Шкатулка с «Шурале»

Общество    27 ноября 2020, 13:39
(Фотография: пресс-служба оркестра)
(Фотография: пресс-служба оркестра)
Впервые в Казани кукольный спектакль сыграет на одной сцене с камерным оркестром

В декабре по традиции, несмотря ни на что, состоится долгожданный «Абязов–фест». Переделать «Щелкунчика» в оперу и сыграть балет с куклами – такое по силам только маэстро и художественному руководителю оркестра La Primavera Рустему Абязову. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, какие ещё сюрпризы ожидают зрителей в рамках музыкального форума, и почему не все представления можно будет давать на привычной для музыкантов сцене.

Куклы под оркестр

Идея переформатировать «Шурале» изначально возникла у Рустема Абязова. Каждый раз, когда заканчивается «Абязов–фест», маэстро задумывается, чем бы ещё можно было удивить публику, смешивая в один коктейль казалось бы не сочетаемые ингредиенты. Благо, два года для реализации следующего фестиваля есть. Главное, по словам дирижёра, придумать концепцию, общую тему, на основе которой можно будет творить. Так получилось и на этот раз. Темой была выбрана «Сказки, мифы и легенды в музыкальном отображении». И после этого «придумки» полетели как из рога изобилия. Фестиваль всегда отличался синтезом разных видов искусства.

«Сначала пришла идея сыграть сюиту Фарида Яруллина, – говорит Рустем Абязов. – Мне кажется, я отдал композитору все долги,  какие перед ним были у меня как у его фаната. Я обратил внимание, что не существует сюиты из балета «Шурале». Мне хотелось, чтобы эта музыка жила отдельно, на симфонической сцене. Я отредактировал, сделал оркестровку, добавил множество ударных инструментов и показал её директору оперного театра Рауфалю Мухаметзянову. Он предложил мне переложить весь балет на симфонический лад».

Но однако ж со своим камерным оркестром это произведение Абязов сыграть не мог. И тогда пришла в голову идея воспользоваться фестивалем. 

«Если выйдут мои музыканты и будут просто играть музыку Фарида Яруллина, это будет красиво, но не увлекательно, – вспоминает маэстро. – Хотелось, чтобы это действо получило новую огранку. И тогда возникла идея обратиться к Ильгизу Зайниеву, который на тот момент только стал режиссёром театра кукол «Экият». Я поинтересовался, нет ли желания попробовать на эту музыку что-то поставить».

Признаться, Зайниев был удивлён подобным предложением. Однако не стал отказываться от возможности поэкспериментировать. Тем более, что Абязов уже записал фонограмму с симфоническим оркестром Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля и предоставил произведение, дав при этом полный карт-бланш режиссёру. На эксперименты было полтора года.

«Я изучил видеозаписи балета, историю постановки, самой легенды – всё, что связано с Шурале. И мне показалось, что просто так под это великое произведение танцевать балет с куклами будет не интересно. Зрителю такое действие будет выдержать тяжело. И я стал копаться в этой истории. Кто такой Шурале, и почему это единственный татарский балет, который прославился на весь мир. Стали сочинять либретто, и в какой-то степени у нас получилось культурологическое произведение о том, как Шурале хранит татарскую культуру и ждёт, когда же придёт прекрасная Сююмбике».

Первоначально у Ильгиза Зайниева в голове сложился образ, что балет Шурале лежит в шкатулке на дальней пыльной полке на чердаке. И это как будто символизирует настоящую татарскую культуру, которая часто тоже мало используется в современной жизни. Время от времени с этой пыльной полки достают не связанные друг с другом фрагменты балета и показывают их зрителям. Но со временем режиссёр вместе с актёрами решил отойти от этой печальной концепции и всё же дать спектаклю надежду на то, что татарская культура в скором времени полетит вперёд.

Но на этом эксперименты не закончились. Режиссёр решил идти до конца и позвал на помощь из Камаловского театра актёра Ильдуса Габдрахманова и хореографа Салиму Аминову. То есть зрители помимо кукольного представления увидят ещё и вплетение танцев.

«Когда мы начали работать над спектаклем, я был привязан к истории классического балета, - говорит художник спектакля Сергей Рябинин. – В голове вертелись образы постановки 1945 года и других интерпретаций. Ходил вокруг старых штампов. Но режиссёр настоятельно мне рекомендовал избавиться от них, поскольку это будет совсем другое произведение, совершенно другая история. И когда уже было написано либретто, я понял, что Шурале – это персонаж, который попал каким-то образом в наши дни и существует с нами рядом в виде обычного человека. Мне стало интересно, я зацепился за эту историю и только тогда стали рождаться художественные образы и различные технические находки. И сейчас даже удивительно для меня самого, что история совершенно не связана с классическим сюжетом балета и вообще привычным повествованием о Шурале. История гораздо добрее, интереснее и драматичнее».

