Здравствуй, школа!02 сентября 2019, 09:54Заметки учителя: август тревоги нашейБыло бы здорово, если бы учительские отпуска совпадали по срокам с летними каникулами. Увы, пока дети наслаждаются самыми сладкими днями лета, их педагоги заняты подготовкой школы к 1 сентября. Попутно ища ответы на вопрос: «Что год учебный нам готовит?» Резать по живомуОднозначно мне повезло с соседкой по кабинету. Второй год подряд она позволяет мне догулять отпуск, не прерывая его ради покраски стен и мытья полов. На самом деле, список ремонтных работ в кабинетах гораздо шире. Формально учителя их делать не обязаны, но это как с дополнительными занятиями для выпускников: если не мы, то кто? За все время, что я работаю в школе, нам один раз выделили линолеум. Все остальное покупаем за свой счёт, иногда с превеликой осторожностью просим финансово помочь родителей, понимая, что это могут расценить как вымогательство. Когда после отпуска тратишься на ремонт, невольно приходят мысли о финансовых перспективах грядущего учебного года. Последний раз учительские зарплаты в Татарстане поднимали в 2014 году. Затем, вопреки общему удорожанию жизни, их то и дело хотели урезать, пока в январе 2019-го на смену новой системе оплаты труда не пришла наиновейшая. Многие учителя тогда радовались повышению окладов, но большинство быстро раскусило: если новый оклад не может быть меньше 70% от зарплаты, то значит её не повысили, а урезали. Я, например, не досчитался в зарплате 2 тысяч. Знаю педагогов, которые после зарплатного манёвра уволились. Те, кто остался, либо едва сводят концы с концами, либо сидят на шее у мужей, либо имеют сторонние источники заработка. И это не только репетиторство. Воистину: учитель в России - больше чем учитель. Он и грузчик, и промоутер, и охранник, и мастер-отделочник… Разумеется, подобного рода совмещения не лучшим образом сказывается на качестве преподавания. Но если завтра государство дотянется своими цепкими руками и до этих доходов, людей в учительской профессии станет существенно меньше. Бумажный мирВ этом учебном году должен вступить в силу профстандарт педагога. Сделать это должны были еще в 2017-м, но тогда по разным причинам не сложилось. Ничего хорошего от профстандарта я не жду. Документ, к примеру, позволяет не платить учителям за классное руководство, вменяя построение «взаимоотношений с родительской общественностью» им в обязанность. Правильные слова об индивидуальном подходе и инклюзии заслуживают всяческого одобрения, но для их воплощения на практике нужны условия, в том числе кадровые. У нас же по 30 и более детей в классах и одна ставка психолога на всю школу. О передовом зарубежном опыте, предполагающим закрепление за каждый «особым» ребёнком тьютора, в данном контексте даже как-то стыдно говорить. И вообще профстандарт – это про бумаги. А бумаг в школе и без него выше крыши. Пишу эти строки в дни, когда по идее я должен составлять годовой учебный план. Каждый год в нём что-то по мелочам меняется – учебники, колонки, формулировки… В этом году, как мне объяснил один коллега, «убрали колонку предметных и метапредметных действий». Иными словами, план снова придется переделывать. Заумная терминология к реальному учебному процессу никакого отношения не имеет – люди преподавали и будут преподавать в меру своих способностей и опыта. Однако она безусловно кому-то нужна - для оправдания собственной значимости и составления эффектной отчётности. Четыре против одногоВ этом году у меня будет 4 девятых класса против одного в прошлом. Значит мой предмет (он не из списка обязательных), будет сдавать человек сорок. Может и больше, если окажутся правдой слухи о введении четырёх предметов по выбору вместо двух. Дети, не дожидаясь окончательного решения, пишут в соцсетях гневные посты об «издевательстве над собой», а учителя им отвечают: «Мы страдаем ещё больше» И, действительно, за отличные результаты детей на экзамене в зависимости от школы можно получить месячную прибавку к зарплате в 300-500 рублей. (Размер стимулирующего фонда не меняется, поэтому чем лучше результаты школы, тем ниже стоимость одного балла.) Для этого нужно, как минимум, раз в неделю заниматься с детьми после уроков. Многие учащиеся альтруизма педагогов не разделяют и ходят на подготовку для галочки. Тем более что по опыту предшественников они знают: на экзамене «наверняка» (увы, это не так) будут шпаргалки, а если даже получишь двойку, её дадут пересдать. Несмотря на весь негатив, наступления учебного года я жду с нетерпением. Всё-таки школа – это не только бумажки, низкие зарплаты и всё возрастающие требования, но и общение с детьми. Не сетевое – его я категорически не признаю, а живое. С пацанами из 10А класса всегда можно договориться об игре в волейбол. В 9Г завязываются интересные беседы по теме урока, компенсирующие «водянистость» учебника. В 6А учится мальчик, который всякий раз с таким искренним раскаянием на лице говорит о своей неготовности к уроку, что я никак не решаюсь его за это как следует отругать… Нельзя не упомянуть и соседку по кабинету. Она у меня ведь не только ремонт самостоятельно делает, но и умеет пошутить, может разделить удовольствие от просмотра фотографий из летнего отпуска и даже составить компанию по затягиванию сроков сдачи очередного плана или отчёта. В общем, пока в школе остается место для здоровых неформальных отношений, работать в ней можно. Феликс Одинаев Заметки родителя: школьные годы - чудесные?