Фестиваль номер 13: кого должен любить зритель?Общество    12 сентября 2017, 09:53
Кто? Как? Почему? Это третий казанский кинофест в моей журналистской биографии. Первый был в 2010-м. Тогда я работал в паре с весьма опытной и подготовленной (кандидат искусствоведения) дамой, которая, вводя меня, неофита, в курс дела, возмущалась: – Фестиваль мусульманского кино, а на сцене после муфтия выступают сериальные звезды, к исламу никакого отношения не имеющие. А фильмы? Есть фильмы мусульманских режиссеров и об исламе, а есть ленты, включенные в программу для количества. Не на количество надо делать ставку, а на качество. Прошло еще семь лет. На церемонии открытия выступили президент, муфтий и… несколько сериальных актеров. Программа стала обширнее, неформатные ленты никуда не исчезли. Как говорится: дежавю. Не верю! В списке номинантов «Национального конкурса» две позиции занял режиссер Рустам Рашитов. Я посмотрел его «Неотосланные письма» (2016). По замыслу, это современная версия классического произведения Аделя Кутуя, по исполнению – микс мыльной оперы и пропагандистского видео минздрава. Девушке Галие очень не повезло с мужем, который, узнав о том, что жена ждет ребенка и собирается поступать в мединститут, превратился из воплощения всех мужских добродетелей в подонка. Метаморфоза получилась слишком неправдоподобной. Например, Искандер, так зовут мужа, смеется над желанием Галии назвать дочку Кадрией, дескать, это «колхозное» имя. Как же он при таких взглядах работает актером в татарском театре и весь фильм говорит исключительно на родном языке?! В фильме, как уже было сказано, есть пропагандистская составляющая. Приторно сладкая как патока. Главная героиня работает фельдшером в деревне Адрас, где какой-то чиновник, обращаясь к ней по имени-отчеству (Галия Фахриевна), то и дело отчитывается о проделанной работе: «А мы вам дом начали строить… Скоро ключи от дома дадим… Учли ваши замечания, взгляните…» При этом ее рабочее место выглядит убого.
Презентуя «Подлеца», режиссер Михаил Левитин признался, что не знает, какое отношение его фильм имеет к мусульманскому кино. За что режиссер получил финансирование минкульта, тоже непонятно. Взять хотя бы сюжет – он у фильма полон ляпов. Вора-домушника Ивана во время очередного «выхода на работу» застукала хозяйка квартиры. Из-за привычки носить форму подполковника ВДВ (почему-то режиссер уверен, что в ней грабить квартиры сподручнее), женщина принимает Ивана за кавалера Юли, своей дочери. Дочь принимает правила игры и у них начинается роман. Иван хочет порвать со своим ремеслом, идет с напарником на последнее, как он себе сказал, дело, во время которого напарника тяжело ранит в грудь пенсионер в исполнении Льва Дурова. Напарник попадает в больницу, где работает любовь Ивана. Так она узнает, что Иван не тот, за кого себя выдает. Концовка «Подлеца» – в духе Михаэля Ханеке, с той лишь разницей, что ее трагизм плохо стыкуется с комизмом первых двух третей фильма. О ремесле Ивана узнает его потенциальная теща. С женщиной случился инфаркт. Она просит у дочери сердечные капли, но та отказывается их дать, чтобы мать не донесла в полицию на Ивана. Женщина умирает, камера показывает Ивана, бегущего с букетом – то ли от полиции, то ли на встречу с Юлей. Дал Бог Фильм «Холод Каландара» (режиссер Мустафа Кара) был снят в 2015 году. Старовато для фестиваля, считающего себя «активным участником международного культурного процесса». И вместе с тем это такой подарок казанскому зрителю! В фильме рассказывается о борьбе за выживание крестьянской семьи где-то в окрестностях турецкого Трабзона. Ее глава пытается найти золотую жилу в горах, чтобы расплатится с долгами. А жена, старуха-мать и двое детей, один из которых совсем маленький и нуждается в лечении, заготавливают сено и дрова на зиму, копают картошку… То есть делают работу, в которой так нужны сильные руки мужа-мечтателя. У него в голове между тем рождается новый план спасения семьи от нужды – выставить быка, на деньги от продажи которого семья надеялась погасить часть долгов, на соревнования. Чтобы подготовить животное к корриде, его откармливают драгоценным зерном, опять с семьей нет мужа (у него новое амплуа – дрессировщика), однако в первой же схватке бык убежал с арены... Зритель физически ощущает отчаяние семьи и не ждет от концовки фильма ничего хорошего. Бык потерялся, больной ребенок, пока остальные заняты поисками животного, ушел из дома. Бык упал в карстовую воронку, на ее краю сидит ребенок. Мужчина велит ему оставаться на месте, а сам спускается в воронку и… находит там золотую жилу.