Создатели нового продукта считают, что великие произведения тем и прекрасны, что через много лет могут заиграть новыми красками в руках современных режиссёров, которые привносят в их содержание что-то свое.

Культурный бартер

Самое сложное в данном проекте – это нехватка времени. По словам Ильгиза Зайниева, пандемия спутала все карты, и сейчас и цеха, и сами актёры работают в загруженном графике. К примеру, за осень было сыграно гораздо больше спектаклей, чем в прошлом году. А за 4 месяца «Шурале» станет шестой премьерой театра. И это ещё не считая новой новогодней сказки. Билеты на праздничные представления поступили в продажу 26 числа, и только за первый день было продано порядка 60 процентов, а это около 10 тысяч «проходок».

«Конечно, из-за коронавируса чувствуется некая тревожность, – говорит режиссёр. – Мне как руководителю каждое утро приходится начинать не с театральной суеты, а узнавать, никто ли не заболел сегодня. Особенно тяжело было осенью – у нас были заболевшие, чего уж греха таить. Во всех театрах болели. Но мы вовремя меняли актеров, ни одно представление не перенесли».

«Шурале» театр поставит в свой репертуар, скорее всего, в январе. Сейчас полным ходом идут приготовления к премьере 7 декабря в ГБКЗ им. С. Сайдашева. Это непростая задача для кукольников, поскольку в концертном зале сцена мало приспособлена к тому, чтобы на ней играли куклы. Нет необходимого театрального оборудования, и даже с освещением есть определённые сложности. К примеру, если на классических представлениях свет в зале и на сцене максимально приглушён, а прожекторы используются для того, чтобы усилить повествование, то в Большом концертном зале свет гасить не представляется возможным, поскольку музыканты должны каким-то образом смотреть в ноты. Сцену в итоге поделят на две части. В одной – будет сидеть оркестр, в другой – рождаться сказка. Судя по репетиции, зрелище действительно ожидается захватывающим.

«Мы договорились, что после фестиваля, когда состоится премьера в театре кукол, мы так скажем, «по бартеру» могли бы с оркестром прийти на представление и ещё раз сыграть спектакль вместе с актёрами, – говорит Рустем Абязов. – Но только в том случае, если придумаем, куда можно было бы разместить музыкантов на этой сцене».

«Щелкунчик», каким вы его ещё не видели

Однако это будет не единственный сюрприз в день открытия «Абязов–феста». Во-первых, с сольным сэтом для публики выступит легендарная тувинская группа ХУУН-ХУУР-Ту, и один из лучших гусляров России Гудимир.

Второй день фестиваля состоится ровно через неделю, 14 декабря. Зрителей ожидает сюрприз – премьера. Это одноактная моноопера «Щелкунчик» – для сопрано и камерного оркестра – с участием Алины Шарипжановой.

«Уж эти мелодии многим знакомы и любимы с детства, поэтому они прозвучат без каких-либо изменений. Единственное – оркестрованы будут под La Primavera, – говорит маэстро. – И опять же, просто музыку играть не интересно. Поэтому я обратился за помощью к поэтессе Альбине Абсалямовой с предложением написать либретто к этой опере. А Алина Шарипжанова с удовольствием согласилась исполнить вокальную партию. Сейчас полным ходом идут репетиции».

Сюжет оперы строится на том, что взрослая женщина вспоминает, как в детстве ходила на балет «Щелкунчик». И детский ум настолько впечатлялся увиденным, что девочке ночью снится, что она является действующим лицом внутри самой сказки…

Все это будет проходить в сочетании с другим номером. В этот вечер на сцену выйдет великолепный московский ансамбль Дмитрия Покровского, с которым оркестр исполнит музыкальное действо «Слово о полку Игореве» композитора Алексея Шелыгина. Переложение для камерного оркестра сделано специально к «Абязов-фестивалю». То есть получится такой русский дух с немецким вкраплением, если, конечно, от сказки Гофмана что-то останется после её интерпретации.

Завершится «Абязов–фест» через месяц, 28 января. Впервые в Казани будет показана постановка знаменитого балета Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». В сопровождении камерного оркестра на сцену выйдет не менее камерный балет «Пантера» под руководством Наиля Ибрагимова. Подобный эксперимент также будет осуществлён в Казани впервые. И тут уже опять не обошлось без коронавируса.

