Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Ударим подвеской по бездорожью

Общество    02 сентября 2016, 12:03
Фото: предоставлены клубом "Оффроуд-Казань"
Фото: предоставлены клубом "Оффроуд-Казань"
Устрашающего вида автомобили с лебедкой на бампере и огромными колесами преодолевают лесной овраг с речкой-грязнушкой на дне. Дело происходит на этапе кубка «Измерение 4х4», объединяющего энтузиастов оффроуда из Казани, Кирова, Чебоксар, Нижнего Новгорода и Йошкар-Олы. И, что характерно, оффроудерам, заляпанным грязью чуть меньше, чем их машины, происходящее явно нравится. Корреспондент «Вверх» попытался понять, ради чего все это и какой ценой.

1/ 3

Болотное дело

В общих чертах оффроуд (преодоление бездорожья на машинах повышенной проходимости) можно поделить на категории «спорт» и «туризм», но внутри каждого класса есть свои подразделения, зависящие от технических характеристик автомобиля. Каждый спортсмен немного турист, но не каждый турист – спортсмен, потому что оттюнинговать машину для походов дешевле, чем подготовить конкурентоспособный спортивный болид.

В качестве эксперта по этой теме я выбрал Артема Люлинского, джиппера с тринадцатилетним стажем. По профессии Артем трейдер по ценным бумагам и говорит, что между рынком акций и бездорожьем есть много общего - азарт, непредсказуемость и необходимость каждый раз выкладываться на все сто. В оффроуд он пришел еще в студенчестве.

- Дело было поздней осенью. Я стоял на улице, прогревал «уазик», который мне купили родители. Не знаю, что привлекло Андрея Торопова, одного из первых казанских джипперов, который проезжал мимо на «Нексии» и решил остановиться. Протянул мне какие-то бумаги, говорит - возьми, может, заинтересует. И уехал. Я, конечно, опешил, но начал читать. Это был регламент соревнований «Королевская охота». Там же была ссылка на сайт с отчетами участников предыдущих соревнований. Я зашел на него, и это было попадание прямо в сердце. Я так этим загорелся! Я сидел на лекциях и рисовал, что я сделаю со своим «уазиком», как я его подготовлю. Надо сказать, что оффроуд не настолько требователен к бюджету, как может показаться. Я вначале вообще денег не имел, учился и сидел на шее у родителей. И все, что можно было сделать с машиной руками, я сделал. Не было денег на лебедку, ну так я несколько лет кряду без нее ездил – ребята в трудной ситуации вытягивали.

Соревнования по трофи-рейдам проходят от снега до снега, начиная с апреля, когда проводятся «покатушки» по последнему снежку, и заканчивая ночным ориентированием по хорошему, но еще проезжему снегу в ноябре. Попасть на них не в ранге участника – дело непростое, потому как лишний балласт в машине никому не нужен, а наблюдать за гонками со стороны все равно не получится. Это ведь не стадион, а лес или какой-нибудь другой труднопроходимый и плохо просматриваемый ландшафт. Но однажды я стал свидетелем «покатушек». Дело было в конце октября, когда я вместе с друзьями-туристами выбрался в поход выходного дня по марийской тайге. Погода стояла мерзопакостная, с ветром и мокрым снегом, рельеф тоже не давал расслабиться. Особенно много неудобств доставляли дренажные канавы, покрытые толстым слоем снежной каши, и болота. Вокруг ни души, хотя летом здесь полно грибников и ягодников. И вдруг навстречу нам сразу три вымазанных грязью джипа с характерными для оффроуда деталями кузова. Перед нами вежливо притормозили и уступили дорогу. По словам Люлинского, ребята, скорее всего, ездили по лесу в целях составления маршрута для будущих соревнований.

