Профстандартная ситуацияОбщество    03 марта 2017, 09:00
– Юрий, почему отложили введение профстандартов? – Причин несколько. На официальном уровне объявили, что некоторые идеи, связанные с национальной системой учительского роста не получили закрепления в профстандартах. Однако главной причиной, на мой взгляд, является полная неготовность большинства образовательных организаций к их использованию. Когда проект профстандарта «Педагог» только разрабатывался, утверждалось, что у воспитателей и учителей не появится никаких дополнительных трудовых обязанностей, а требования останутся на прежнем уровне.
– На сайте Общероссийского профсоюза образования заявлено, что проекты всех профстандартов, касающихся педагогических работников, подлежат согласованию с ним. Альтернативные профсоюзы значит не у дел? – В федеральном законе «О профсоюзах» обязанность органов государственной власти учитывать мнение профсоюза при разработке нормативных актов строго соотносится с масштабами его деятельности. Он должен быть общероссийским, а независимый профсоюз «Учитель» имеет статус межрегионального. Так что формально все в соответствии с законом. – Изначально планировалось, что работодатели получат право вменять в должностные обязанности работников совершение трудовых действий, предусмотренных несколькими любыми профстандартами. Как это положение изменилось в последней версии проекта постановления Правительства РФ, который в итоге и был утвержден? – Теперь работодатель ограничен только рамками одного профстандарта. Но и этого более чем достаточно, так как объем трудовых обязанностей педагога по сравнению с Единым квалификационным справочником заметно вырос. Более того, под предлогом введения профстандарта работодатели стремятся добавить в должностную инструкцию и такие функции, которые профстандартом не предусматриваются, пользуясь 74-й статьей Трудового кодекса как прикрытием для того, чтобы не требовать согласия работника. Сюда можно отнести обязанности, связанные с ответственностью за кабинет без оплаты и компенсации, прохождение внеочередных медосмотров по направлению работодателя, или, например, кураторство над учебными группами. – Как связаны между собой профстандарты и Национальная система учительского роста? – Мне кажется, еще рано говорить о какой бы то ни было связи между этими двумя проектами, так как НСУР находится на стадии начальной разработки. Однако, вероятнее всего, система учительского роста будет предусматривать повышенные требований к старшему и ведущему педагогам (эти должности должны появиться в школах после вступления профстандартов в силу – «Вверх») с возложением на них дополнительных «кураторских» обязанностей в обмен на снижение часов учебной нагрузки на ставку. – Ожидается, что с 1 сентября 2019 года работодатели смогут ссылаться на профстандарты при заключении трудовых договоров и разработке должностных инструкций. В тоже время, согласно Трудовому кодексу обязательными для применения профессиональные стандарты являются лишь в части требований к квалификации. Как же, на ваш взгляд, будет поступать работодатель? – С введением профстандартов, хотя они вроде бы не приняты, уже сейчас возникают сложности. И вот почему. В настоящий момент в сфере образования разработаны четыре профессиональных стандарта: «Педагог», «Педагог-психолог», «Педагог дополнительного образования» и «Педагог профессионального обучения и образования». С 1 января 2017 года они должны были начать действовать. Однако в декабре прошлого года в открытых источниках появилась информация, что вступление в силу профстандартов «Педагог» и «Педагог дополнительного образования» откладывается. Источники ссылались на приказы минтруда от 15 декабря и 26 декабря 2016 года. Первый документ переносил на два с лишним года вступление в силу профстандарта «Педагог», второй – на один год – профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Вместе с тем, в соответствии с законодательством РФ, прежде чем вступить в силу нормативный акт органа исполнительной власти должен пройти регистрацию в министерстве юстиции. Это длительный процесс. Приказы об отложении вступления в силу были подписаны только в декабре. Второй из них попал на регистрацию только 19 января 2017 года, а первый и вовсе был возвращен с регистрации обратно в министерства труда, которое заведует всеми профстандартами в РФ. В связи с этим возникла странная правовая коллизия. Министр образования, СМИ, официальный профсоюз активно сообщают, что введение профсоюзов отложено, а приказы подписаны. Но эти приказы пока не вступили в законную силу и неизвестно вступят ли вообще. А между тем старый срок вступления в силу данных документов, 1 января 2017 года уже наступил. Получается, что все четыре профстандарта действуют. Более того, профсоюзу «Учитель» известны случаи, когда работодатели меняли должностные инструкции в одностороннем порядке, ссылаясь на профстандарты.
Теперь отвечу на поставленный вопрос. Конечно, я полагаю, что профстандарт будет применяться и при заключении трудовых договоров, и при составлении должностных инструкции. Кое-где, как я сказал, это уже происходит. Феликс Одинаев Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|