«Супертамада» Гамиль Нур: Свадебные понты – это злоИнтервью    07 сентября 2016, 15:25
Что у трезвого на уме - Как и когда вы пришли к ведению безалкогольных свадеб? - Сколько себя помню, всегда был своего рода коммуникатором, тем, кто налаживает связи в коллективе. И мои друзья, когда начали жениться (это было в начале 90-х), стали приглашать меня на свои свадьбы свидетелем. Если помните, именно свидетели тогда были тамадами и ведущими. На безвозмездной основе, конечно. Это были обычные свадьбы с алкоголем. Я провел одну такую свадьбу, вторую, третью, и, поскольку я убежденный трезвенник, дитя горбачевской пропаганды, мне это как-то быстро надоело.
В конце 90-х за услуги тамады начали платить. Меня снова стали звать на свадьбы, теперь уже за деньги, иногда большие. Я по-прежнему отказывал. Но в то же время я вел татарские культмассовые мероприятия (опять-таки безалкогольные), у людей сложилось мнение, что я хороший ведущий, и меня потихоньку начали приглашать на свои свадьбы уже мои единомышленники, то есть трезвенники. - Сколько безалкогольных свадеб было в Татарстане в 80-е, 90-е, 2010-е годы? - В 80-х их практически не было. - А так называемые «комсомольские» свадьбы? - Они были липовые, по крайней мере на селе. В присутствии инструктора из райкома не пили, но после его ухода - сколько угодно. Или пили из самовара. Или в бане. На моих свадьбах в 2000-х годах тоже так было. Дети, например, религиозные, делают трезвую свадьбу, а их отец устраивает пьянку в бане или в соседнем зале. В 90-е безалкогольные свадьбы тоже были еще в диковинку. Скажем, в 1995 году их было, может быть, две-три по всей республике. В 2000 году – уже десяток, в 2005-м – сотни. А сейчас, наверное, тысячи, если считать с форматом «никах плюс продолжение». А лично у меня это встало на поток (то есть так чтобы еженедельно проводить по два-три мероприятия) три-четыре года назад. Я тогда отошел от журналистики и начал зарабатывать только как ведущий. - Вы единственный, кто работает на этом рынке в Татарстане принципиально без алкоголя? - Да. Потому что я могу достаточно заработать, не залезая в алкогольный формат. У меня есть знакомые ведущие, которые заканчивали медресе, считают себя набожными, читают намаз. Но в один прекрасный момент им предлагают, скажем, 30 тысяч рублей за нетрезвую свадьбу - и они с радостью соглашаются. Я же отказывал, когда у меня было по одной свадьбе в год - и уж тем более откажу сейчас. Больше скажу - я в эту индустрию пришел не ради зарабатывания денег, а как миссионер. Именно для популяризации безалкогольного формата. - Сейчас этот формат стал обыденностью. Есть на то какие-то иные причины, кроме того, что стало больше верующей молодежи? - Есть. Прежде всего экономические. Денег у людей сейчас стало меньше, надо на чем-то экономить, и порой они убирают такую статью расходов, как алкоголь. Или вообще не устраивают свадьбу, которая встает как минимум в 200-300 тысяч рублей, а ограничиваются никахом – его можно достойно провести и за 50 тысяч. Для никаха не надо лимузина, кортежа, свадебного платья, ресторана, дорогих подарков и т.д. Вот поэтому мой формат стал трендом. И, кроме того, появился еще один тренд, о котором я уже сказал, – никах и его более «веселое» продолжение. Без спиртного, конечно. То есть никах плюс суррогат свадьбы. Потому что ясно же, что после никаха, в этой халяльной атмосфере, водку пить неудобно. Это тоже мой формат. - Кто ваш типичный заказчик? - Их у меня два, и они представляют собой две крайности. Первые – влиятельные и денежные граждане, которые уверовали. Или их дети уверовали. Вторые – бедные, но очень набожные люди. Скорее всего, они бедные именно из-за набожности - не воруют, не берут взяток, у них по пятеро детей, то есть много расходов и мало времени. Они не делают свадьбу, а только никах (как правило, дома), и после никаха там же - скромную тусовку. Да, есть еще одна категория. Те, кто пребывает в духовном поиске, - йоги, кришнаиты, старообрядцы, баптисты, адепты трезвеннических движений и т.п. Их, конечно, поменьше, и с ними я работаю в основном как консультант. Тем более что они разбросаны по всей России, и я не могу к ним ездить – постоянно занят в Татарстане и Москве.