 

«Котлеты» по-казански

- Выбор места под соревнования - это целое искусство, - рассказывает Люлинский, - главный критерий - чтобы было интересно. Если от старта и до финиша сплошная непролазная колея, это, конечно, запоминается, потом много разговоров про то, как люди не могли из нее машину трое суток достать, но это не совсем то. Надо чтобы сначала колея, потом болото, овражек, триальчик, выезд на берег, а там вот такой офигенный вид! У нас на подготовку соревнований уходит месяц. Все выходные, плюс до этого во время туристических выездов ищем интересную местность. В основном «трофим» по марийке – там много болот и она рядом. Но пытаемся и в Татарстане соревноваться: пару раз задействовали Рыбную Слободу, Щучьи горы – там очень интересный рельеф.

В организационном плане казанское оффроуд-движение – это два клуба, «Казанский оффроуд» и «Азимут». Каждый любитель бездорожья сможет найти себе тусовку по вкусу. Всего на соревнования регистрируется минимум 20 экипажей (рекорд - 70).

Среди оффроудеров нет случайных людей, сплошь фанаты езды по бездорожью. При этом неважно, кем человек является «в миру». По словам Люлинского, никто об этом даже не спрашивает, если что и узнается, то совершенно случайно, например когда для обсуждения деталей будущих соревнований приходится заезжать за товарищем прямо на работу. «Когда кто-нибудь из ребят видит меня в костюме, - рассказывает Артем, - у них глаза на лоб лезут. Они привыкли видеть меня в походной одежде, перемазанного и бегающего с лебедкой».

Сам Артем - штурман, и о важности своего амплуа способен рассказывать вдохновенно:

– Хороший штурман – это штучный товар! Он, естественно, отвечает за то, куда ехать, и еще, когда машина застревает, он закрепляет трос лебедки. Причем если трасса напряженная, это может быть многократное упражнение. Механики априори оба – и пилот, и штурман. За то время, что я участвую в соревнованиях, я разве что двигатель не разбирал в полевых условиях. Бывают экипажи и из трех человек, так проще штурману - можно меньше бегать. Но когда тяжелая засада, из машины выскакивают все, включая водителя, чтобы облегчить вес машины. У хорошего пилота с плохим штурманом шансов победить меньше, чем у средненького пилота с хорошим штурманом.

И, конечно, шансы на победу в немалой степени зависят от того, какая у кого тачка. Тенденция последнего времени – появление класса «прото» (от слова прототип), то есть машин, полностью собранных своими руками, иногда вообще с нуля. Такие агрегаты предназначены для самого экстремального бездорожья и называются «котлеты». Они легче серийных, имеют оптимальную геометрию и очень сильно зависят от бюджета и инженерного таланта. Можно сказать, что в этом классе идет заочное соревнование за самый настоящий кубок конструкторов.

 

Я УАЗ любил...

Бюджет самых дорогих машин, которые участвуют в соревнованиях Поволжья, около трех миллионов. Но начиналось казанское оффроуд-движение с машин попроще. «В основном были «уазики» и «Нивы», - вспоминает Люлинский. - Но потом в «уазики» стали ставить тойотовские моторы. Вместо родных мостов – портальные серийные от «Вольво Лапландер». Сейчас они очень активно используются в оффроуде, потому что дают большой прирост в клиренсе, больше десяти сантиметров. Соответственно, чтобы поставить большие колеса, нужно сделать лифтинг – приподнять машину над землей, отодвигая подвеску. Если не хватает - кузов над рамой поднимается. Следом за этим меняется подвеска. И дальше уже начинается замена начинки вплоть до установки нового двигателя. Но если цель – туризм, а не спортивные соревнования, можно ограничиться внешними изменениями – установкой больших колес и лебедки».