В конкурсе короткометражных игровых фильмов меня больше других зацепил «Электрический стул» Евгения Зверева. Камера смертников, женщина-уборщица вместо работы разговаривает сама с собой, сидя на электрическом стуле. За этим занятием ее застает герой Виктора Сухорукова. И начинает отчитывать женщину: ты де вот здесь пятно оставила, тут пылинку не убрала, а ведь это камера смертника, негоже человеку перед смертью видеть непорядок в чем-либо… Типичный образчик начальника-самодура, которому доставляет удовольствие придираться к подчиненным. «А ведь признайтесь, вы бы сами хотели посидеть на этом стуле. Только один вы этого не сделаете. Вам помочь?» - спрашивает его женщина. Начальник соглашается. Начальник и подчиненная поменялись местами. Начальник пристегнут ремнями к электрическому стулу, а женщина припоминает ему все свои унижения. «Ваша жизнь в моих руках». – «Ты о чем, дура?! Мы – в музее. Это не настоящий электрический стул». – «Вы в этом уверены?…» Герой Виктора Сухорукова в слезах, он извиняется перед подчиненной, но та неумолима. Она нажимает на рычаг. Вспышка. Темнота. Зрители видят камеру с живым начальником и валяющейся на полу уборщицей. Судя по всему, ее убило током во время короткого замыкания. Мораль: не рой яму другому, сам в нее попадешь. Индекс картошки Несмотря на общий критический тон этих заметок, XIII Казанский кинофест, безусловно, стал украшением культурной жизни города и республики. Кроме того я увидел в нем мощное объединяющее начало. Или лучше сказать услышал, например, в разговоре двух бабушек из зрительного зала, с удовлетворением отметивших, что турецкие крестьяне из «Холода Каландара» едят то же, что и они у себя в деревне – картошку. Или в беседе тройки друзей после просмотра «Фальшивки». «Оказывается, Иран – светская страна, по крайней мере, в том, что касается любви», – сказал первый. «Но ты обратил внимание: перед тем как лечь с ним в постель она надела платок?», – парировал второй, вернее вторая. «У нас презервативы, у них платок», – заметил третий. А кино оно либо плохое, либо хорошее и уже потом мусульманское, православное, буддийское, женское… Приятного просмотра. Алексей Егоров P.S. Пока готовился материал, стали известны итоги фестиваля. Победители XIII Казанского международного фестиваля мусульманского киноЛучший фильм Лучший режиссер полнометражного игрового фильма Лучший сценарий полнометражного игрового фильма Лучший оператор полнометражного игрового фильма Лучшая актриса полнометражного игрового фильма Лучший актер полнометражного игрового фильма Лучший короткометражный игровой фильм Лучший документальный фильм Лучший короткометражный документальный фильм Лучший фильм в номинации «Россия молодая» Специальный приз Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» Специальный приз Президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» Специальный приз Мэра Казани Специальное упоминание жюри Лучший национальный фильм Лучший национальный документальный фильм Лучший короткометражный национальный фильм Лучший национальный фильм для детей Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России Специальное упоминание Гильдии киноведов и кинокритиков России Приз жюри прессы «За актуальность и достоверность» Диплом жюри прессы Реза Голами Мотлаг Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|