Учиться за границей: cредняя школа - для самых ленивыхОбщество    31 августа 2017, 11:40
Образование находится в ведении земель: они устанавливают программу. Всем известно, что в Баварии, например, учиться в школе сложнее всего: там самые высокие требования, а в Берлине - намного легче. Переезд из одной земли в другую сопряжен со сложностями и возникающими «ножницами» в знаниях у детей. Систему то и дело потрясают скандалы и дискуссии: о переходе с "G8" на "G9", например, то есть с восьмилетнего образования в гимназиях на девятилетнее и обратно. А в конце июля - начале начале августа СМИ писали об острой нехватке учителей в школах, ссылаясь на новейшее исследование фонда Бертельсмана, которое выяснило, что «до 2025 в школах будет на миллион учеников больше, чем предполагалось». Политики же исходили из того, что количество учеников понизится. Дело в том, что недавно кардинально изменилась ситуация: в пять раз вырос уровень рождаемости в Германии, 300 тысяч прибывших в Германию детей беженцев также нуждаются в месте за партой. Понятно, что новая ситуация требует корректировки курса и больших инвестиций. В школу дети идут с 6 лет. Правда, если есть специальные показания, можно и с 7, но это решает комиссия, аналог российского РОНО, вместе с детским врачом ребенка.
Однако, попасть в гимназию мало - надо в ней удержаться. Вылететь из нее легче легкого - если не добираются необходимые баллы, если ребенок использовал джокер (остаться на второй год можно только один раз в два года) - то его переводят в реальную школу. Среди немецких родителей популярны дискуссии: что лучше для ребенка? Гимназия, где - требования, высокий уровень знаний и - будущее? Или реальная школа, программа в которой не так загружена и где ребенку, следовательно легче (а значит, и приятнее) учиться? Может, гимназия - это наше родительское тщеславие? Всего 59% молодых людей в Германии начинают учебу в вузах (включая иностранцев), лишь 36% заканчивают ее. Так, может, не надо ребенку в вуз, если он - явно не гений? Может, он будет счастлив и успешен в другой области, там, где не требуется вузовское образование? Звезд с неба хватать не будет, но себя и семью обеспечит. К тому же и после реальной школы можно получить высшее образование, если возникнет такая необходимость, пусть и обходными путями, дольше, чем через гимназию.
Так что сравнивать школы в Германии - занятия неблагодарное. Общей программы нет, по разным учебникам могут учиться даже разные классы, не говоря уж о школах, о городах и землях. У нас в семье школьников пока нет, но, слушая разговоры друзей и знакомых, рассказы мужа, который окончил гимназию и Эрлангенский университет, я морально готовлюсь к бою: «У нас в конце восьмидесятых в начальной школе в классе было 25 человек, и наш учитель сразу сказал: «Из всех вас в гимназию я пропущу только четверых». Можешь себе представить, какой был бой за оценки. И правда, только четыре человека из нашего класса прошли дальше. Я был одним из них». «Так ничего и не изменилось, - добавляет Кристине Бедер, юрист, мама двоих детей, - в Нюрнберге в начальной школе и сейчас родители воюют, чтобы ребенка взяли в гимназию. Перепровеpяют все домашние задания: были случаи, что учителя специально занижали оценки, например, "забывая“ ставить баллы за правильный ответ. Снимают копии, чтобы была, в случае чего, доказательная база. Есть юридические конторы, которые специализируются на области споров во школой. Идея нашей школы в том, чтобы школьники сами планировали свое время, сами делали домашние задания. Они даже учебники домой не берут, все - в школе. Я не вижу ни учебников, понятия не имею, что они там проходят». «A у нас в Тегернзее нет никаких проблем, - говорит Ирина Колер, экономист, мама троих детей, - кто хотел в гимназию - всех взяли. Построили просто новую и были места, а до этого тоже борьба шла не на жизнь, а на смерть. Но попасть это одно - главное - не вылететь. Сейчас моя девочка перешла из пятого класса в шестой, то есть закончила первый год в гимназии, и я очень волнуюсь, как дальше все пойдет. У них начинается второй иностранный язык - вдобавок к английскому надо выбрать латынь или французский. Это дополнительная нагрузка. У нас по итогам первого года четверо человек в классе из 29 остаются на второй год, один переходит в реальную школу. Из оставшихся половина с родителями сидит по вечерам, репетиторов берут. То есть дети уже сейчас тянут с трудом, а что потом будет?
Сейчас дочка переходит в шестой класс, и с подружками своими она не будет видеться так часто. Они выбирают другой второй язык, это значит, что у них другой учитель, другие уроки». «Я не знаю, как учатся дети, с которыми не сидят родители, - продолжает Кристине Бедер из Нюрнберга, - когда наша дочка пошла в первый класс, первые полгода они рисовали - это ей было очень легко и приятно, она любит рисовать. А потом учитель как принялась гнать - в день по букве, чтобы к Рождеству они все умели читать. Чтение в классе не отрабатывали вообще - считается, что ребенок сам автоматически научится. Вот мы и сидели дома вечерами, читали по слогам, тренировались. Также считается, что ребенок сам научится считать. Такого, как у нас раньше было - приходишь в школу и учишь, что 2+2=4 - такого нет сейчас. Учитель просто показывает, как можно прийти к такому результату, той же четверке: делением, умножением, вычитанием, сложением, и прочее. Есть миллион разных способов. Но в итоге все это лишь запутывает ребенка, который еще не усвоил самых элементарных основ. Потом, у них - в первом, втором классе - уже проекты. Они готовят какую-то тему, выступают, делают доклад. А еще им дают «сверхзадания» на неделю. Какое-то задание в дополнение к домашним, которое он за неделю должен сделать в школе в свободное время (!). На переменке, например, или если пришел в школу пораньше. Вы вот встречали такого дисциплинированного первоклашку, который на переменке бyдет делать свое задание? Я тоже нет. Поэтому такие задания мы делаем, как правило, в половине девятого вечера в четверг всей семьей, потому что сдавать - в пятницу». «У нас yроки ведут учителя-предметники, класс каждый раз перемешивается, то есть это уже вузовская почти система, и это в пятом классе! - говорит Ивонн Патек, воспитатель детского сада, мама двоих детей, - класс моего сына, например, встречается в своем изначальном составе лишь четыре часа в неделю, на уроках немецкого. Пятиклашкам нужно самостоятельно уже ориентироваться, особенно тяжело в начале года: незнакомое здание (гимназия находится в другом здании, чем начальная школа), нужно найти верный кабинет к следующему уроку, успеть переехать за перемену. Однажды он пошел в школу - в этот день у них был спорт, искусство - нагруженный папкой с кистями-карандашами, спортивной формой и кроссовками, и вдобавок тяжеленным рюкзаком. Полдня на работе я думала о том, как он справится со всем этим. Вечером рассказал: после урока пошел с другом в столовую, вещи оставили в классе. Boзвращаются незадолго до звонка - а класс заперт! Догадались искать уборщицу, чтоб открыла класс, но пока нашли, пока взяли вещи - звонок уже прозвенел». Так что система школьного образования в Германии - жесткая, воспитывающая самостоятельность с младых ногтей и заставляющая детей бороться за место под солнцем и за партой. Светлана Ниберляйн Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|