камень». Как отметил на пресс-конференции народный артист России Александр Ермаков, «Островский сегодня необычайно востребован». Намек на векселя, кредитное рабство, крах банков и другие приметы деловой жизни, которые после советской периода вновь стали актуальны. Очень современны и нарисованные Островским типажи. Например, купца-самодура Ермила Зотыча Ахова из «Не все коту масленица» (режиссер Виталий Иванов). Он богат деньгами, но скуден душой. Главным мерилом человеческих отношений для него являются деньги: если у тебя их много, ты должен повелевать людьми, а они, пускай это даже родственники, должны перед тобой пресмыкаться и терпеть унижения. Не удивительно, что Ахов вдовец, первый его сын сбежал из семьи, а второй запил и был отправлен на отцовскую фабрику как в тюрьму. В огромном княжеском дворце, который Ахов купил не иначе как из тщеславия, ему одиноко. Вот он и решил взять в жены девушку Агнию – дочь купеческой вдовы Кругловой. К ней сватается и племянник Ахова Ипполит, по совместительству являющийся его приказчиком. Этот персонаж вызывает смешанные чувства. Его и жалко за то, что он вот уже десять лет гнет спину на дядю ради иллюзии «почета» (денег ему Ермил Зотыч платит) и понимаешь, что именно из-за таких малодушных и появляются Аховы. Без раболепия нет тиранства. А вообще, на мой взгляд, «Не все коту масленица» - спектакль о любви. Без нее нет счастья. Ипполит и Агния поняли это и нашли-таки в себе силы освободиться из под влияния аховских капиталов. Ахов пытается склонить «странных людей» к покорности, предложив им богатое приданое в обмен на изощренное унижение (после свадьбы принародно вымести двор «благодетеля» и поклониться ему в ноги), но получает отказ. В этот момент зрителю становится жалко Ахова, такого богатого и одинокого одновременно. Спектакль запомнился блистательной игрой Дарьи Мингазетдиновой (Агния) и Виктора Низового (Ахов). Очень обаятельные и харизматичные актеры. Герои пьесы как будто были написаны под них или, лучше сказать, актеры силой своего таланта сделали их своими. Кому отдать миллион?Спектакль «Сердце не камень» (режиссер Владимир Драгунов) мне показался скучноватым. Вместо комедии у режиссера получилась драма с элементами или лучше сказать репликами комедии. Они и веселили зрителя и мешали ему сосредоточиться на драматической канве действа. Оно, по своей смысловой нагрузке, близко к предыдущему спектаклю. Я бы сказал, «Сердце не камень» – это продолжение истории Ахова и Агнии, так, как если бы они поженились. Агния (Вера Филипповна) становится затворницей и воплощением женского сострадания, а Ахов (Потап Потапыч Каркунов) превращается в развратного старика-деспота, который, чуя приближение смерти, крепко задумался о спасении души. Кому завещать миллионное состояние, чтобы спасти душу? Молодой жене, которая, уверен старик, тут же снова выйдет замуж, или племяннику-кутиле Константину? Или, может быть, раздать состояние бедным? «Казне это очень на пользу пойдет», – комментирует последний вариант Исай Данилыч, кум Каркунова, намекая на то, что в этом случае деньги будут немедленно пропиты. Принять единственно правильное решение помогает возня вокруг завещания. В ней не участвует только Вера Филипповна, которую пытаются опорочить в глазах мужа Константин и приказчик Каркунова Эраст, взявший на себя роль соблазнителя. Как ни странно, Вера Филипповна и Эраст под конец спектакля полюбили друг друга. Вера Филипповна прямо говорит о своем желании снова выйти замуж Потапу Потапычу, чего тот от нее и добивался, в тайне желая, чтобы молодая жена после его смерти осталась вдовой. Потап Потапыч вдруг решает застрелить жену, но в последний момент отказывается от этой затеи. Воздает должное честности и добродетельности супруги и под чтение заупокойной молитвы умирает. Путано, неестественно, но в плане смысловой нагрузки понятно: к деньгам нужно относиться так, как это делает Вера Филипповна. Они для нее источник благотворительности. Проблема в том, что с таким подходом больших денег не наживешь. Забота о душе и забота о сколачивании состояния – понятия несовместимые. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|