#Яесть: Как отличить коммуникацию от манипуляции?02 апреля 2019, 09:21- Девушка, возьмите, я именно вам хочу ее подарить, - улыбающаяся последовательница индийского божества практически всучила мне в руки книгу. Книга тоже была хороша. Новенькая, блестящая, еще пахнущая типографской краской, картинка на обложке вообще показалась неземной. - Возьмите! Обязательно почитайте, вы с ней придете к истинной вере, - улыбка становилась все шире и шире. Я уже собралась прослезиться от щедрости экзотической незнакомки, с благодарностью приняла дар и… получила ведро ледяной воды (иносказательно, конечно).
Двести рублей по тем временам были деньги немалые. Я бы, может, и отдала, если бы не это сверхнаглое вымогательство. Позже, начав изучать принципы коммуникации (да чего уж там – манипуляции), нашла у Роберта Чалдини* описание этой модели. Оказалась она старым добрым принципом взаимного обмена. Правило гласит, что мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек. Если женщина оказывает нам любезность, нам следует ответить ей тем же; если мужчина посылает нам подарок ко дню рождения, мы должны вспомнить о его дне рождения; если супружеская пара приглашает нас к себе в гости, мы должны в свою очередь пригласить эту пару к себе. Таким образом, правило взаимного обмена гарантирует нам своего рода награду за любезности, подарки, приглашения и тому подобное. Со следующим принципом я столкнулась чуть позже и повела себя похоже (опять же в силу своей малоопытности). Называется он словом «дефицит». Те, кто жил во времена Советского Союза, помнят, что люди сначала занимали очередь, а потом уже интересовались, какой именно дефицит в магазине «выбросили». Да, именно под этим принципом нам с мужем тогда всучили кредитную карту (был такой грех в моей жизни). Неприступная банковская служащая с надменным лицом, практически не открывая рот, прошелестела, что банк идет нам навстречу и выдает карту (про грабительский процент промолчу) из каких-то там своих запасов. И мы были счастливы! Понимаете, добровольно влезли в кабалу, благодарили банк от всего сердца и радовались, что урвали кусочек дефицита. Подобный финт ушами недавно сделала одна новая социальная сеть, создать аккаунт в которой можно было только по приглашению тех, кто зарегистрировался ранее. Естественно, количество приглашений в день было ограничено. Что произошло? Правильно. Люди выстроились в виртуальную очередь. Ну и еще один принцип – благорасположение, он же дружелюбный вор. Бинго, тут я устояла!!! Звонок по телефону, очень вежливая девушка-менеджер профессионально начинает разговор, мягкие, вкрадчивые интонации, досконально вызубренная информация обо мне, та, что размещена в открытом доступе в сети. Она не говорила, она пела. Пела мне оду, кормила комплиментами, заваливала такими приятными вещами, которых я никогда не слышала от мужчин. Ну, в таком количестве.
«Красивая форма равна красивому содержанию». Все, что нужно сделать, это понравится другому человеку. А параллельно сказать ему, что он нравится вам. Пишу эти слова, вспоминаю тот разговор, и губы сами растягиваются в улыбке. Как же это было здорово – слушать из уст телефонной незнакомки о своей практически гениальности. Разговор я прервала сама, спросив, сколько стоит публикация обо мне в том издании. Девушка обиделась, но цену назвала. Коммуникативных ловушек на самом деле больше, чем три. Где посмотреть остальные, я уже подсказала. Главное, помните – когда вы манипулируете, возможно, кто-то делает по отношению к вам то же самое. Любая коммуникация всегда манипуляция. Пока, котики! Татьяна Павлова, профессиональный *Роберт Чалдини — американский психолог. Классическим в социальной психологии стал труд Чалдини «Психология влияния», одно из лучших учебных пособий, в котором современному анализу подвергаются механизмы мотивации, усвоения информации и принятия решений. Общий тираж этой книги во всем мире превысил миллион экземпляров, она переведена на девять языков, а сам Чалдини является чуть ли не самым цитируемым социальным психологом. Вернуться назад |
|
|