А вот раньше первое сентября я любила. И не потому, что это первое сентября со школой, а потому, что вечером мы всегда шли отмечать день рождения тётушки. Вот, правда, одно из лучших воспоминаний детства. С утра пару часов тусуешься в школе, а вечером идёшь есть салатики, жареную курицу и встречаться с родственниками. Самым лучшим в тот вечер была лоджия, с которой открывался вид на ночные огни большого города. Почему-то думалось, что людям там живётся лучше. Что-то разностальгировалась…. Мои школьные годы чудесные закончились давно, рядом с домом тётушки построили другой дом, теперь, кроме двора, ничего не видно. И я ж теперь мать! Интересно другое, что останется в памяти у дочери о её первых сентября и школе в принципе. Может, она когда-нибудь напишет свою колонку. Пока мои мысли. Разные. Сквозь розовые очки…Я точно знаю, что первого сентября буду плакать. Плачу каждый год. От умиления. От взросления. От непонимания, куда определяться дальше. Стесняюсь страшно, поэтому солнечные очки – мои лучшие друзья в этот день. Пока везло – все дни были солнечные. Ещё очки помогают скрыть наглый взгляд матери-старослужащего, если обратиться к армейской аналогии. Можно снисходительно поглядывать на новобранцев, невзначай давать советы, одобрительно кивать головой. Дочь в этот день, наверное, будет меня стесняться – седьмой класс всё-таки. Честно говоря, меня это мало трогает. Праздник себе портить какой-то семиклашке я не позволю. …Со второго дня учебного года начнётся самая длинная тренировка, которая когда-либо у меня была. Придётся изо всех сил поддерживать личное состояние дзен. Потому что происходящее вне зависимости от того, готов ты к нему или нет, так и норовит из этого самого дзена вышибить. Экология общенияШкольные чаты – зло и благо одновременно. Благо – потому что можно оперативно получать информацию, включая не выложенное в электронный дневник домашнее задание. Зло – потому что для получения нужной информации приходится разгребать тонны ненужной. Например, что чей-то ребенок заболел. Вот по-честному – об этом надо знать всем родителям? Неужели трудно написать учителю лично? Или огромное количество орфографических ошибок. Мой внутренний филолог и редактор рыдают, обнявшись за рюмкой коньяка. Они готовы простить неправильное написание слов родителям. Но не понимают, как может писать с ошибками учитель русского языка и литературы. Кто-то может сказать, что в чатах многие не обращают на это внимание, время экономят. В этот момент к моим двоим, уже пьяненьким, присоединяется перфекционист, который не верит, как находясь в определённой роли, можно её так плохо играть. Думаю, года через два я наберусь смелости и спрошу у учителя, что ею движет. Трое внутри за это время могут спиться окончательно. …С классным руководителем нам повезло. Так считает моя дочь. Я тоже. Классная – классная. Активная, современная, с татухой на шее. Дети её обожают, хотя не все признаются. Она без устали таскает класс на смотры, конкурсы, спектакли и куда-то там ещё. Самое главное, вовремя деньги сдать за поездку. В сравнении с параллелью «а-шки» выигрывают по всем параметрам. Они – «показные», как говорит учитель, от внешнего вида и успеваемости до социальной активности. В общем, похвасталась. Классную перестаю любить (ненадолго, ибо она не при чем) три-четыре раза в год, когда объявляется школьная ярмарка. Это такое мероприятие, где школьники продают разный шурум-бурум. Родителей уговаривают, давят на совесть, напоминают по несколько раз на неделе, чтобы дети что-то принесли. Когда дочь вытащила из дома все сделанные моими руками безделушки, пришлось думать, как выкручиваться дальше. Делюсь лайфхаком. Покупаешь баночку варенья, отмываешь этикетку под горячей водой. Сверху накрываешь листочком пергамента, обвязываешь бечевкой, подписываешь «От бабули из деревни». Вуаля! К школьной ярмарке готовы. Полный дзен…Недавние похороны преподавателя из университета добавили не только человеческой печали по ушедшему человеку, но и тревоги мамскому сердцу. «Павлова, я тебе вот как скажу, три года я работала на репетиров, - внешне одногруппница практически не изменилась, но родительского опыта успела отхватить больше. – Репетитора по русскому ищи с десятого класса, в одиннадцатом нормальные уже не берутся на сто баллов подготовить. Если надо, нашего найду. Звони». ЕГЭ - что-то неясное и далёкое, но неумолимо приближающееся. Пока я плачу только одному репетитору - по английскому, но подозреваю, что ситуация скоро изменится. Посему выдыхаю… выдыхаю… выдыхаю… Ну, здравствуй, школа! Я скучала! Оммммм… Мама Лизы - Татьяна Павлова. *Дзэн (япон. "медитация") — это творческое состояние, цветение, мир чистоты и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вернуться назад |
|
|