Спрашиваю Артема о том, как часто можно увидеть спортивный болид на городских дорогах. На мой взгляд, часто – они еще такие все шумные, блестящие, у дорогих ресторанов любят останавливаться. Люлинский возражает: «Машину, которая участвует в спорте, узнать легко – она вся помятая. Она такая, как будто ее пожевал монстр. Если же ты видишь машину, которая блестит и вся «навернута», знай: это чисто для понтов. Я утилизировал два «уазика» до состояния, когда не к чему было прикручивать мосты. «Уазик» на экстремальном бездорожье живет не больше трех лет. Речь именно о тех, крепких «уазиках», не «Патриотах», которые не созданы для серьезного бездорожья. Конечно, у нас есть и «нивоводы», и «шевинисты». Те, кто намучился с «нашемарками», пересаживаются на иномарки. «Тойоты» в этом деле по популярности вне конкуренции. Из современного для бездорожья практически ничего серьезного не выпускается, только разве что «Вранглер», 70-я «Тойота» и «Лэнд Ровер Дефендер». И то, по-моему, последние две марки сняли с производства. Что значит серьезное? Это рама и неразрезные мосты».

– Если в движении появились люди с большими деньгами, есть ли смысл и дальше в нем участвовать? Все равно ведь, как ни старайся, крутую тачку не обойдешь?

– Нет, все мы варимся в одном котле, и тот, кто вкладывает последний рубль, может победить, - снова не соглашается Артем. - Потому что бездорожье исключительно многогранная среда, здесь слишком большой фактор случайности, технической удачи. Даже новая машина может сломаться. Внедорожник - он ведь очень хрупкий, у него все узлы и трансмиссии перегружены из-за больших колес. И даже имея все свежее и новое, ты можешь это сломать, въехав на полном ходу в канаву. А другой экипаж пройдет ту же канаву аккуратнее на автомобиле в два раза дешевле и выиграет гонку.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

28.05.2022 Рустам Минниханов: «Каравон» за 30 лет стал узнаваемым брендом Татарстана С празднования «Каравона» начинается старт национальных праздников в республике
28.04.2022 «Решил ехать волонтёром на Донбасс, потому что мне не всё равно» С гуманитарной миссией на Донбассе побывали активисты МГЕР из Татарстана
31.03.2022 «Единая Россия» помогает привести Петропавловский собор Казани в первозданный вид В рамках партпроекта «Историческая память» также реконструируют мечеть Иске Таш


Новости

30 июня, 16:38 В Казани соберутся министры по делам молодежи исламских стран С 27 по 30 августа в столице Татарстана пройдёт Казанский глобальный молодёжный саммит.

30 июня, 13:46 На праздник «Уяв» в Татарстан приедет глава Чувашии Олег Николаев Праздник чувашской культуры пройдёт в селе Сиктерме-Хузангаево Алькеевского района

 

30 июня, 08:33 «Единая Россия» поддержит на дополнительных выборах Дмитрия Анисимова Кандидатуру Анисимова выдвинули на заседании президиума политсовета партии

29 июня, 15:59 В Казани восстановление подпорной стены на Булаке завершат к концу сентября Сейчас здесь началось возведение армированного каркаса и бетонирование новой стены

29 июня, 15:54 Татарстанцы смогут задать вопросы по реализации программы газификации 1 июля будет работать горячая линия Общественной палаты РТ

29 июня, 14:20 В Региональной общественной приемной «Единой России» Фарид Мухаметшин провел прием жителей К Секретарю Татарстанской «Единой России» обратились с просьбой о помощи в поиске родственников в Мариуполе и содействии в приобретении национальной обуви

28 июня, 14:08 Копию советской боевой машины БА-64 воссоздали казанские подростки Кропотливую работу по поиску чертежей и сбору макета ребята начали ещё два года назад

28 июня, 13:59 Более 600 миллионов рублей направят на рекультивацию иловых полей в Татарстане Иловые поля у казанских посёлков Отары и Победилово занимают площадь в 100 га

28 июня, 12:54 «Единая Россия» обеспечит Донбасс и освобождённые территории русской литературой и учебниками Уже в ближайшее время на территории Донбасса, Херсона, Запорожья и Харьковской области будет направлено 104 тысячи изданий в рамках акции «Книги – Донбассу»

27 июня, 16:33 В 20 школах Казани откроются профильные психолого-педагогические классы Обучаться в них планируют более 400 старшеклассников

Все новости
Уайлд


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх