«Это не деньги с вертолёта, а шанс пережить кризис»: СМИ включили в перечень пострадавших от COVID-19 отраслейОбщество    29 мая 2020, 18:13
Премьер-министр России Михаил Мишустин включил СМИ в перечень пострадавших в результате пандемии новой коронавирусной инфекции отраслей. Российские медиа смогут пользоваться всеми мерами поддержки, предусмотренными государством для компаний и организаций из таких отраслей. Эксперты «Вверха» отмечают вклад Президента Татарстана в принятое решение, а также призывают не только радоваться, а использовать «время на передышку» с пользой, внося коррективы в бизнес-модели и, главное, контент СМИ. На какие меры поддержки могут рассчитывать СМИ?Постановление о включении деятельности в области СМИ и производства печатной продукции в перечень пострадавших из-за коронавируса отраслей экономики датировано 26 мая. О том, чтобы СМИ включили в число отраслей экономики, наиболее пострадавших от COVID-19, попросил Президент Татарстана Рустам Минниханов. Соответствующее письмо Президент республики направил и.о. Премьер-министра России Андрею Белоусову. Рустам Минниханов подчёркивал, что из-за пандемии коронавируса у региональных СМИ резко снизились объёмы рекламного рынка и продажи печатных изданий, а это может спровоцировать приостановку или даже прекращение деятельности СМИ. Последнее приведёт к ухудшению информирования населения и повлияет на общественно-политическую стабильность и безопасность. В своём обращении глава региона отмечал, что в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции региональные средства массовой информации работают при значительном снижении объёмов рекламного рынка до 90 процентов. С просьбой о поддержке в апреле к главе Татарстана обратились республиканские медиа. «Пользоваться мерами поддержки, предусмотренными государством для представителей пострадавших отраслей, смогут издатели книг, газет, журналов, периодики, телекомпании и радиостанции, сетевые издания, информационные агентства. Также в перечень внесена деятельность, связанная с печатанием газет», - отмечается в постановлении Правительства РФ. Российские медиа в условиях коронавируса и связанных с ним ограничений продолжают свою работу. «Сейчас роль СМИ особенно важна: граждане должны получать оперативную и достоверную информацию о происходящем», – отметил Михаил Мишустин. В числе мер поддержки, которыми смогут пользоваться российские медиа, – полугодовая отсрочка по уплате всех налогов (кроме НДС), а также арендных платежей при использовании недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату зарплат, льготные кредиты по ставке 2% на любые цели, мораторий на банкротство, проведение плановых и внеплановых проверок. Дополнительно для представителей малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей предусмотрена отсрочка по уплате страховых взносов (и снижение их размера в два раза, если заработная плата работников выше 1 МРОТ), реструктуризация выплат, сформировавшихся в период предоставления отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, сроком на один год ежемесячно равными долями. Также для них действует прямая финансовая поддержка в виде субсидий (грантов), которые можно потратить на зарплаты, оплату долгов за коммунальные услуги. Средства предоставляются из расчёта 1 МРОТ на каждого сотрудника. «Письмо Минниханова сыграло очень большую положительную роль»Генеральный директор телерадиокомпании «Новый Век», депутат Госсовета РТ от «Единой России», глава Союза журналистов Татарстана Ильшат Аминов подчеркнул роль Президента республики Рустама Минниханова в принятом решение о включении СМИ в перечень пострадавших от коронавируса отраслей. Собеседник «Вверха» также убеждён, что вышедшее постановление должно спасти от закрытия многие региональные СМИ. «Несколько недель назад Президент республики встречался с журналистами, и мы попросили его отправить предложение о включении СМИ в перечень пострадавших от коронавируса отраслей в адрес главы Правительства России. Принятое постановление нас очень порадовало. Мне сегодня звонили коллеги из Москвы, в том числе, президент Национальной ассоциации телевещателей Эдуард Сагалаев. Они сказали, что письмо нашего Президента сыграло очень большую положительную роль в выходе этого замечательного постановления Мишустина. Для нас это очень важно. Рустам Нургалиевич услышал нас, откликнулся, отправил письмо в Правительство России. Я понимаю, что было очень много аналогичных обращений. Но очень важно, что нас услышали, а голос Президента Татарстана имеет очень большой вес», - убеждён глава Союза журналистов Татарстана. По словам Ильшата Аминова, многие частные СМИ сейчас испытывают огромные трудности из-за чудовищного падения рекламного рынка. В частности, по данным эксперта, на радио падение рекламного рынка достигает 90 процентов. «У многих радийщиков в апреле ни одного рекламного ролика не было размещено. Основные размещатели рекламы там – малый и средний бизнес, это общепит, туризм, сфера обслуживания, сфера красоты, фитнес-клубы, цирк, наиболее затронутые последствиями пандемии», - отметил он. «Мы поддерживаем все предложенные для поддержки СМИ меры – 1 МРОТ на человека при соблюдении определённых условий, беспроцентные кредиты, отсрочка по уплате налогов, отсутствие проверок, арендных платежей. Так что для многих СМИ это очень важный документ. Многие ребята, которые мне звонили сегодня, просто счастливы. Здорово, что постановление вышло. Для СМИ это было очень важно», - подчеркнул собеседник. Он также посетовал, что в постановление включены не все предложения, в том числе, в