Сижу в президиуме, а счастья нет - К какому формату сейчас тяготеет татарская свадьба - к скромному европейскому или громкому "азиатскому"? - В общем и целом у татар европейский индивидуалистский менталитет. Это такой сдержанный северный народ. Но в какой-то момент, у богатых конечно, вошло в моду делать свадьбы, как в Ташкенте или как в Дубае. То есть с такой холодной роскошью, большим разреженным пространством, отдельными круглыми столами, белым фоном… - «Оперный театр», как говорят дизайнеры? - В оперном театре проще! Там все-таки присутствуют бордовые и золотые оттенки, они хоть как-то согревают. - А брачующиеся при этом сидят где-то в президиуме, так? - Да, в отдалении. Сидят и наблюдают. Или спят. А я хочу, чтобы они тоже участвовали.
Чтобы они почувствовали себя, как на подростковой дискотеке, чтобы контактировали и передавали энергию друг другу. Мне хочется их раскрыть и раскрепостить. А поскольку я имею дело с трезвыми людьми, тут становится важной каждая мелочь, которая с точки зрения психологии и не мелочь вовсе. Важно все - начиная с расстановки столов и заканчивая преобладающими цветами интерьера. Мне не нужно разреженное пространство, мне нужен тесный зал и один общий стол. Чем проще атмосфера, тем лучше для татарской свадьбы. Но если заказчик богатый, если его гости реально индивидуалисты и не хотят тусоваться с кем попало – я настоятельно рекомендую к гигантским залам прилагать соответствующую программу. Потому что если ты не хочешь задешево создать атмосферу сплочения и единения, растопить и зажечь людей, - сделай это задорого. Пожалуйста, любые понты за твои деньги! Конечно, мир в целом движется к камерному европейскому формату. Чем человек образованнее и независимее, тем охотнее он его выбирает. Но в то же время население-то к нам идет из Азии! Со всеми их традициями, в том числе свадебными. И если эта свадьба не только роскошная и громкая, но и теплая, то я не вижу в этом ничего плохого. Большие свадьбы, со всей их «азиатчиной», – это на самом деле инструмент цементирования и выживания национальных меньшинств. Есть два народа, которые сохранились исключительно благодаря свадьбам: турки-месхетинцы и крымские татары. Их в свое время распылили и попытались растворить. Но вот у них подрастают дети, надо их поженить – и они собираются всей своей огромной толпой со всей округи, и не только ближней. В этот момент они вспоминают родной язык, танцы, их молодежь знакомится. Это же касается, например, татар Узбекистана. Глядя на узбеков, они тоже делали большие свадьбы и благодаря этому сохранили себя. Это же они сохранили чак-чак, который в Татарстане до 90-х годов в домашних условиях не пекли. Не до сладостей было - в селе хлеба, а в Казани картошки не хватало. У нас в ТАССР и банальный танец «Эпипе» забыли. А в Средней Азии его знают все. Экономическая ситуация, кстати, хорошо отрезвляет людей, разворачивает их от понтов к корням. Когда делают просто никах, получается все равно что безалкогольная свадьба, просто с религиозным или этническим контекстом. И для сохранения татарской культуры это хорошо, потому что на никах кто-то в тюбетейке придет, кто-то калфак наденет, обязательно будет татарская кухня. Ведь десять назад, когда нефть была дорогая, как только с ума не сходили! Гармониста им не надо, чак-чака не надо, гуся не надо. Сплошные шоу-программы разной степени бессмысленности. Бедные даже кредиты брали на свадьбы, лишь бы в грязь лицом не ударить. - Как часто у татар женятся представители разных социальных слоев? То есть, когда одна сторона бедная, другая богатая? - Довольно часто. Особого классового разделения у татар нет. Особенно в условиях мегаполиса. Там богатые родители - реально богатые - с удовольствием идут на мезальянс. Они считают, что пара их ребенку должна подходить по другим критериям. То есть это должен быть соплеменник, или, скажем, такой же набожный человек. В Москве, например, родители так рассуждают: «Дочка влюбилась в сына дворника. Ну, ничего страшного. Мы же за миллион долларов не сможем найти парня, которого она полюбит, тем более татарина. Это шанс!» Из трех принцев у одного жена золушка, что поделаешь. Кстати, в случае мезальянса я не советую устраивать свадьбу в пафосном ресторане. Потому что если какой-нибудь бедный родственник ненароком увидит меню с угощением в четыре тысячи рублей на одного человека, он скажет: да они что, сдурели?! У меня зарплата восемь тысяч! Лучше бы просто так мне дали эти четыре тысячи.
Любовниц не легитимирую - Что вы можете сказать о частоте разводов среди вашего контингента? - Конечно, я хотел бы сказать вам, что у меня нет разводов. Но они есть. Потому что люди, к сожалению, еще не завели привычки проходить психологическое тестирование их совместимости. А ведь достаточно сходить к грамотному психологу, чтобы понять, выживете ли вы на одной территории. Но мой контингент - это, как правило, верующие и богобоязненные люди, и у них терпения больше. Поэтому они разводятся раз в пять реже. - А вы позволяете себе вмешиваться, если видите, что люди совсем друг другу не подходят? Может, отговаривать их начинаете? - Нет, я не даю понять это вот так прямо. Просто заморачиваю дело и отхожу. Или они сами понимают, что я им не тамада. Мне 45 лет и я уже, конечно, сразу вижу снобизм или стервозность. И понятно, что стерва хороша, когда муж терпеливый и когда у него богатые родители. А если у него нет ресурсов обеспечивать ее стервозность на протяжении десятилетий, то песня будет недолгой. Я еще на стадии предварительного общения сообщаю невесте: на свадьбе будешь обращаться к родителям жениха «папа» и «мама». Если она отвечает: «Мне это трудно», я ей говорю: «Тогда чего же ты замуж выходишь?» Иногда начинают играть в рафинированность: «Ой, родственники приедут из деревни, захотят петь, плясать». Да это же благоденствие! Конечно, я буду их использовать! Нет, настаивает девушка, я не хочу такой формат. Я тогда говорю: «А деньги у тебя есть, в десять раз больше? Чтобы пели не гости, а профессионалы? Чтобы гости не танцевали, а сидели наслаждались искусством и аплодировали?» То есть если перед тобой неадекват, это сразу видно. Видно, что парень просто влюбился, у него отключен мозг, перспектив никаких. Они уходят обиженные. А я ухожу совершенно спокойно, совесть моя чиста. - У вас бывают заказы от мужчин-мусульман, которые решили завести вторую жену? - Бывают, и часто. Люди умеют мечтать. Правда, сейчас таких заказов стало меньше, потому что я в своих пабликах и блогах свою позицию регулярно обозначаю.
Ну, ладно, я не против, может он гениальный мужик, может он сексуальный гигант, может обе женщины его любят изо всех сил – не знаю. Я не против, если им так комфортно. Но: он ведь свадьбу хочет делать исподтишка! Так, чтобы первая жена этого не видела, чтобы дети и родственники не знали. То есть весь его интерес только в том, чтобы легитимировать любовницу в глазах ее родственников. Такое обычно бывает в Москве. В мегаполисе же не вызывает особых вопросов, почему не присутствуют родственники жениха. А тем, кто интересуется, можно сказать – кто-то умер, кто-то в Сибири живет, кто-то не смог приехать, и так далее. То есть такая свадьба - своего рода розыгрыш. Он устраивается для того, чтобы родители невесты могли родственникам сказать: вот, наша дочка теперь замужняя, в законном никахе живет, ля-ля-ля. По этому поводу есть, кстати, спор. Некоторые религиозные люди пишут мне в пабликах, что мужчина, который женится второй раз, не обязан спрашивать разрешения у первой жены. Но я же тамада, работник «романтического фронта», своего рода вестник верности. И мне эта идея не нравится, я не хочу играть свою роль фальшиво. Поэтому с такими я прощаюсь. Но если мужчина честно с первой женой разошелся, тогда почему нет. Человек имеет право начать свою жизнь с чистого листа и в 30, и в 40, и в 50 лет. И таких случаев у меня много. Потому что мне мужики в возрасте доверяют больше, чем молодому тамаде. В нашей индустрии молодых ведь большинство, потому что оплачивают свадьбу родители, а сервис выбирают дети - естественно, по своему возрасту. - А если, допустим, мужчина хочет взять по никаху вторую жену, ставя в известность всех, в том числе первую жену? - Теоретически я бы согласился с ним работать. Но практически – это нереально. Потому что тогда родственники невесты узнают, что она выходит замуж второй женой. Поэтому когда мужчина берет вторую жену, свадьбу обычно не делают, только никах. Потому что это больно даже не первой жене, а второй. Ее родственники просто не придут на эту свадьбу. У меня была свадьба, выходила замуж дочка имама одной из деревень Кукморского района. И кто-то заметил, в шутку, что мусульманам разрешается иметь больше одной жены. Там были арабы, они подтвердили – да, разрешается. Тогда этот имам сказал: все верно, только пророк имел в виду, что на свете есть сексуально озабоченные люди, вот для них он и сделал исключение. Но мы, татары, - культурные люди, мы умеем сдерживать себя. Нам второй брак не нужен. Рустем Шакиров Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|