Из-за того, что на сцене ГБКЗ развернуться в танце, где ещё при этом находится оркестр, нельзя, выступление хотели перенести на конец декабря в ДК Сайдашева, где и базируется «Пантера». Но вот незадача. Из-за эпидемии концерты в муниципальных ДК запретили, там пока остались только кружки. Поэтому премьера состоится в январе, если всё будет нормально.

К слову, фестивальная жизнь оркестра уже пострадала из-за пандемии. Весной должен был пройти фестиваль L’arte del arco. Но по факту состоялся только день открытия музыкального форума, после этого в Татарстане, да и по всей России из-за коронавируса закрыли все концертные площадки. Но Абязов продолжает верить в будущее. Его даже не смущает, что сегодня заполняемость залов может быть не больше 50 процентов, поскольку фестиваль проходит при поддержке министерства культуры и Правительства Татарстана.

Другое дело, если из-за ковидных ограничений примут постановление, что зал должен наполняться не более 25 процентов. В таком случае Абязову будет жалко проводить свой фестиваль для такой немногочисленной публики. Стоит отметить, что зритель в последнее время активно ходит на подобные представления. Оркестр La Primavera в отличие от некоторых своих коллег по цеху не идёт на различные ухищрения, чтобы в таких сложных эпидемиологических условиях забивать зал «под завязку», в БКЗ – всё по закону, не больше половины зала. И билеты на программу «Наша музыка из «не нашего» кино» в кассах закончились достаточно быстро. Не все желающие смогут попасть на это представление. Поэтому учитывая сколько оригинальных премьер ожидается, нужно поторопиться с покупкой билетов…

Олеся Ткаченко



Вернуться назад






Новости рубрики

25.01.2021 «Ситуация достаточно сложная»: чем в Татарстане планируют наполнить Год родных языков Сегодня в республике официально стартовал месячник Международного Дня родных языков в рамках Года родных языков и народного единства
25.01.2021 «Переломать» водителя В ГИБДД Татарстана считают, что безопасность на дорогах могут обеспечить высокие штрафы
20.01.2021 «Татарстан как школа передового опыта»: Роспотребнадзор оценил антиковидные действия республики Татарстан станет пилотным регионом по испытаниям третьей вакцины от COVID-19


Новости

25 января, 20:06 «Единая Россия» проведет второй Социальный онлайн-форум На нем озвучат ряд новых социально значимых инициатив

25 января, 14:03 Студенты Татарстана обратились с вопросами в общественную приемную «Единой России» Студенты Татарстана обратились с вопросами в общественную приемную «Единой России»

 

25 января, 14:01 «Это моя благодарность России»: татарстанский студент рассказал о работе волонтером Студенты в свой праздник продолжают помогать медикам и людям, оказавшимся на самоизоляции или в трудном положении

24 января, 08:49 Рафаэль Шавалиев встретился со старшеклассниками Приволжского района Казани Депутат Казгордумы принял участие в местном проекте «Единой России» «Твои люди, Казань»

23 января, 17:18 В Набережных Челнах открылся новый онкоцентр Объект построен в рамках национального проекта «Здравоохранение» и 50-летия «КАМАЗа. Центр будет обслуживать девять районов республики

23 января, 09:47 Татарстанские единороссы обеспечат школы шахматными зонами В рамках работы комиссии президиума регионального политсовета «Единой России» по вопросам реализации нацпроектов разработаны дорожные карты по созданию...

22 января, 18:58 В Набережных Челнах отметили пятилетие студенческого спорткомплекса Комплекс построили в рамках федерального проекта «500 бассейнов»

22 января, 18:48 В татарстанской общественной приемной прошел прямой эфир по вопросам новшеств в социальной сфере В рамках прямого эфира эксперты обсудили изменения, которые вступят в силу в 2021 году и ответили на вопросы жителей Татарстана

22 января, 15:08 В Минздраве РТ опровергли связь вакцинации от COVID-19 со смертью учителя Между первым и вторым этапом введения вакцины пациенты должны позаботиться о профилактике против любых ОРВИ, уточняют медики

22 января, 15:06 Третья российская вакцина от COVID-19 прибудет в Татарстан в феврале-марте Татарстан выступит в качестве пилотного региона для проведения испытаний вакцины, разработанной центром им.Чумакова

Все новости


© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK Facebook Инстаграм RSS
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-75219 от 07.03.19. Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ТРО ВПП «Единая Россия»
Информация для лиц старше 18 лет. Запрещено для детей.
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта (кроме фотографий), как и активная гиперссылка при цитировании, только приветствуется.
Материалы сайта (кроме фотографий), если специально не оговорено иное, доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Наверх