список не вошли рекламные агентства. Ильшат Аминов уверен, что в результате принятого постановления рынок СМИ республики не должен сильно сжаться. «Многие коллеги, которые были на грани умирания, сказали, что сейчас у них появился шанс пройти этот сложный период с уверенностью в завтрашнем дне», - сказал он. При этом глава Союза журналистов РТ признал, что многие СМИ сокращают численность своих сотрудников: «Это, к сожалению, неизбежно». «Цифровые медиа будут иметь больше шансов первыми выйти на плато»Директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета, телеведущий, известный журналист Леонид Толчинский в беседе с корреспондентом портала «Вверх» отметил, что коронавирусная пандемия обострила уже существовавшие проблемы в медийной отрасли. В этой ситуации государство, которое сделало шаг навстречу, даёт всем СМИ шанс, которым кто-то воспользуется, а кто-то – не сможет этого сделать. По словам Леонида Толчинского, перечень пострадавших от COVID-19 отраслей пополнялся от месяца к месяцу и стал просто гигантским – от торговли автомобилями и детскими игрушками до народных промыслов. С одной стороны, от этого серьёзного кризиса реально пострадали практически все, и не только лишь пандемия новой коронавирусной инфекции его вызвала, а лишь ускорила его для многих отраслей. «То, что СМИ попали в этот список пострадавших отраслей – это, конечно, хорошо. Потому что в условиях кризиса любая поддержка, тем более, от государства – всегда глоток воздуха и надежды, что уцелеешь и сможешь выйти с минимальными потерями», - считает он. По мнению собеседника, кризис в СМИ начался уже давно. Тут можно провести такую аналогию – много сопутствующих хронических заболеваний повышает риски для человека умереть от коронавируса, так что вирус ускоряет процесс гибели организма. «Так и здесь – вирус просто ускорил для некоторых отраслей момент, когда обнажились все хронические и острые проблемы. Мы видели, как из года в год убытки демонстрировали крупные медийные федеральные холдинги. Не лучше была картина с региональными холдингами. Так что вирусная история скорее обострила и ускорила процесс ухудшения ситуация», - считает он. Когда в этом положении государство делает свой шаг в сторону пострадавших отраслей, это всегда хорошо, продолжил Леонид Толчинский. По словам собеседника, меры поддержки особенно необходимы для нишевых изданий (по туризму, товарам широкого потребления и т.д.), которые могли вообще погибнуть. «Они были напрямую завязаны на рекламодателях, компаниях, которые обвалились напрочь и, возможно, надолго, например, туристическую индустрию. Нишевые издания, которые обслуживали определённую тематику, могли напрочь погибнуть. Региональная пресса могла в значительной степени исчезнуть: печатные издания-то очевидно, но и не печатные могли скукожиться очень заметно. Это бы могло усугубить кризис на рынке труда, когда много людей, профессионально умеющих работать со словом, с массовой аудиторией, оказались бы на улице – это не очень хорошо не только экономически, социально, но и политически», - рассуждает он. Выходом постановления государство даёт шанс сфере СМИ, убеждён Леонид Толчинский. «Надо только рассматривать эту поддержку именно как шанс. Да, даются какие-то преференции и привилегии. Не все, не 100 процентов и не в одночасье надо будет возвращать, но всё же, в основном, на возвратной основе. Строго говоря, это не деньги с вертолёта, а шанс пережить кризис, не погибнуть в нём, удержать коллективы», - отмечает он. По мнению эксперта, дальнейшее развитие событий в медиаотрасли будет зависеть от того, какими темпами будет восстанавливаться рекламный рынок, и куда пойдёт перераспределение денег, какими медиаметриками будут в дальнейшем руководствоваться рекламодатели, которые в результате кризиса станут аккуратнее относиться к своим деньгам, какие медиаплощадки они выберут в качестве приоритетных. «Этим сейчас надо заниматься. Не просто обрадоваться: «Как здорово, что нам дали деньги - сейчас живём». Кроме того, стоит вопрос бизнес-модели, которой придерживается СМИ. СМИ уже были с моей точки зрения в кризисе. Их текущие бизнес-модели уже вели с неизбежностью в тупик. Некоторые использовали новации, большинство – нет. Кризис хорош тем, что он даёт возможность выйти на новые форматы, произвести трансформации. Чтобы сделать это безболезненно, государство даёт шанс, серьёзную поддержку. Дальше всё в руках бизнесменов», - убеждён он. По словам Леонида Толчинского, если эта передышка, дарованная государством, будет использована СМИ, то здорово. «У нас есть шанс по мере отступления кризиса увидеть обновлённые по бизнес-моделям, форматам и главное – контенту, СМИ. Мы сможем увидеть новые, более объективные медиаметрики. Если это время не будет использовано и все утонет в радости: «Как здорово, что нас заметили и не забыли про нас», тогда это можно рассматривать как аппарат ИВЛ – кислород рано или поздно закончится. Надо понимать, что государство на такие шаги дважды не пойдёт. Сейчас государство даёт равные шансы всем. Как и кто из этого выйдет, посмотрим», - резюмировал он. В целом по структуре медиапотребления видно, что больше шансов выйти из кризиса с наименьшими потерями - у цифровых медиа. «Кризис только усилил это направление движения. Мы все ушли в онлайн, максимально на цифровые площадки – будь то торговля, доставка еды, образование или потребление контента. Именно цифровые медиа будут иметь больше шансов первыми выйти на плато при успешном выстраивании бизнес-модели», - добавил собеседник. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|
|